До самых до окраин…

17 января, 2014, 19:15 Распечатать

Как обеспечить украинцам доступ в Интернет и равенство информационных прав

Гражданское общество рождается на наших глазах стремительно, минуя традиционные каналы коммуникаций. Отсутствие доступа в Интернет среди молодежи считается пороком и признаком отсталости. Однако по сей день, имея на руках, по данным Госслужбы статистики, почти 62 млн мобильных номеров, только 14,1 млн чел. (в основном, в крупных городах) используют мобильные устройства для выхода в Интернет.

Мобильный Интернет, давший в прошлом году активный прирост в заработках "Киевстар" и "МТС-Украина", по-прежнему остается слишком дорогим для людей с невысоким уровнем достатка. А фиксированный широкополосный доступ, в том числе на базе телефонной линии, имеют только 6,7 млн украинских граждан. По данным исследования Международного союза электросвязи и ЮНЕСКО "Состояние широкополосной связи-2013", Украина находится на 79-м месте по уровню проникновения широкополосного Интернета, а мобильного — на 101-м. Близкие к украинским показатели проникновения сети Интернет (56%) наблюдались в США в мае 2013 г. — только применительно к группе "65 лет и старше".

Такое положение вещей лишает миллионы людей права на объективную информацию. Тем более, что вступив в политическое противостояние, длящееся с того ноябрьского дня, как правительство "заморозило" переговоры об ассоциации с ЕС, СМИ превратили даже самых стойких граждан в жертв информационных бомбардировок. При том, что возможности для обратной реакции аудитории довольно ограничены. Трудно себе представить, как можно проявить свою гражданскую позицию, разговаривая с радиоприемником или телевизором. А вот социальные сети, ленты комментариев под новостями на сайтах и видеосервисах предоставляют возможность немедленной реакции и общения, в общем-то, с живыми людьми. Кроме того, обладая альтернативной информацией, можно сделать свои выводы, тут же обсудить их в кругу своих друзей и сообща выйти кого-то бить или, наоборот, спасать от побоев — в зависимости от ситуации.

Каждый имеет право делать выводы о происходящем в центре Киева самостоятельно, а не посредством людей, путающих журналистику с политической пропагандой. Равные возможности на доступ в сеть и скачивание информации, необходимой для обучения и работы, подключение к сетевым телеканалам и видеосервисам, гарантированная связь с внешним миром — это острая необходимость. И подобное право уже было реализовано в крупнейших европейских государствах, США, России, Канаде etc. через создание фондов, компенсирующих расходы на строительство необходимых коммуникаций. Как следствие, в Финляндии доступ в Интернет имеет 91% населения, а у нас — меньше половины, и то нерегулярно.

По словам заместителя директора GfK Ukraine в Украине Глеба Вышлинского, ситуацию могли бы исправить капитальные вложения бизнеса в развитие технологий. Однако доходы провайдеров от предоставления услуг доступа к Интернету растут крайне медленно, они предпочитают устойчивый "вчерашний день" невнятному завтра. "Поскольку до насыщения рынка еще весьма далеко, единственное объяснение — неблагоприятные условия для инвестиций в развитие сетей. Соответственно, можно ожидать, что и в 2014 г. развитие сетей фиксированного широкополосного доступа не вытеснит услугу коммутированного доступа, — считает эксперт.

По его словам, пока государство не осознавало расширение доступа к широкополосному Интернету как целенаправленную политику. "А развитию скоростного мобильного доступа в Интернет вообще мешает, не выдавая ключевым участникам рынка лицензии на мобильные технологии новых поколений", — отмечает Вышлинский.

Действием с обратным знаком стала регистрация в конце 2013 г. в Верховной Раде трех законопроектов — №3842, 3843, 3844. Они предлагают поправки в "Закон о телекоммуникациях", в Бюджетный и Налоговый кодексы. Нардепы предложили пойти по многократно опробованному пути и создать отечественный Фонд общедоступных телекоммуникационных услуг в составе бюджетного спецфонда. Согласно задумке, все операторы и провайдеры телекоммуникаций обязаны перечислять в него 3,5% от доходов за предоставляемые абонентам телекоммуникационные услуги.

Это меньше, чем в США (5%), но больше, чем в России (1,2%). Средства в размерах примерно 1 млрд. грн. предложено пустить на достижение равных коммуникационных возможностей жителей сельских и горных районов в разных уголках страны, в том числе и малообеспеченных граждан, пенсионеров и инвалидов. А также на обеспечение необходимыми телекоммуникационными услугами школ, больниц и других социально значимых объектов, гарантируя им доступ к линии связи и, следовательно, к Сети. Для примера: во Франции, Нидерландах и США средства подобных фондов идут на обеспечение доступа к Интернету в образовательных и медицинских учреждениях. А в Италии — на обеспечение телефонной связью.

Однако данное предложение вызвало вполне предсказуемую реакцию участников рынка. Основные контраргументы, уже выдвинутые Интернет ассоциацией Украины и операторами мобильной связи, состоят в том, что большинство стран мира отказались от практики применения фондов универсальных услуг, а население в целом обеспечено доступом к мобильной сети. Кроме того, оппоненты прогнозируют введение нового налога "фактически на всех граждан Украины", притом что количество домашних телефонных аппаратов постоянно сокращается.

Последнее — действительно неоспоримый факт, за последний год абонентов проводной связи, по данным Госслужбы статистики, стало меньше на 334,5 тыс. Однако применимо это опять-таки к городам, где нет смысла платить за номер, если в семье четыре мобильника и вай-фай с неограниченным доступом за 100 грн в месяц. А собственные средства бизнеса, волей государства направляемые на нужды общества, лишь меняют акцент в инвестициях на сельские и горные районы. Такие, где обычный телефон есть только в сельсовете, а мобилка берет лишь в одном месте. И потому дискуссии о налоге для населения — следствие привычки перекладывать свои затраты на покупателя.

Гораздо уместнее была бы дискуссия о нагрузке, которую каждый из крупнейших операторов рынка обязан взять на себя. Законопроектом предлагается назначить ответственным органом Нацкомиссию по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ). А поскольку средства выделяются только под выполнение "Плана развития общедоступных телекоммуникационных услуг на период до 2021 г.", утверждаемого вышеупомянутой комиссией, встает вопрос о качестве этого плана и равных условиях субсидирования. И вслед за опытом таких стран, как Чили, Перу и США, средства направляются, прежде всего, в районы с высоким уровнем затрат и необслуживаемые районы, в образование и здравоохранение.

"Уровень распространения Интернета на сегодняшний день в Украине пока что достиг уровня районного центра, и лишь постепенно начинает спускаться "вниз" — в отдельные малые населенные пункты", — говорит журналист и политический эксперт Евгений Магда. Как считает эксперт, государство должно создавать условия частным операторам для всеобщего распространения доступа в Интернет — в самые дальние и труднодоступные районы, где абонентов сотовой сети "приветствуют" в роуминге Беларуси, России или Польши с Румынией. "Государство должно стимулировать частную активность в этой сфере для того, чтобы Интернет становился как можно доступнее. Причем, это касается как мобильного Интернета, так и обычного проводного", — подчеркнул Магда.

Россия, уже опередившая нас в создании профильного фонда, выбрала модель предоставления всеобщих услуг телефонной связи с использованием таксофонов, а передача данных и доступа в Интернет производится через телефонные центры. Возможно, нечто подобное необходимо сделать и Украине, и это — опять предмет для дискуссии. Тем более что у нас уже давно нет государственных операторов телекоммуникационных услуг. А вот необходимость ответственного государственного подхода и соблюдение равенства прав всех граждан никуда не исчезла, несмотря на "военные" информационные действия.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно