Собрание акционеров «Укртелекома», в котором 26 апреля был объявлен перерыв, успешно завершено 10 июня. Напомним, тайм-аут в собрании был взят в связи с тем, что на момент его начала Кабмин не утвердил финансовый план компании (вопрос должен был рассматриваться 24 апреля). Поскольку 7 июня финплан после упорных и продолжительных дебатов был таки утвержден, у руководства компании появилась возможность поставить в собрании акционеров точку. А то новые и старые члены наблюдательного совета компании все никак не могли вступить в свои обязанности, госбюджет не мог получить хоть и сравнительно скромные, но дивиденды, а «Укртелеком» — долгожданный кредит на развитие мобильной связи третьего поколения.
Утвержденный Кабмином финплан предусматривает дальнейшее снижение прибыльности компании. Предполагается, что в 2006 году компания получит чистую прибыль в размере 466 млн. гривен — это на 53 млн. грн, или на 11%, меньше, чем в 2005 году, и на 481 млн. грн., или вдвое меньше, чем в 2004-м. О причинах дальнейшего снижения чистой прибыли руководство «Укртелекома» может рассказывать долго и аргументированно, вспоминая и внезапно появившихся у госмонополиста конкурентов, и последовавшее за этим уменьшение рыночной доли компании в наиболее прибыльных секторах телекоммуникационного рынка.
Однако нельзя не отметить интересный факт: на диаграмме, иллюстрирующей динамику чистой прибыли компании по годам, можно увидеть резкий скачок в 2004 году, когда компания показала результат 947 млн. грн. после 611 млн. в 2003-м (и это несмотря на то, что о возможном снижении прибыли руководство компании предупреждало еще в 2004 году). Почти вся эта сумма, напомним, прошлогодним собранием акционеров была направлена на выплату дивидендов. Так вот, финансовым планом на 2004-й была предусмотрена гораздо меньшая сумма чистой прибыли — около 660 млн. грн., да и дивидендов предлагалось выплатить только 221 млн. грн. Злые языки объясняли неожиданный рост чистой прибыли за 2004 год и объема выплаченных дивидендов политическими причинами. А именно, намерением руководства компании сотрудничать с правительством Юлии Тимошенко, действовавшим на момент прошлого собрания акционеров. Те же злые языки утверждают, что при желании значительный объем чистой прибыли, а также выплаченных дивидендов можно было бы «изыскать» и сегодня. Однако «спонсировать» ныне действующее правительство в планы руководства «Укртелекома» не входило. Не исключено также, что правительство, которое будет актуальным на момент следующего собрания акционеров, использует опыт коллег из позапрошлого правительства и сумеет мотивировать руководство компании отразить в отчетности пристойные значения чистой прибыли и ее доли, направляемой на дивиденды.
Кстати, утвержденный прошлым правительством финансовый план «Укртелеком» не выполнил. Согласно варианту документа, утвержденного на собрании акционеров, чистая прибыль в 2005 году должна была составить 1,1 млрд. грн. А в августе минувшего года, в обмен на утверждение инвестиционного плана «Укртелекома» со значительным объемом внешних заимствований, тогдашнее правительство вынудило компанию увеличить этот показатель до 1,5 млрд. грн. Однако поскольку оно уже ушло в отставку, спросить с руководства компании за то, что реальная цифра оказалась втрое (!) меньше плановой, некому. Как мы уже упоминали, у руководства компании есть дежурные оправдания падения чистой прибыли. Тем не менее, когда утверждался уточненный финплан, никто не встал и не сказал, что полтора миллиарда гривен — цифра нереальная. Получается, знали, что правительство уйдет в отставку и план можно будет не выполнять? Или соглашались на все, лишь бы получить «зеленый свет» на кредитование?
Ведь резервы у компании, на первый взгляд, есть. В отличие от чистой прибыли, доход растет. По результатам 2005 года он составил 7,78 млрд. грн., что на полмиллиарда гривен больше, чем компания заработала в 2004-м. Планируется, что в текущем году «Укртелеком» заработает на столько же больше — 8,3 млрд. грн. Темпы роста дохода, таким образом, составляют чуть больше 7% в год, что, правда, маловато по сравнению со среднеотраслевыми значениями.
После утверждения финплана компании собрание акционеров утвердило нормативы распределения чистой прибыли за 2006 год. Они не изменились по сравнению с таковыми на 2005-й. На выплату дивидендов должно быть направлено 40% от нее, «на развитие» — 30%, 25% — в фонд материального поощрения работников (в основном топ-менеджмента — надо же им за что-то жить) и 5% — в резервный фонд компании. Надо отметить, что примерно такое же распределение планировалось и на «нестандартный» 2004-й, однако руководство компании поставило акционеров перед фактом, что на дивиденды надо отдать почти все. Правда, как оговорился Г.Дзекон в первом раунде собрания, «мы были вынуждены принять такое решение». Привет Юлии Владимировне, так сказать.
В абсолютных цифрах это значит, что за 2005 год будет выплачено 207 млн. грн. дивидендов, из них 192,7 млн. грн. — на государственную долю. Миноритарные акционеры получат сущие копейки — по тридцать с небольшим гривен на «рядовой» пакет акций. Соответственно, в следующем году поступления от «Укртелекома» как в госбюджет, так и в карманы обычных связистов планируются еще меньшими.
