Юрий Луценко |
Вначале — немного информации о развитии мобильной связи в разных странах. Количество владельцев мобильных телефонов во всем мире к середине этого года достигло 1,5 млрд. человек, что составляет почти четверть населения Земли. Об этом говорится в докладе Международного союза электросвязи (ITU), обнародованном 9 декабря 2004 года. По прогнозам ООН, сейчас пользователями мобильной связи являются уже 1,85 млрд. человек. В докладе ITU также отмечается, что с 2000 года число абонентов сотовой связи в мире выросло вдвое. Для сравнения: в Украине — в 10 раз.
Наибольший рост наблюдается в развитых странах — их доля составляет 56%. В Китае, например, к июлю этого года были зарегистрированы 310 млн. владельцев сотовых телефонов, в Индии — 44,5 в России — 60 млн. (по данным на сентябрь 2004 года). Оборот всего рынка мобильных коммуникаций в 2003 году составил 1,1 трлн. долл., в том числе в сфере мобильной связи — 414 млрд. долл.
Известно, что телекоммуникационная отрасль — наиболее динамично развивающаяся в Украине. Общий доход от услуг электросвязи за девять месяцев текущего года составил почти 13 млрд. грн. — это почти столько же, сколько за весь 2003-й. Более половины этой суммы — 51,1%, или 6,67 млрд. грн. — составили доходы от мобильной связи (в 2003 году эта цифра составляла лишь 31,1%). И доля мобильной связи в объеме телекоммуникационного рынка непрерывно увеличивается.
В декабре количество мобильных телефонов на один миллион превысило число обычных, или фиксированных, телефонов (12,3 млн. против 11,3 млн.). При этом темпы прироста количества абонентов мобильной и фиксированной связи несопоставимы: с 2000 года количество мобильных телефонов выросло более чем в 10 раз. По прогнозам генерального директора UMC Эрика Франке, в будущем году число мобильных телефонов почти удвоится и достигнет 20 млн. Количество же стационарных телефонов за последние четыре года увеличилось не более чем на 20%. Если очередь на установку обычного телефона не сокращается до менее чем 2,5 млн. человек вот уже на протяжении десяти лет, то мобильный телефон можно купить в любом городе Украины буквально на каждом углу.
Стремительно развиваются также информационные технологии. Сегодня практически все операторы мобильной связи предоставляют своим абонентам услуги Интернет, растет количество сетей беспроводного доступа во Всемирную сеть.
Очевидно, что для интенсивного развития сферы телекоммуникаций наиболее перспективными и приоритетными являются радиотехнологии. Телекоммуникационные системы, созданные на базе радиотехнологий, играют важнейшую роль в общественной жизни и экономике абсолютного большинства развитых стран. Более половины всех телекоммуникационных соединений происходит в беспроводных сетях, что приносит операторам огромные прибыли (например, в США — более 40 млрд. долл. в год). Современные беспроводные технологии гораздо дешевле, чем технологии проводной связи; при этом их экономическая эффективность возрастает из года в год, а себестоимость падает. Беспроводная связь широко используется в мире для телефонизации сельских и труднодоступных районов, а эта проблема чрезвычайно актуальна и для Украины.
Степень использования радиотехнологий считается одним из показателей развития страны. И Украина не должна быть исключением из этого правила. Успешное внедрение прогрессивных технологий возможно лишь при условии эффективного использования радиочастотного ресурса. Поэтому государство должно создать все условия для развития рынка телекоммуникаций и уделить серьезное внимание регулированию радиочастотного ресурса Украины с целью его максимально эффективного использования.
Однако в нашей стране с этой эффективностью, мягко говоря, не очень. В Украине практически отсутствует стратегия использования радиоспектра, основанная на балансе интересов пользователей и государства. Механизмы выделения радиочастот для пользователей — а это и операторы телекоммуникаций, и телерадиокомпании, и многие другие — всегда страдали непрозрачностью. До сегодняшнего дня распределение частот осуществлялось в ручном режиме. При этом не учитывались ни требования Международного союза электросвязи, ни общепринятые европейские стандарты радиотехнологий. Именно из-за такой непродуманной политики в Украине внедрялись как европейские стандарты — GSM, так и стандарты CDMA и DAMPS, принятые в странах Америки и Азии. Можно сколько угодно говорить о перспективности и технологической продвинутости последних, однако факт остается фактом: решение о выделении частот под них было принято в ручном режиме, без учета далеко идущих негативных последствий.
В цивилизованных странах такой дефицитный ресурс, как радиочастоты, выделяется пользователям только на конкурсной основе, при этом в бюджеты этих государств поступают огромные средства. Например, в 2000 году Австрия через аукцион продала полосу радиочастот шириной 20 МГц под систему UMTS-2000 за 20 млрд. долл. В том же году за продажу лицензий на радиочастоты для телекоммуникаций третьего поколения в Великобритании поступило 22 млрд. фунтов стерлингов, в Германии — 50,8 млрд. евро.
