ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ ВО ЛЬВОВЕ: ОТ СОЮЗА СТРАН — К СОЮЗУ РЕГИОНОВ

Поделиться
Вопросы приграничного, вернее, трансграничного сотрудничества становятся все более актуальными: ...

Вопросы приграничного, вернее, трансграничного сотрудничества становятся все более актуальными: участие во Втором экономическом форуме приграничного сотрудничества, состоявшемся во Львове 3—5 октября, приняли правительственные делегации из Польши, Словакии, Румынии, Венгрии, Молдовы, Грузии. Россия также была представлена, правда, лишь одним предпринимателем из Западной Сибири. Самой многочисленной была польская делегация. Прислали своих представителей и все наши приграничные области. Приехали те, кто непосредственно занимается проблемами приграничного сотрудничества.

Многие участники форума отмечали, что за прошедший год в Украине в этом плане изменилось многое. Прежде всего в организационном плане. Сейчас на повестке дня в Министерстве экономики и европейской интеграции — подготовка закона «О трансграничном сотрудничестве», и участники форума подтвердили, что такой документ нужен обязательно. Но, наверное, самый главный вывод заключался в том, что мы наконец-то начинаем понимать трансграничное сотрудничество не только и не столько как обустройство границ, таможенных переходов и прочее, а и как сотрудничество и взаимодействие регионов. То есть понятие наполняется новым содержанием и, соответственно, ставятся новые задачи.

Никто не говорит, что границами теперь нужно заниматься меньше. Наоборот, ведь в 2004 году, когда Польша станет членом ЕС, западная граница Украины станет восточной границей Евросоюза. А это накладывает и новую ответственность, и новые обязательства. Поэтому дальнейшее укрепление границ, строительство новых современных переходов и модернизация уже функционирующих, развитие приграничной инфраструктуры и многое другое еще долго не будет сниматься с повестки дня.

Но сегодня Украине и прилегающим к ней территориям других стран предстоит серьезно заняться деятельностью еврорегионов, чтобы они стали действенным, а не декларативным инструментом вхождения в европейские структуры. В Западной Европе есть немало примеров такого положительного сотрудничества, мы же, по сути, в самом начале пути.

Сейчас украинские приграничные территории входят в четыре еврорегиона: «Карпатский» — самый большой, объединяющий территории Польши, Словакии, Румынии, Венгрии, а также Закарпатскую, Львовскую, Ивано-Франковскую и Черновицкую области Украины; «Нижний Дунай», участники которого — Румыния, Молдова, Одесская область; «Буг» — Польша, Белоруссия и Волынская область; «Верхний Прут», созданный не так давно и объединивший земли Румынии, Молдовы, Черновицкую область. По данным статистики, на всех этих территориях проживает 19 млн. человек. Премьер-министр Польши Лешек Миллер сказал в своем выступлении во Львове, что мы должны использовать расширение ЕС для развития этой части Европы, чтобы в дальнейшем она не превратилась в крупный депрессивный регион.

Покуда же в названных еврорегионах особой активности не наблюдается. Да и структуры фактически существуют чуть ли не на общественных началах. Да, на форуме приводились положительные примеры сотрудничества, особенно в обустройстве границ, строительстве мостов, хозяйственно-культурном обмене и т.д., но потенциальные возможности подобных образований гораздо шире. Казалось бы, «Карпатский еврорегион», существующий уже более десяти лет, хорошо знают в Европе как успешный и самый крупный. Он включен во многие европейские программы. Но если взять украинские области, то наибольшую активность (в том числе финансовую) проявляет Закарпатская область, традиционно тесно контактирующая с Венгрией и Румынией. В последнее время достаточно мощно начала работать Ивано-Франковская область. Черновицкая все-таки больше ориентирована на «Верхний Прут». А вот Львовская область с ее мощным потенциалом проявляет некоторую пассивность. Более продуктивно она работает напрямую с польскими воеводствами. Это тоже нормально, и развивать прямые связи (тем более что сама история объединяет украинские и польские земли) тоже необходимо. Но с позиций европейского сообщества, если приграничная территория (область, регион) входит в европейскую структуру со своим управлением и финансовым обеспечением, тогда с ней начинают работать на более высоком уровне, нежели просто с местными органами власти. Таким образом еврорегионы становятся субъектами международной деятельности.

