Еще одна брешь в государственном бюджете

6 ноября, 2015, 00:00 Распечатать

Чтобы читатель мог реально оценить подарок агрессору — потери госбюджета, воспользуемся цифрами, которыми оперируют авторы свежей cправки о рынке азартных игр в Украине (по состоянию на сентябрь 2015 г.). "В развитых странах мира поступления от лотерейной деятельности составляют не менее 1—2% от доходной части бюджета. Поскольку в 2014 г. доходная часть бюджета Украины достигла 487,5 млрд грн, такие поступления должны были составлять 5—10 млрд грн".

 

 Недруги Украины добились своего — рынок лотереи разрушен

 

Чтобы читатель мог реально оценить подарок агрессору — потери госбюджета, воспользуемся цифрами, которыми оперируют авторы свежей cправки о рынке азартных игр в Украине (по состоянию на сентябрь 2015 г.). "В развитых странах мира поступления от лотерейной деятельности составляют не менее 1—2% от доходной части бюджета. Поскольку в 2014 г. доходная часть бюджета Украины достигла 487,5 млрд грн, такие поступления должны были составлять 5—10 млрд грн". 

Оценка, понятно, весьма грубая. (Сегодняшнюю Украину с ее проблемами на Востоке, глубокой девальвацией гривни, гиперинфляцией и общим кризисом в экономике развивающейся страной можно называть только с большой натяжкой). Зато цифры объективно отражают потерянный потенциал еще одного рынка, а значит отобранную перспективу у всей страны. Ведь взамен разрушенному так ничего конкретно и не предложено. Соответственно, в ближайшее время речь может идти не о поступлениях в госбюджет, а, скорее, о дополнительных расходах на строительство "нового" рынка. И если на разрушение потребовалось почти два года, то можно себе представить, сколько времени и средств потребуется на созидание нового проекта. Если последнее, конечно, предусмотрено. Отсутствие конкретики создает впечатление, что полное разрушение — и есть цель противников лотерейного рынка. А дальше — это уже проблемы государства. Кому такое может быть выгодно?.. 

Конец переходного периода

Только сейчас, когда лежачий лотерейный рынок (единственный отечественный рынок, представители которого включены в санкционный список СНБО) не по-христиански "добивают", чиновники Минфина принялись за работу, которую они саботировали с 2013 г., т.е. за разработку лицензионных условий для организации лотереи. Именно пользуясь отсутствием этих лицензионных условий, чиновники могли представить общественности операторов лотерейного рынка злостными нарушителями, осуществляющими свою деятельность без лицензий.

При этом переходные положения специализированного Закона "О государственных лотереях в Украине" от 06.09.2012 г. предусмотрели подобную ситуацию. В ст. 15 значится: "В случае отсутствия нормативно-правовых актов, необходимых для получения новых лицензий, операторы лотерей, проводившие деятельность по выпуску и проведению государственных лотерей до момента вступления в силу этого Закона на основании выданных лицензий, продолжают свою деятельность до получения новых лицензий, но не более чем на три месяца с момента вступления в силу указанных нормативно-правовых актов". И это позволило оставаться лотерейщикам в рамках закона. Но переходные положения не могли длиться бесконечно в условиях безнаказанности чиновников, упрямо добивающихся своего.

Вот что пишет временно и.о. министра финансов И.Уманский премьеру в своем письме от 15 мая т.г.:

"28 мая 2015 г. вступает в силу новый Закон Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности". Для выполнения этого Закона Кабмин поручением №13046/1/1-15 от 09.04.2015 г. обязал Минфин до 29 мая 2015 г. разработать новые лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности по выпуску и проведения лотерей, которыми будет предусмотрен перечень документов, необходимых для проведения государственных лотерей. То есть Минфин обязан будет выдать новые лицензии на проведение государственных лотерей только ООО "М.С.Л.", ЧП "Украинская национальная лотерея", ЧАО "Патриот".

Действительно, как можно разрабатывать лицензионные условия, если это потянет за собой выдачу лицензий (таково требование закона), что, в свою очередь, снимет всякие основания для прессинга действующих операторов лотереи? — рассуждают в Минфине.

Нет, такого допустить нельзя, до тех пор, пока не отменим Закон "О государственных лотереях в Украине", заменив его новым. Такова дальнейшая логика письма в отношении лотерейщиков.