На развитие компании в минувшем году из прибыли было направлено аж 43 млн. грн. Тогда как путем кредитования и выпуска облигаций было привлечено более 2,5 млрд. грн. Помнится, на прошлогоднем собрании акционеров с мест звучали вопросы — почему это компания не предусматривает, как было запланировано, внутренних инвестиций и в то же время собирается привлечь почти полмиллиарда долларов кредитов? Однако таким вопрошающим давали понять, что на собрании они — статисты. Правда, полумиллиардные вливания с помощью внутренних резервов осуществить бы и не удалось. И не удастся. Ни 155,7 млн. грн, направляемых на развитие сегодня, ни 139,8 млн. грн., которые планируется выделить на эти цели в следующем году, не заменят ни полмиллиарда долларов, которые были привлечены в качестве кредитов в 2005-м, ни четверти миллиарда, которые планируется привлечь в 2006-м.
«Это первый финплан, направленный на развитие компании. Это наша с вами большая победа», — сказала заместитель председателя Фонда государственного имущества Светлана Ледомская в своем выступлении на второй части собрания акционеров. Она преувеличила. Учитывая вышеприведенные цифры, «развитие» компании никак не зависит от распределения прибыли, предусмотренного финпланом. Нынешнее руководство сделало ставку на привлечение кредитов. Кроме того, не прекращаются разговоры о необходимости вывода акций «Укртелекома» на открытые торги на ведущих мировых биржах, т.е. о постепенной продаже компании. Не окажется ли цена такого «развития» слишком велика, покажет время.
Надо отметить, что руководство «Укртелекома» предпринимает определенные шаги для повышения доходности компании. Например, Георгий Дзекон не раз заявлял о необходимости радикального сокращения числа работников «Укртелекома» — с нынешних 120 тысяч человек до 35—40 тысяч. Связывается это с ростом доли цифрового оборудования на сетях компании, обслуживание которого требует в несколько раз меньшего количества людей. Правда, «цифровизация» коснулась пока в основном крупных городов, а на остальной территории страны более половины населения до сих пор обслуживаются ресурсоемкими аналоговыми АТС. Тем не менее сокращение штата, по мнению руководства компании, является одним из главных источников снижения внутренних расходов, поскольку «основную часть затрат «Укртелекома» составляет заработная плата». Цифры при этом не приводятся. Можно представить себе, какое социальное потрясение вызовет увольнение даже 10 тыс. человек (в ближайших планах компании — уволить 30 тыс. человек в течение трех лет). Профсоюзы будут против.
Тем более что именно на позицию профсоюзов натолкнулась другая инициатива «Укртелекома» по повышению своей прибыльности — утверждение новых, «сбалансированных» тарифов на услуги связи. Точнее, их повышение. Кстати, и предыдущий, и новый финансовые планы компании были рассчитаны исходя из повышенных тарифов на местную связь и снижения доли внутреннего субсидирования услуг. Однако приказ об утверждении новых тарифов в силу пока не вступил и находится на утверждении в Минюсте. До этого на протяжении почти полугода принятие этого необходимого «Укртелекому» решения блокировалось профсоюзными организациями. Это к тому, что у руководства компании, похоже, и в текущем году сохранится возможность оправдываться за невыполнение финансового плана…
С точки зрения корпоративного управления, происходящее выглядит более чем странно. Менеджмент компании не выполняет взятых на себя обязательств по прибыльности. Более того, компания не обеспечивает собственнику-государству и того, ради чего ее не приватизируют — «золотых яиц». Двести миллионов гривен дивидендов на госдолю — сумма немаленькая, однако в бюджетных дырах она просто растворится незамеченной. Есть еще, правда, налоговые и другие бюджетные платежи. Однако их сумма тоже уменьшилась (с 1,6 млрд. грн. за 2004 год до 1,48 млрд. за 2005-й). То есть налицо ухудшение финансовых показателей компании. Но основной акционер — государство — не только не увольняет ее руководство и даже не призывает к ответу, но и в целом положительно оценивает его работу. Такое возможно лишь в сложившейся в стране политической ситуации. Когда за влияние над «Укртелекомом» борются различные политические силы, которым для достижения их целей одинаково нужны и победы, и поражения компании.
Тем не менее смена руководства «Укртелекома» выглядит в этих условиях вполне вероятной. Похоже, завуалированная попытка такового была предпринята на первом раунде собрания акционеров. Странные вещи произошли тогда с наблюдательным советом. Его численность была увеличена до девяти человек, при этом в его составе осталось трое старых членов, близких к руководству компании. Эксперты говорили тогда о том, что сначала наблюдательный совет планировалось сменить полностью, однако затем было принято решение о сохранении в нем части старых членов. Возможно, компромисс был достигнут как раз за те два часа, на которые было задержано начало регистрации акционеров 26 апреля. Тогда же появилась неофициальная информация о судебных исках акционеров-физлиц, якобы запрещающих проведение собрания.
Понятно, что если бы наблюдательный совет сменился полностью, то прими кто-то на уровне руководства страны решение поставить на «Укртелеком» своего человека, у Г.Дзекона не было бы никаких шансов повлиять на решение данного органа. Стоит вспомнить, что после того, как в феврале 2004 года его самого назначило на эту должность внеочередное «собрание одного акционера» (государства с 92,86% голосов), в устав компании были внесены изменения, позволяющие назначать председателя правления одному наблюдательному совету. Такой механизм рассчитан на взаимопонимание двух председателей — правления и набсовета, и если его нет, то непосредственный руководитель компании «пролетает».
Впрочем, в сложившейся в стране внутриполитической ситуации может «пролететь» и сам Кабмин, если не больше. А новое правительство, определив свои приоритеты в отношении «Укртелекома», может пересмотреть и финансовый план компании, и решения собрания акционеров (благо, о вышеупомянутых судебных исках вестей нет — не иначе как законсервированы), и сменить ее менеджмент. Все рычаги для этого у власти есть. Так что Георгию Борисовичу остается полагаться лишь на свое умение договариваться.