Кабмин ввел обязательную голографическую маркировку на документах и товарах. Принятие постановления №932 от 5 июля «Об утверждении перечней документов и групп товаров, подлежащих защите голографическими элементами», повергло в шок предпринимательские круги. Ведь в длинном перечне документов значатся... акцизные марки на табачную и алкогольную продукцию, бланк сертификата соответствия государственной системы сертификации УкрСЕПРО и даже его копии. Не ожидали, что вопреки законодательству документ будет принят в закрытом режиме, без консультаций с производителями, экономических расчетов и обоснований, сравнения с альтернативными вариантами решения задачи. Однако приняли, несмотря на все возражения и доводы предпринимателей, при этом мало беспокоясь о том, что нововведение ударит не столько по фальсификаторам и контрабандистам, сколько по легальным операторам рынков и бумерангом, по государственной казне. А там сегодня, ох, не густо. Одно отрадно: по мнению экспертов, принятые перегибы просто не реально воплотить в жизнь. У нее свои законы, их никакими постановлениями не отменить.
Благими намерениями вымощена дорожка...
Идея защиты отечественного потребителя от всевозможных подделок сама по себе очень популярна. От полноты ее реализации во многом зависит не только процветание отдельных предприятий и экономики в целом, но и здоровье граждан, в отдельных случаях даже их жизнь. Жаль, только методы этой реализации частенько не эффективны, а в данном конкретном случае вредны. Авторы постановления рассчитывают, что с помощью высоких технологий, воплощенных в голограммы, смогут остановить распространение контрафактной продукции. И таким образом защитить потребителей и товаропроизводителей от происков нелегалов и фальсификаторов. Однако силой осчастливливать — занятие весьма неблагодарное. Тем более что в данном случае выиграют разве что производители голограмм, зато заплатят за это по сути все остальные и государство в целом. Попробуем аргументировать данный тезис.
Не товар, не документ, но с голограммой
Это акцизная марка, которую согласно постановлению правительства «нагрузят» голографической этикеткой. Вдобавок к тем пяти степеням защиты, которые уже существуют. (Ныне акцизная марка изготавливается Монетным двором, которому, кстати, под силу и голограммы. Само собой напрашивается предложение авторам перечня к пресловутому 932-му постановлению — оклеймить голограммой еще и гривню. Вот ведь необъятное поле для заказов. Но нет, тут ведь прямой расход государства, который ни на чей кошелек не переложишь.) Непонятно: зачем акцизной марке еще и голограмма? Во-первых, существующие степени ее защиты и так не в полной мере используются. Во-вторых, потребитель не в состоянии отличить настоящую марку от поддельной и не собирается этого делать. Вместо этого он, к примеру, упорно отдает предпочтение дешевой сигаретной продукции, на которой либо вообще не наблюдается акцизных марок, либо нахально красуется «филателия» соседних государств. Не так пока богат потребитель в своей массе, чтобы в нем проснулось чувство патриотизма. А без этого его не заставить покупать отечественные сигареты, которые еще больше подорожают. В «Укртютюне» оценивают стоимость марок, необходимых для маркирования 1000 сигарет (50 пачек), в 8,5 грн. Это исходя из того, что стоимость голограммы составит 17 коп. Соответственно, более всего это отразится на расходах покупателей недорогих сигарет, стоимость которых вырастет в среднем на 15—20%. Выходит, снова будем платить контрабандистам и в бюджеты соседних государств, марочки которых чаще всего встречаются в ассортименте «акул розничной торговли», то есть бабушек.
Зачем себе же во вред защищать то, что никто не подделывает? В цивилизованном мире защита продукции — дело чести производителя. Дело добровольное. Он вправе сам выбирать методы защиты. Сумели же производители коньяка «Таврия» организовать для этого собственную горячую телефонную линию. Причем информацию, необходимую для того, чтобы отличить коньяк от подделки, обеспечивает ныне здравствующая акцизная марка. Прочие производители с той же целью то и дело усложняют форму сигаретной пачки, бутылки, колпачка... А фирма «Гетьман» без чужой подсказки уже использует голограмму. Это ее право, ее выбор. И проблемы, кстати, тоже ее...
Деньги на ветер
Предполагаемое введение голографической этикетки на сертификате соответствия и его копиях приведет к вынужденной смене устоявшейся системы обеспечения торговли этими самыми сертификатами. Тут дело впрямую касается не только предпринимателей, но и потребителей. Согласно существующему законодательству, каждый покупатель имеет право потребовать у продавца сертификат (точнее его копию) на приобретаемый товар. Купил я консервы, бутылочку горячительного, коробочку конфет... — обеспечьте меня сертификатом. Законное требование.
Но сколько это будет стоить для потребителя? Ведь документ перестанет быть простой копией, заверенной печатью. Стоимость последнего наверняка отразится на розничной цене. Сколько же этих самых копий потребуется заказывать, если в Украине только торговых точек, реализующих алкогольные напитки и табачные изделия, насчитывается более 100 тыс. А ведь сертификат соответствия требуется на каждый вид товара и даже на каждую его единицу (если того потребует покупатель). Завозишь новую партию — заказывай новые сертификаты. Вот ведь простор для бумаготворчества — счет пойдет на миллиарды. Пострадает от этого в первую очередь малый бизнес, который работает с мелкими партиями и большим ассортиментом.
Итогом такого маркирования станет повышение цен и уменьшение конкурентоспособности отечественной продукции. Увеличение валовых расходов (за счет приобретения копий сертификатов с голографическими этикетками) неминуемо уменьшит налогооблагаемую прибыль и... соответствующие статьи доходов госбюджета. Добавьте сюда дополнительные расходы на администрирование, и вы представите, какой ресурс будет выведен из реальной экономики в сферу бумаготворчества, а главное — реально ли это вообще.
Отрасли — в отпуск
Ну не выйдет у ассоциаций предпринимателей убедить Кабмин отказаться от затеи. Что тогда? Фабрики и заводы начнут быстренько закупать и клеить акцизные марки на свой товар? Может быть, и так. Но что из этого выйдет, не сложно предсказать. Голограмма — это вам не нынешняя бумажная марочка, ее традиционное оборудование не потянет. Стало быть, первая партия уйдет в брак. Что делать дальше? Или отказываться от затеи, или думать о проектировании нового нестандартного оборудования. Стало быть, две «подакцизные» отрасли пойдут в отпуск без содержания, и тогда неудачи прошлых лет, связанные с установлением чрезмерного уровня акцизов, покажутся цветочками. Без содержания окажется и госбюджет. Стоит ли до этого доводить?
Но свято место пусто не бывает. Без сигарет и алкоголя потребитель не останется. Нет, нишу заполнит не импорт. Очень нужно капиталистам ломать свой технологический процесс, закупать оборудование, чтобы подстроиться под причуды Украины. На рынке в полную силу расцветет контрабанда и фальсификат. Так с чем боролись? В этом случае марки с голограммами или без них уже не понадобятся. Впрочем, если кому-либо из предпринимателей вдруг понадобятся голограммы, то у тех же нелегалов этого добра можно приобрести сколько угодно. Будьте уверены, эти обклеят этикетками по самым выгодным расценкам («ЗН» консультировалось по этому поводу). Потребитель все равно не отличит настоящую голограмму от поддельной (откуда у него специальное оборудование?) Уже сегодня производители дорогих марок алкоголя, защищенных голограммами, ломают голову над тем, как бороться с подделкой самих голограмм. Так что Кабмину стоит поторопиться с разработкой постановления по защите своего ноу-хау...
Комментарии
Валентина Хоменко, исполняющая обязанности генерального директора ассоциации «Укртютюн»:
— Эти меры направлены против легального производителя. Следствием голограммизации акцизных марок, бланков сертификатов соответствия, бланков сертификатов о признании и их копий будет увеличение расходов на предпринимательскую деятельность и усиление тенизации экономики. В результате государство не досчитается денег в бюджете. Свое несогласие с решениями правительства «Укртютюн», «Укрвинпром» и СОВАТ изложили в письмах на имя Президента Украины, премьер-министра и главы СБУ.
Вячеслав Сокерчак,
президент ассоциации «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака» (СОВАТ):
— Это очень затратно. Марки акцизного сбора обойдутся дороже самого акцизного сбора. Сумма средств, которые будут уплачены курильщиками негосударственным предприятиям за марки с голографическими элементами, составит почти 600 млн. грн. В то же время акцизного сбора в 2001 году было собрано 583 млн. грн., а на 2002 год запланировано 540 млн.
Ксения Ляпина,
координатор Института конкурентного общества:
— Ситуация точно подходит под цитату Президента, озвученную 15 июля на совещании с представителями малого и среднего бизнеса: «Настав час розібратися, хто лобіює законодавчі акти, які є дуже небезпечними як для держави, так і для бізнесу».