Фальсифицированные продукты — зло. С этим согласны, пожалуй, все. Зато нет единодушия в методах борьбы с нарушителями, наполняющими товарный рынок подделками. Похоже на то, что государство пытается решить проблему за счет предпринимателя и потребителя, упорно склоняя рынок к принудительной голографизации. И это несмотря на то, что голограмма как средство защиты сама может стать объектом фальсификации. Да и обойдется всем нам в копеечку…
В конце прошлого и начале нынешнего года проблема контроля за качеством товаров обсуждалась особенно бурно. Дело в том, что, ссылаясь на сложившуюся ситуацию с распространением фальсифицированной продукции, Кабинет министров 15 октября 2003 года принял постановление «О внесении изменений в Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения». Документ обязывает предпринимателей использовать при торговле продукцией копии сертификатов соответствия государственной системы сертификации или копии свидетельств о признании соответствия на защищенных голографическими элементами бланках. Новый порядок предлагалось внедрить с 1 декабря 2003 года. К слову, указанный сертификат — это документ, выданный органом, уполномоченным Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации, который свидетельствует, что товар надлежащим образом идентифицирован и соответствует требованиям действующих нормативных документов.
Однако очередной этап принудительной голографизации (ранее голографические этикетки появились на акцизных марках, но от подделок они так и не спасли. — Ред.) пока не состоялся. Постановление Кабмина вызвало бурную реакцию предпринимателей и общественности. Правительство было вынуждено перенести сроки введения в действие нового «голографического порядка» на 1 февраля. Стороны получили возможность еще раз взвесить все «за» и «против».
Положение с фальсификацией продукции действительно тяжелое: по данным контролирующих органов, удельный вес нелегального товара в Украине составляет почти 40%. Употребление спиртных напитков стало попросту опасным — по заключению специалистов, едва ли не каждая вторая бутылка водки — предмет фальсификации. Как следствие государственный бюджет по самым скромным подсчетам ежегодно недополучает до 2 млрд. грн.
Позиция сторонников радикальных изменений в защите продукции ясна — сложившуюся ситуацию необходимо срочно менять. Но каким образом? Они ратуют за применение голограмм, аргументируя свою позицию тем, что методы нанесения голограммного изображения кардинально отличаются от полиграфических и голограмму практически невозможно не то что подделать, но даже перенести с одного предмета на другой. (Жизнь доказывает — нет ничего выполненного человеком, что человек же не смог бы подделать. Это вопрос лишь времени и денег. — Ред.)
Противники внедрения кабминовской новинки тоже оперируют убедительными аргументами. Соглашаясь, что борьбу с валом фальсификата действительно откладывать нельзя, они утверждают, что голограммы далеко не панацея, а стоят очень дорого. Сами по себе, без создания четкой системы контроля за поставкой и продажей товара, они не способны защитить потребителя ни от недобросовестного продавца, который невесть откуда берет продукцию, ни от коррумпированного чиновника, который всего этого не хочет видеть или подходит к нарушителям избирательно. Именно в обязательности применения голограмм усматривают перекос большинство участников заседания Национального пресс-клуба рыночных реформ с красноречивым названием «Сколько будет стоить предпринимателям «голографическая» новация правительства?». Присутствующие пришли к выводу, что стоить это будет достаточно дорого. Одна копия сертификата «тянет» более 3 грн., стало быть, небольшое оптовое предприятие за 500—1000 копий сертификатов должно ежедневно платить 1500—3000 грн. Для крупного оптовика затраты еще большие. Например, согласно расчетам специалистов ОАО «Львовхолод», в день там будут вынуждены выдавать 38—40 тыс. копий общей стоимостью 129—136 тыс. грн. За год «набежит» от 30 до 32 млн. грн. Как утверждал на заседании генеральный директор чайной компании «Мономах» Владимир Барабаш, его среднее торговое предприятие вынуждено будет потратить из своих оборотных средств на оплату голограмм сумму, которая приближается к 1 млн. грн. в год. Потребители чая от этого отнюдь не выиграют, ибо нетрудно догадаться, что дополнительные расходы заставят поднять розничные цены. Вместо того, чтобы внедрить взаимную ответственность поставщиков и потребителей за фальсификат и, к примеру, лишать лицензий или применять другие жесткие меры наказания, запускается далеко не идеальный механизм, взваливающий дополнительную нагрузку на себестоимость товара.
Участники заседания пришли к выводу, что новации правительства вряд ли существенно повлияют на борьбу с теневой экономикой, а непроизводительное извлечение огромных денежных сумм из бизнеса в сферу производства тех же голограмм ударит по предпринимательству, повысит цены на товары, уменьшит пополнение бюджетной казны. Аргументы сторонников нововведения, основывающиеся на опыте развитых западных стран, тоже не показались их оппонентам убедительными. Система защиты товаров с помощью голограмм в мировой практике действительно существует, и достаточно давно. Но пользуются этой дорогостоящей формой защиты далеко не все предприниматели. Только богатые фирмы могут позволить себе такую защиту товаров, да и то, скорее, для поднятия престижа своих товаров. Что касается обязательности, то наша страна может оказаться впереди всех в затратах на нововведение, но отнюдь не в наведении порядка на товарном рынке.