Если же говорить о примерах международного сотрудничества напрямую, по двусторонним соглашениям, то надо вспомнить связи Яворовского района Львовщины и Подкарпатского воеводства Польши. «Познакомившись» еще в 1999 году, они решили не просто дружить, но и помогать друг другу. Организовывались совместные встречи членов польских гмин и украинских сельских советов, проходили совместные сессии, росли масштабы культурного обмена. А затем Общество развития земли Любачивской (Подкарпатского воеводства Польши) и региональный фонд развития Яворовского района Львовской области создали общий проект о трансграничном сотрудничестве. Программа была одобрена, а затем и профинансирована Польско-Американско- Украинской инициативой сотрудничества в 2001—2002 году. Конечно, за год совершить революцию в двусторонних отношениях невозможно, но благодаря программе обе стороны смогли глубже ознакомиться с организацией самоуправления в Европе на примере Германии, Венгрии, Чехии, представить друг другу свой аграрный сектор и наметить общие точки соприкосновения, реально познакомить украинских бизнесменов, работающих прежде всего в СЭЗ «Яворив», с польскими. Так строится новое здание взаимоотношений, хотя без реального финансирования дело это очень не простое.

Весь парадокс заключается в том, что европейские и другие структуры готовы финансировать нужные и интересные программы, но, как отмечают эксперты, реальных и серьезных предложений они просто не видят или не имеют информации о них. И если в том же «Карпатском еврорегионе» (а финансируется он американским институтом «Восток—Запад» и фондом Рокфеллера) за последние годы было освоено 1 млн. долл. США на интеграционную программу и трудоустройство цыган, 120 тыс. долл. — на создание центров по развитию предпринимательства, 500 тыс. — на развитие коммуникационных систем и т.д., то больше Украина практически ничего не получила от «сладкого пирога». Однако если Польша и Венгрия подают заявки на 30—40 проектов, то Украина всего лишь на два-три.

Даже представители Румынии, Словакии призывали на форуме нашу сторону создавать совместные проекты, которые реально могут получить финансирование от европейских и других структур. Они уже вхожи в эти структуры. Мы же должны только учиться. Но прежде нужно проявить желание и настойчивость. Однако в кулуарах от участников форума можно было услышать, что и те средства, которые выделяются Украине, очень трудно увидеть в деле. Нет прозрачности в их распределении и использовании. И это тоже правда.

Интересные мысли высказал академик, директор Института региональных исследований НАН Украины Марьян Долишний:

— Формирование еврорегионов сверху, как это было раньше, не оправдывает себя. Эти вопросы должны решаться снизу, что соответствует Европейской конвенции. И именно еврорегионы должны взять на себя весь груз этих проблем и, соответственно, получить полномочия на их решение.

Сегодня приграничные страны более-менее наладили между собой отношения, есть понимание общих проблем. Теперь нужно выходить на уровень еврорегионов, которые могут многие свои вопросы не только самостоятельно выносить на повестку дня перед европейским сообществом, но и успешно их решать. Для этого в таких еврорегионах нужно создавать серьезные исполнительные структуры, имеющие программы действий, определенную методологическую основу. Сегодня этого нет.

Кроме того, централизованно руководить таким большим еврорегионом, как «Карпатский», очень трудно. Поэтому нужно говорить и об разукрупнении некоторых ранее созданных объединений. Скажем, интересы Закарпатья в «Карпатском еврорегионе» больше совпадают с интересами прилегающих к нему территорий Румынии и Венгрии. Львовщина «привязана» к Польше. Поэтому было бы целесообразным создать или в рамках существующего, или совсем новый еврорегион, скажем «Галичина — Сян».

Также пришло время создавать на государственном уровне методологический центр, который бы занимался вопросами деятельности еврорегионов, перспективой их развития, анализом проблем. Возможно, нужно думать о создании конфедерации еврорегионов опять-таки для их более эффективной работы.

Польша тоже изменила свою концепцию участия в еврорегионах. Там сейчас сконцентрировалось внимание на низовом уровне — гминах, поветах, воеводствах. Польская сторона считает, что о трансграничном сотрудничестве, его возможностях именно для конкретной небольшой приграничной территории должен знать каждый проживающий там человек. Люди должны быть информированы обо всех европейских программах, касающихся проблем трансграничного сотрудничества. Только когда гмины получат возможность присутствовать на заседаниях, включиться в разработку конкретных программ и стать объектом этих программ, тогда можно ожидать результатов. Поэтому поляки создали в «Карпатском еврорегионе» новую юридическую структуру — «Евро-Карпаты», членами которой стали именно низовые самоуправляемые структуры — гмины, поветы. Создается сеть координационных и методических центров по всей периферии с головным в Жешуве. Таким образом, вся необходимая информация будет доводиться до самых низов и, соответственно, все проблемы и потребности низовых звеньев приграничных территорий Польши будут концентрироваться в Жешуве и выноситься на обсуждение на более высокий уровень.

Очевидно, это должно стать следующим шагом Украины. Хотя как можно говорить об информированности, скажем, рядового сельского жителя, если и для институтов, занимающихся трансграничным сотрудничеством, получить необходимую информацию достаточно проблематично. Не говоря уж о более значительных вещах. Мы уже потеряли много возможностей и потеряем еще больше, если не интегрируемся в европейские структуры.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме