Большое количество абонентов —
не всегда высокие доходы для операторов
Минувший год отмечен на рынке мобильной связи как год рекордного роста абонентской базы операторов: степень «мобилизации» населения приблизилась к 5%. Ровно столько же осталось до 10-процентной границы, начиная с которой сотовые сети начинают окупаться, а операторы мобильной связи снижают цены и увеличивают количество бесплатных услуг. Вдобавок ко всему 2001 год стал первым годом, за который все операторы предоставили открытые финансовые отчеты, впоследствии опубликованные Госкомстатом. Благодаря этому стало возможным сравнить ряд важных показателей, характеризующих отечественный «мобильный» бизнес, — доходность в расчете на одного абонента, доход на единицу инвестиций и прочее. И прийти к интересным выводам.
Абоненты золотые, серебряные и бронзовые
Первое, что бросается в глаза, — отличающиеся доходы основных игроков рынка мобильной связи, имеющих почти одинаковую абонентскую базу, — «Киевстара» и UMC. Первый, имеющий на 1 января 2002 года 1,1 миллиона абонентов, показал годовой доход в 504,9 миллиона гривен, второй — при абонентской базе в 1,045 миллиона — заработал 1,39 миллиарда гривен. Даже если учесть неравные стартовые условия (у UMC на начало года было в полтора раза больше абонентов — 450 тысяч против 300 тысяч у «Киевстара»), выходит, что средняя доходность на одного абонента UMC превышает аналогичную доходность у «Киевстара» почти втрое: 1330 против 459 гривен. Стоит отметить, что этот показатель для UMC в минувшем году снизился в полтора раза (с 2111 гривен в 2000 году), в то время как у «Киевстара» даже немного вырос (с 432,6 гривни). Однако лидером по доходности остается Golden Telecom: несмотря на абонентскую базу всего в 45 тысяч, доходы его составили 95,6 миллиона гривен, то есть каждый поклонник «голденов» принес компании более 2124 гривен. С достаточной степенью вероятности можно предположить, что абоненты этой компании платят ей больше, чем конкурентам их абоненты. Заметим, что за минувший год этот показатель, несмотря на небольшой рост количества абонентов, снизился и у Golden Telecom: в 2000 году каждый из 40 тысяч абонентов в среднем заплатил компании 2810 гривен. Такой же тенденции подвержен и WellCom: несмотря на рост абонентской базы (с 26 до 33,5 тысячи), компания лишь незначительно увеличила свой доход (с 26 до 26,6 миллиона гривен). Соответственно, один ее абонент принес ей уже не 1480 гривен, как в 2000 году, а лишь 794. Впрочем, тенденция снижения доходности абонентов присуща всем европейским операторам. Только вот порядок цифр у них значительно отличается. К примеру, известно, что один из венгерских операторов, Matav, снизил доходность абонента с 403 долларов до 300.
Теперь давайте вспомним, что доходы оператора мобильной связи в расчете на одного абонента зависят не только от того, сколько тот говорит, но и от тарифов за предоставленные услуги. Средняя цена минуты разговора различна у всех четырех операторов. Если взять среднего абонента, который говорит 200 минут в месяц по наиболее оптимальному для такого трафика тарифному плану, то больше всего он заплатит за это Golden Telecom’у: 571,4 гривни (сразу пересчитываем из фигурирующих в тарифных планах долларов по курсу 5,34). На втором месте UMC — 471 гривня, на третьем — «Киевстар» (462,4 гривни). Самым дешевым для абонентов получается WellCom (416,5 гривни).
Безусловно, интересным также является показатель доходов на единицу инвестиций. Так, по словам президента UMC Эрика Франке, компания привлекла инвестиции в размере 400 миллионов долларов США. Почти вдвое меньше, 220 миллионов долларов, привлек «Киевстар» (обе цифры прозвучали на итоговых пресс-конференциях в минувшем году). WellCom вложил в сеть около 60 миллионов долларов, а Golden Telecom — 110 миллионов. Итак, в 2001 году каждый миллион (долларов или гривен) полученной прибыли обошелся UMC в 1,53 миллиона общих вложений, а один миллион прибыли «Киевстара» — соответсвенно в 2,32 миллиона. У Golden Telecom’а этот показатель заметно выше — 6,14 миллиона, что в общем-то отражает большие затраты на построение сети. И уж совсем золотой выходит сеть WellCom’а: 12,04 миллиона вложений на каждый миллион прибыли! Тут уже можно вести речь о недостатках менеджмента компании, что, правда, обусловлено продолжающимися судебными процессами вокруг ее собственности. Итак, UMC вложила в одного абонента 400 долларов, «Киевстар» — около 200. Golden Telecom потратил на обслуживание одного абонента 2444 доллара! Спасибо ему большое за хорошее качество связи, но не слишком ло много? Немногим меньше получаются вложения в пересчете на одного абонента у WellCom’а — 1791 доллар.
Golden Telecom и «Киевстар»: полярные стратегии бизнеса
Явно бросается в глаза низкая доходность, приходящаяся на одного абонента «Киевстара». Представители компании считают, что это не главное для имиджа «оператора №1», а независимые эксперты объясняют это несколькими причинами. Во-первых, низкая доходность может быть вызвана мягкими условиями пользования пакетами предоплаченного сервиса компании (Ace&Base), которые сохраняют за абонентом номер в течение года (!) после последнего пополнения счета. С одной стороны, этот маркетинговый ход сделал пакеты (их в народе называют «Ася-Вася») чрезвычайно популярными среди желающих обладать мобильным телефоном, не сильно на него тратясь. В компании и не скрывают, что именно благодаря широкой популярности услуги предоплаченного сервиса она и набрала свой миллион абонентов. С другой стороны, очевидно, что большинство из этих абонентов не заплатили компании больше стоимости самого пакета. И неизвестно, продлят ли пользование им в текущем году, когда истечет срок его действия. Вполне вероятно, что компания может столкнуться с оттоком абонентов Ace&Base, не пополнивших свои счета. Как бы там ни было, 700 тысяч абонентов «Киевстара» — пользователей Ace&Base — нельзя назвать выгодными клиентами. Во-вторых, низкий доход на одного абонента «Киевстара» может объясняться тем, что компания завысила количество своих абонентов. Методика подсчета держится оператором в тайне. Аналитики полагают, что «миллион» — на самом деле общее число абонентов, подключившихся к компании за все время ее присутствия на рынке, и в нем не учтены в том числе абоненты, ее покинувшие. Впрочем, то же самое в разной степени относится и к остальным операторам. Ведь многие абоненты, подключившиеся к одной из сетей мобильной связи во время проведения льготных акций, позже правдами и неправдами отключаются от них и переходят к более выгодным. Точно ответить на вопрос о количестве своих клиентов каждая компания-оператор может лишь путем открытого аудита абонентской базы. Кстати, в системах мобильной связи, распространенных в США и Японии, информация об абоненте хранится не в привычной пользователям GSM сим-карте, а «прошивается» в ПЗУ телефона, одновременно заносясь в базу данных оператора. Таким образом, любой переход абонента от оператора к оператору однозначно фиксируется, что исключает наличие «мертвых душ» — числящихся, но не использующих свой номер абонентов.
Аналогично тому, как бросается в глаза низкая доходность абонентов «Киевстара», заметна высокая доходность абонентов Golden Telecom’а. В сочетании со сравнительно высокой ценой услуги этот показатель дает компании высокую стабильность присутствия на рынке. По оценкам экспертов, абоненты компании — в основном представители крупного и «столичного» бизнеса, готовые платить чуть больше за лучшее качество связи (об особенностях построения сети GT, обеспечивающих это наилучшее среди других операторов качество, «ЗН» уже писало). Среди них много корпоративных абонентов. Однако именно этим стабильным положением, возможно, и объясняется нежелание GT расширять бизнес до масштабов Украины. Ведь это приведет к выходу компании из удобной столичной ниши и потребует значительных вложений (сеть стандарта DCS-1800 дороже сети GSM-900). А выдержит ли их Golden Telecom и его новые русские-инвесторы — еще неизвестно.
Готовы ли операторы перейти со сливок
на воду?
Еще один вывод напрашивается при сравнении показателей доходности мобильной связи и проводной телефонии в Украине. О перекрестном субсидировании писалось много, повторяться не будем. С 1998 года абонентская база мобильной связи выросла с 66 тысяч до 2,27 миллиона человек, то есть в 34 раза. Ограничивается она на данный момент лишь покупательной способностью населения. В то время как спрос на услуги телефонии общего пользования не удовлетворен и близко — ныне выстроилась трехмиллионная очередь на установку телефона — а вводится ежегодно не более 10% от потребности. Стоимость одной минуты местной связи в телефонной сети «Укртелекома» составляет 2 копейки, что в 100—150 раз меньше, чем для связи мобильной. При этом тариф на телефонной линии общего пользования составляет 11% от аналогичного показателя в странах ЕС. В то же время средний «мобильный» тариф у нас почти вдвое выше европейского.
По мнению управляющего директора московского представительства компании AIG Brunswick Capital Management Ивана Родионова (приведенному в последнем ноябрьском номере российской «Компании»), инвестирование традиционных операторов будет лишено смысла до тех пор, пока не будет решен вопрос о тарифной политике. «Существующие тарифы (средний доход от абонента 2—2,5 USD в месяц) не покрывают даже себестоимости». По консервативным оценкам Российского института «Гипросвязь», для нормальной работы телефонной компании средний счет должен равняться хотя бы 4,5 доллара в месяц. По более реалистичным с точки зрения бизнеса оценкам McKinsey, для поддержания связи на современном уровне ежемесячно с абонентов необходимо собирать 12 долларов. Интересно, что последняя цифра выше, чем ежемесячный доход, приносимый абонентом «Киевстара».
Понятно, что долго такая ситуация продолжаться не может. Рано или поздно перекрестное субсидирование будет отменено на законодательном уровне, тогда цены на местные разговоры достигнут своей себестоимости, т.е. вырастут, тарифы на международную и междугороднюю связь, наоборот, будут снижены до реальных, и операторы мобильной связи вынуждены будут играть на понижение своих тарифов. С учетом роста абонентской базы, который будет стимулироваться снижением цен, показатели доходности абонентов также будут снижаться. Иными словами, несмотря на общее повышение доходов, рентабельность мобильного бизнеса стремительно снизится — возросшие нагрузки на сеть, выросшая инфраструктура будут съедать все больше и больше средств. Готовы ли операторы работать в таком режиме — покажет время. Уже сейчас ведутся разговоры о возможной продаже Golden Telecom’ом — компании с наиболее стабильным доходом — своего мобильного бизнеса. Устоят ли в новых условиях те, кто останется на рынке, когда им придется со сливок перейти на дистиллированную воду, — покажет время.