В Украине картина несколько иная. У нас конкурсы на получение частот в сфере телекоммуникаций не проводились с 2000 года. При этом в отрасли сменились пять «рулевых», которые вели себя, как «халифы на час». Те, кто умело лоббировал свои интересы, пользуясь моментом, получали частоты без промедления и буквально за копейки. После этого одни тут же с выгодой их перепродавали, другие, годами не используя, дожидаются лучших времен. В то же время многие операторы, нуждавшиеся в радиочастотах для развития своего бизнеса на рынке телекоммуникаций, длительное время не могли получить требуемые частоты. Несмотря на неоднократные депутатские запросы к руководству бывшего Госкомсвязи, открытая информация о том, кому какие частоты и на какой срок выданы, по сей день отсутствует и не выходит за пределы этого ведомства.
Спектр радиочастот в нашей стране осваивается очень медленно по сравнению с развитыми странами. Так, диапазон частот 30—960 МГц, в которой сосредоточены полосы для большого количества радиотехнологий, включая стандарты мобильной связи GSM-900, DAMPS, CDMA и другие, сегодня освобожден для коммерческих нужд немногим более чем на 1%! Остальные 99% находятся в управлении военных, и каждое частотное присвоение в этом диапазоне производится только с их согласия. Для сравнения: в Венгрии эта цифра составляет 46,3%, в Польше — 54,6%. Полосы частот выше 1 ГГц (для технологий третьего поколения и стандарта GSM-1800) в Украине не освобождены вообще, а отдельные сегменты лишь переданы операторам в использование на вторичной основе.
Во всех странах выделенный, но не используемый радиочастотный ресурс подлежит изъятию. Поэтому все европейские операторы, едва не разорившиеся на покупке частот для технологий третьего поколения, чтобы сохранить за собой полученные частоты, вынуждены были развернуть хотя бы по одной, пока еще нерентабельной сети 3G (технологии третьего поколения).
Это касается многих стран, но не Украины. У нас, как уже говорилось, одни годами ждут дополнительных частот для развития сетей мобильной связи, а другие, получив частоты, также годами их не используют. И никто их не отбирает и не применяет никаких санкций к нарушителям условий лицензий. Вот типичный для Украины пример: в 1997 году три компании получили одинаковые полосы частот в диапазоне 900 МГц. Две из них — «Киевстар» и UMC — полностью освоили выделенные частоты и фактически завоевали рынок мобильной связи. Третья компания — «Украинские Радиосистемы» — долгие годы занимала их без должного использования, усугубляя тем самым дефицит частот.
UMC и «Киевстар» долго ждали освобождения занятых военными дополнительных полос частот в диапазоне 900 МГц. Речь идет о второй и третьей очередях конверсии. Однако частоты второй очереди компании получили… на вторичной основе, то есть фактическими «хозяевами» частот продолжают оставаться совсем другие пользователи — военные! Это значит, что частоты в любой момент могут быть отобраны в «мобилизационном» порядке, что ограничит способность телекоммуникационных компаний обслуживать абонентов. Частоты третьей очереди давно оплачены, однако военные до сих пор не довели до ума даже план мероприятий последнего этапа конверсии и не сообщили компаниям, во сколько обойдется их освобождение... Это при том, что данные объективного радиоконтроля показывают, что в действительности занимаемые военными полосы частот в диапазоне 900 МГц практически не используются. Работавшие в нем старые советские аэронавигационные системы де-факто уже давно прекратили работу, однако частотные присвоения для них сохраняются… Парадокс, характерный для непрозрачных рынков, состоит в том, что два крупнейших мобильных оператора Украины — «Киевстар» и UMC — добились впечатляющих успехов не благодаря, а вопреки государственной политике в области распределения и использования радиочастот.
Как известно, в июне этого года принят в новой редакции Закон Украины «О радиочастотном ресурсе». Главная особенность этого закона — четкое определение функций регулирования радиочастот, предназначенных для специального (регулятор этих частот — Генштаб Министерства обороны) и общего пользования (регулятор — Национальная комиссия регулирования связи). Нормы регулирования использования радиочастот напрямую прописаны в законе, чем созданы предпосылки не только для наведения порядка в использовании радиочастот, но и для выработки национальной стратегии, которая позволит в будущем обеспечить максимально эффективное использование радиочастот и для государства, и для пользователей.
Какие же механизмы предусмотрены новым законом о радиочастотном ресурсе?
Во-первых, в нем даны четкие определения главных нормативных документов: Национальной таблицы распределения радиочастот и Плана использования радиочастотного ресурса Украины.
Национальная таблица распределения радиочастот отражает распределение частотных полос между различными радиослужбами на текущий момент времени и распределение полос специального и общего пользования.
План использования радиочастотного ресурса Украины определяет направления использования радиочастотного ресурса как на текущее время, так и на перспективу. В нем отражены полосы частот, выделяемых конкретным, разрешенным в Украине радиотехнологиям, а также сроки внедрения и использования радиотехнологий.
Согласно новому закону Национальная таблица распределения радиочастот и План использования радиочастотного ресурса Украины будут утверждаться не Департаментом связи и информатизации Минтранссвязи (бывший Госкомсвязи), как раньше, а Кабинетом министров Украины. При этом данные документы должны быть утверждены КМУ в течение года с момента вступления закона в действие, то есть до 1 июля 2005 года. Напомним, что последние изменения в таблицу, появившуюся в 1985 году, вносились лишь один раз, в 1998 году, когда внедрялся стандарт GSM-900. И план, и таблица будут составляться с участием всех, кто заинтересован в получении радиочастот, в том числе и Генштаба ВС, и Национального совета по телевидению и радиовещанию, и операторов телекоммуникаций. Эти документы должны публиковаться в официальном бюллетене НКРС, что, безусловно, будет способствовать прозрачности и открытости ее работы.
Во-вторых, согласно закону, в годичный срок после его принятия, т.е. до середины лета следующего года, должна быть проведена полная ревизия радиочастотного спектра и четко определены полосы частот, предназначенные как для специальных пользователей, так и для всех остальных. При этом осуществляться она будет в открытом режиме, а информация о результатах ревизии вместе с предложениями о первоочередных мерах по конверсии радиочастотного спектра для развития существующих и внедрения новых стандартов и технологий должна быть представлена Верховной Раде Украины. Закон устанавливает четкие требования и правила проведения конверсии, что должно благоприятно повлиять на развитие рынка телекоммуникаций и бизнес операторов.
Третья особенность закона — кардинальное упрощение разрешительных процедур доступа к радиочастотному ресурсу для всех пользователей. Теперь НКРС будет лицензировать радиочастоты только для тех пользователей, которые намерены использовать их с целью предоставления телекоммуникационных услуг, то есть операторов и провайдеров телекоммуникаций. При этом введена обязательная норма выдачи лицензий оператору в одном месте и в одно время, то есть и на вид деятельности, и на пользование частотами. Важно также то, что оператору телекоммуникаций для работы на рынке теперь будет достаточно одной лицензии, в которой будут указаны полоса частот, радиотехнология и регионы, на которые распространяются права владельца лицензии. Наличия этой лицензии будет достаточно для получения лицензиатом разрешения на эксплуатацию всех радиоэлектронных средств на частотах, на которые она выдана. Таким образом, снизятся затраты сил, времени и средств на получение большого количества лицензий.
Законом защищены права операторов телекоммуникаций — определены нормы ответственности НКРС за своевременное принятие решений. Так, если НКРС в течение месяца не принимает никакого решения по заявке на лицензию, считается, что вопрос решен положительно. В этом случае лицензия выдается заявителю в бесспорном порядке, и он может начинать процесс оформления разрешений на эксплуатацию радиоэлектронных средств. Это особенно актуально в свете практики последних лет, когда операторы годами дожидались от бывшего Госкомсвязи уже оплаченных лицензий — отдельно на виды деятельности, отдельно на частоты, и несли в результате огромные убытки.
Также в законе определены прямые нормы, касающиеся условий и порядка переоформления лицензии, получения лицензии на дополнительную полосу частот, а также досрочного, до окончания срока действия лицензии, внедрения новых радиотехнологий по инициативе лицензиата — пользователя радиочастотного ресурса. При условии, естественно, что технология, которую он намерен внедрять, предусмотрена Планом использования радиочастотного ресурса Украины. С другой стороны, закон устанавливает более жесткие требования к выполнению условий лицензии. В случае неиспользования радиочастот в сроки, определенные лицензией, они подлежат изъятию и перераспределению на условиях конкурса, без возврата бывшему пользователю радиочастот денег, заплаченных за их получение.
Все, кроме операторов и провайдеров телекоммуникаций, в том числе предприятия, коммунальные и транспортные службы, службы экстренной помощи, телерадиокомпании будут использовать РЧР только на основании разрешений на эксплуатацию радиоэлектронных средств, без лицензий на радиочастоты. Таким образом, выполнено требование Закона «О телевидении и радиовещании», который дает телерадиокомпаниям право на деятельность при наличии единственной лицензии — на канал вещания.
Реалии жизни приучили нас к тому, что многие важные законы годами существуют только на бумаге и не работают. Однако не хочется в очередной раз разочароваться, столкнувшись с фактом, что два таких долгожданных и с такими трудностями принятых закона, которые призваны реформировать одну из самых высокотехнологичных и перспективных отраслей, не будут своевременно реализованы!
Хочется надеяться, что новый президент Украины более ответственно подойдет к выполнению законов, подписанных его предшественником…