Хотя, казалось бы, есть свежий закон от 2012 г, соответствующий практике стран — членов ЕС, что подтверждено выводами Европейской ассоциации государственных и тото лотерей (AELLE). Может именно это и не нравится чиновникам, предпочитающим неевропейские подходы в своей работе. Если не нравится, так доработайте закон, усовершенствуйте его так, чтобы государство получало в бюджет те самые 5—10 млрд грн ежегодно. Чем не задача для государственных мужей? Зачем же все рубить с плеча, уничтожая своими руками бюджетные поступления? Или речь не о государственных, а других интересах?

Пас на агрессора

В чьих интересах зафиксировать еще одну брешь в госбюджете Украины, вместо того чтобы обеспечить достойные поступления? Напомним, что с Востока на нас давит не только военная агрессия, но и экономическая. На днях СМИ в очередной раз сообщили очевидное — Россия решила ввести экономические санкции против Украины. Это произойдет с 1 января
2016 г. Об этом в Facebook написал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Напомним о цитате в начале статьи, которая красноречиво свидетельствует о потенциале лотереи, ее возможностях наполнять госбюджет. Добавим также, что при правильной организации процесса доходы казны могут быть и значительно выше указанных. Примеры такого в мире присутствуют. Так, в Австралии доходы госбюджета от лотереи занимают пятое место.

Заметим также, что после вступления в действие европейского по своей сути Закона "О государственных лотереях в Украине" от 06.09.2012 г. поступления в госбюджет стали ощутимо расти. Эксперты обоснованно считали, что мы стоим на пороге прорыва в наполнении бюджета. При этом закончившиеся в 2013 г. лицензии Минфин образца Януковича продлил на год. И, скорее всего, в 2014 г. вопрос лицензирования был бы решен: прагматичная система Януковича—Азарова умела договариваться с бизнесом с учетом своих интересов.

Удивительно, но рвущийся вверх рынок был торпедирован сразу после победы Революции достоинства. Лицензии операторов закончились в период 23 февраля — 30 марта 2014 г. и больше не продлевались. Несмотря на то, что и Счетная палата Украины, и Минюст официально отмечали лицензионное бездействие Минфина.

Вместо наполнения госбюджета началась кампания по несправедливому обвинению операторов лотерей в монополизме, деятельности с просроченными лицензиями. Одновременно разыгрывалась русофобская карта. Кампания, как известно, закончилась попаданием в санкционный список СНБО двух самых крупных, в том числе самого большого в Украине оператора государственных лотерей "М.С.Л." с 45-летней историей и более чем 20-летним членством в Европейской ассоциации лотерей.

Выходит, не получилось "укатать" лотерейщиков банальными обвинениями в деятельности с просроченной лицензией. Так не упустили возможности обвинить их в:

1) угрозе национальным интересам Украины, национальному суверенитету и территориальной целостности страны;

2) способствовании террористической деятельности и нарушении прав и свобод человека и гражданина;

3) деятельности, приводящей к оккупации территории, экспроприации или ограничению прав собственности, созданию условий потери имущества и препятствовании динамичному развитию Украины.

Русофобия сделала свое дело. Настоящим собственником "М.С.Л." является Evolot Limited; у нее, в свою очередь, есть два собственника — Mixalene Holdings co. Limited и Guepard Limited, конечными бенефициарами которых являются, соответственно, киприот и украинец. Тем не менее, недругами используется любая возможность очернить деятельность компании, назвав ее пророссийской. При этом ссылаются на российский Forbes, предвзято умалчивая очевидное: данные приведены за 2012-й год, который "М.С.Л." (по информации той же публикации Forbes) закончила с убытками. Одновременно закрывают глаза на десяток успешных промышленных украинских компаний (о них идет речь в том же обзоре Forbes), находящихся в собственности российских олигархов. Что, прибыли, заработанные этими предприятиями, не работают на РФ?

Стало быть, если бы не война на Востоке Украины, переходный период, предусмотренный законом о лотерее, продолжался бы дальше, и лотерейщики работали бы, несмотря на чиновничьи палки в их колесах. Правила игры на рынке мог законным образом изменить только парламент.

Агрессору не нужна сильная Украина с мощными бюджетными источниками, он заинтересован в том, чтобы у "бандеровцев" было чем хуже. И не может ждать, когда рынок продемонстрирует свой потенциал, усилив Украину. Ему не нужны изменения или усовершенствование украинского рынка. Его задача — просто уничтожить этот рынок. Тем более что в РФ знают: украинский рынок лотереи значительно превосходил российский по своим экономическим характеристикам (в пересчете на душу населения) — доходность для госбюджета, массовость игроков, густота сетей распространения, структура бизнеса... Поэтому не случайно в это же время в РФ осуществляется переформатирование собственного рынка лотереи с целью его усиления.

То есть выходит, в угоду агрессору наша страна одним махом разрушила собственный действующий рынок лотереи синхронно с усилением российского. Все это усугубляется парадоксом, состоящим в том, что разрушен рынок, ненавистный агрессору, под предлогом борьбы с этим самым агрессором.

Произвольное трактование

Вольными или невольными помощниками разрушения лотерейного рынка выступили и те, кто вводил в заблуждение премьера, министров и их замов. Не исключено, что делали это сознательно, ведь со времен Азарова—Януковича среднее звено Минфина мало изменилось, а проблемы на рынке начались как раз весной 2014-го.

Иначе как могло случиться, что Минфин своим письмом №31-13040-03-2/9515 от 26 марта 2013 г. констатировал: "в связи с отсутствием нормативно-правовых актов, необходимых для выдачи новых лицензий, операторы государственных лотерей ООО "М.С.Л.", ЧП "УНЛ", ЧАО "Патриот" и ПАО "Ощадбанк" имеют право на продолжение деятельности по выпуску и проведению лотерей после окончания срока действия лицензии в соответствии с абз. 2 ч. 2
ст. 15 Закона Украины "О государственных лотереях в Украине"?

Зато 14.12.2014 г. в ответе на запрос Винницкого МВ УМВД заместитель министра финансов В.Лисовенко сообщает, что срок действия лицензии на осуществление деятельности по выпуску и проведению лотерей закончился в первом квартале 2014 г., но умалчивает тот факт, что операторы законно продолжают свою деятельность до получения новых лицензий в соответствии с профильным законом о лотерее. Вместо этого автор письма ссылается на нормы законов, предусматривающих запрет деятельности без лицензии.

К сожалению подобных ответов, направленных в органы МВД, было достаточно много и с разными подписями, и можно себе представить, сколько проблем это принесло операторам и распространителям лотерей, которые в конце прошлого года пережили целую кампанию МВД по пресечению нелегальной деятельности на игровом рынке. Ведь вместо того, чтобы на этапе проверок органами МВД снять претензии к легальным участникам рынка, их доводили до суда. Только там вскрывалась коварность разъяснительных писем. И таких судов было сотни по всей стране.

Еще пример, без которого общая картина чиновничьего поведения была бы неполной. Во всяком случае, автора, уверенного в том, что он живет в правовом государстве, этот пример впечатлил. В письме министра Минфина Александра Шлапака №31-14040-13-5/21123 от 14.08.2014 г. лично министру внутренних дел Арсену Авакову значится следующее.

"На сегодня срок действия лицензий указанных операторов государственных лотерей закончился, но, пользуясь нормами ст. 15 Закона Украины "О государственных лотереях в Украине", эти субъекты продолжают деятельность по выпуску и проведению лотерей без лицензии".

Далее в письме почти на целую страницу следует ликбез о лицензировании, наверняка мало интересный министру МВД. А заканчивается письмо просьбой… наказать. Только вот за что и на каком основании — не совсем понятно. Ну, разве что в строгом несоответствии к действующему закону.

"Учитывая изложенное, прошу вас в рамках полномочий принять соответствующие меры по привлечению органами внутренних дел к ответственности субъектов хозяйственной деятельности, которые осуществляют деятельность по выпуску и проведению лотерей без лицензий".

Такое письмо — подарок для агрессора и удар по бюджету. Министру все же нужно было читать, что он подписывал. А не слепо доверять готовящим такие опусы подчиненным, многих из которых полагалось бы оперативно "люстрировать", а не содержать за государственный счет для торможения рыночных реформы. Может быть, именно по этой причине корабль реформ все еще стоит на старте, хотя дров уже наломано немало…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно