Среде инвестор не указ
Оптимизм содержания и экономическая безупречность бизнес-планов характерны для многих инвестиционных проектов. Однако далеко не всем из них сопутствует успех.
Реализация проекта всегда происходит в социально и психологически обусловленной среде. Она является связующим звеном между первоначальной идеей и конечным результатом реализации проекта. Среда включает людей с их психологией и стереотипами поведения, а также элементы культуры, ландшафт местности и хозяйственную инфраструктуру.
Практика свидетельствует, что появление противоречий между проектом и каким-либо из факторов внешней среды влечет (по принципу домино) конфликт проекта со всей средой. В этом случае проект фактически обречен, так как изъять вложенные в него средства зачастую достаточно сложно. Поэтому для инвестиционного проекта крайне важно избежать возникновения любых конфликтов со средой реализации. Более того, только ее психологическая совместимость с проектом станет самой надежной гарантией успеха. Так, имеющий огромный опыт бегства с капиталами финансист Дж. Сорос всегда пытался «расположить» к себе окружающую среду, вкладывая в нее значительные суммы.
В процессе реализации психология разработчиков и восприятие исполнителей трансформируют проект в конкретные шаги. Именно на практические действия, а не на концепцию проекта реагирует внешняя среда. Поэтому ее мониторинг становится объективной необходимостью при инвестировании.
Опыт обеспечения эффективности инвестиций в конкретных условиях внешней среды может заинтересовать многих потенциальных инвесторов.
Ялта дает «добро»
Курортная Ялта 2001 года запомнилась многим отдыхающим появлением нового вида сервиса. Оборудованные по последнему слову техники микроавтобусы «Форд» и «Фольксваген» с надписью «Пересувні залізничні каси» можно было встретить в самых отдаленных районах и санаториях Большой Ялты. Этот проект «Укрзалізниці» был направлен на качественное расширение возможностей АСУ «Экспресс».
По информации Приднепровской железной дороги проект действительно получился удачным. Две передвижные и одна стационарная радиокассы за курортный сезон 2001 года продали более 15 тысяч билетов. Это позволило на 21% увеличить выручку от продажи билетов в Большой Ялте по сравнению с 2000 годом. Местные доходы радиокасс превысили запланированные показатели более чем в 10 раз.
Кроме того, можно только догадываться об экономическом эффекте, обусловленном избавлением тысяч людей от волнений во время отдыха! Эти результаты еще будут оценены специалистами и трансформированы в соответствующие экономические показатели.
В 2002 году планируется распространение проекта на Феодосию, Алушту и Евпаторию. Передвижные радиокассы становятся своеобразным символом Южного берега Крыма, осваивающего высокие технологии.
Однако мало кому известно, что в этом инвестиционном проекте ключевую роль сыграли разработки украинских ученых в области прикладной психологии. Впервые в экономической практике был использован природный потенциал, который выдающийся русский ученый Лев Николаевич Гумилев назвал «этнической энергией».
Проект, реализованный в Большой Ялте, стал первым примером удачного использования особенностей коллективной психологии (этнической энергии) и параметров экологической ниши для обеспечения эффективности инвестиций.
Модель эффективного инвестирования
Результаты проекта свидетельствуют, что в соединении инвестиций с психологическими технологиями лежит ключ к решению многих экономических проблем как Южного берега Крыма (в т.ч. заполнение санаториев в межсезонье), так и других регионов Украины.
Выводы ученых идут дальше: для Украины именно в этой плоскости находится траектория экономического прорыва. Станут ли эти методы революцией в экономической практике — слово за инвесторами и предпринимателями.
В процессе реализации проекта специалистами одного из киевских центров психологии была создана имитационная модель распределения энергетических (психологических) потенциалов в Большой Ялте. Это позволило определить влияние местных факторов на эффективность инвестиций, отработать возможные сценарии развития проекта, осуществить подбор кадров для его реализации, выполнить прогноз возникновения кризисных ситуаций и разработать методы их упреждения.
Апробированные в Ялте технологии психологического сопровождения инвестиций можно определить как перспективную модель инвестирования. При этом целевое взаимодействие с внешней средой должно стать неотъемлемой частью любого инвестиционного проекта. Так, для участвовавшего в проекте киевского научно-производственного предприятия «Мальва» был предварительно проведен кадровый аудит и сформированы целевые группы для решения локальных задач в условиях Большой Ялты.
«ЗН» от 29.03.2002 г. в статье «Большому бизнесу — большие потери?» освещало ключевую роль психологического фактора для успешной деятельности компании. Обеспечить же эффективность ее инвестиций позволят психологическое сопровождение и своевременная коррекция инвестиционных проектов на основе мониторинга внешней среды.