«Наша главная задача - это стратегическое партнерство с Украиной», - с чувством заявил Борис Николаевич Ельцин на встрече президентов Украины и Российской Федерации в Сочи. Черноморский флот худо-бедно поделили и поставили точку. Президенты решительно настроились на урегулирование еще не решенных проблем. Одной из таких проблем может стать передача Межгосударственному авиационному комитету (МАК) функций Государственного авиарегистра Украины. На этом настаивает Министерство машиностроения, ВПК и конверсии Украины и руководители крупных авиазаводов при активной поддержке руководства МАК. Нашим читателям уже знакома эта тема (см. «ЗН» №13 от 1.04.95).
Разработки украинских специалистов в области авиатехники безусловно представляют интерес для стран Запада. Бундесвер, в частности, выразил желание прикупить несколько «Русланов» - Ан-124, авиакомпании США - партию новых самолетов Ан-38К. Ан-70, несмотря на гибель опытного образца, и его модификация Ан-70Т (транспортный) привлекают внимание потенциальных покупателей благодаря уникальным техническим характеристикам.
Но ситуация в нашей авиапромышленности складывается таким образом, что все эти перспективные самолеты, созданные на АНТК «Антонов» серийно выпускаются в России - в Новосибирске, Ульяновске, в то время, как мощности крупнейших украинских авиазаводов - Киевского и Харьковского (более 10 тысяч работающих на каждом) - загружены на 25 - 30 процентов. Срываются кооперированные поставки из Узбекистана и России из-за перманентных неплатежей. Практически приостановлено производство лучших в своем классе самолетов Ан-32, Ан-74, Ан-124. По состоянию на январь 1995 года долг России за уже поставленные корпуса первых самолетов Ту-334-100 (разработка АНТК «Туполев»), которые изготавливаются у нас, составлял 11 миллиардов российских рублей.
Вероятно, в России ситуация не лучше, однако чего не сделаешь ради хорошего стратегического партнера. В течение мая делегация МАК во главе с его руководителем Татьяной Анодиной дважды побывала в Киеве. Обеспокоенные проблемами украинской авиаиндустрии московские гости, очевидно, вознамерились слегка подтолкнуть наш нерасторопный Кабмин. Готовые проекты постановлений, которые уже больше года предлагались заинтересованными лицами на утверждение Кабмина, неизменно попадали в «долгий ящик» из-за невозможности добиться согласия сторон. В итоге появился проект Указа Президента Украины идентичного содержания: давайте все отдадим в МАК, нам же лучше будет.
«Мы готовы подписать любые соглашения с МАК, если это пойдет на пользу нашей авиапромышленности, - говорит начальник Авиарегистра Украины (АРУ) Виктор Резник. - Но на мой взгляд, то, что делает Минмашпром, причинит ущерб и гражданской авиации, и самому Минмашпрому».
Однозначно ответить на вопрос, пойдет ли это на пользу нашей авиапромышленности, сложно. Недавно в Министерство иностранных дел Украины поступили для согласования в соответствующих инстанциях проекты документов, содержащих весьма конкретные и недвусмысленные предложения МАК. Во имя прекрасного будущего «национальной гражданской авиации» МАК призывает участников Минского соглашения, т.е. членов МАК, консолидировать усилия и средства «на укрепление позиций авиации СНГ на внутреннем и зарубежных рынках», в частности, путем создания ФПГ. Предлагается также разработать целевую межгосударственную программу и придать ей статус национальной в каждой из стран-участниц. А в рамках этой программы производить, внедрять и эксплуатировать сертификатные самолеты российских разработчиков. Украина, как известно, занимает второе место после России по мощности потенциала авиапромышленности. Кроме того, «согласно постановлению правительства Российской Федерации, - говорит начальник АРУ Виктор Резник, - функции государственной исполнительной власти при сертификации типа летной техники в РФ возложены на Авиарегистр МАК, т.е. АР МАК - это фактически российский регистр, полностью укомплектованный специалистами из России». Это до некоторой степени объясняет настойчивое желание МАК получить от Украины требуемые полномочия.
У наших производителей выбор невелик. На первый взгляд возможны два варианта: либо Указ подписывается и тогда украинская авиаиндустрия работает по «национальной программе», спущенной из Москвы, либо не подписывается и наши изготовители лишаются рынков сбыта своей техники по крайней мере в рамках СНГ, зато обретают относительную свободу и массу проблем, связанных, в частности, со сбытом и сертификацией своей техники. Так или иначе, ослушники будут наказаны. Вопрос: что же такое Украина - стратегический партнер или все-таки «зона стратегических интересов России»?..
Не исключено, что подписанный Указ пойдет вразрез с Воздушным кодексом Украины и международными стандартами безопасности ИКАО, требующими правительственного контроля. Это даст возможность Верховному Совету лишний раз упрекнуть Президента в нарушении законов собственного государства.
В интервью журналу «Eastern economist» начальник отдела летной годности воздушных судов Министерства транспорта Канады Богдан Гоянюк заметил: «Украина должна действовать как суверенное государство. Все вопросы должен решать Укравиарегистр, чтобы на Западе четко знали, что имеют дело с Украиной. АНТК «Антонов» находится тут, на территории Украины, а не на Красной площади... Главный вопрос - готово ли правительство Украины взять на себя ответственность, которую должно нести суверенное государство?»
Хорошо им, канадцам, говорить...