Бизнес под «крышей» Кабмина

Поделиться
Коммерсанты ДK «Укрэкокомресурсы» снова лоббируют свою монополию. Уже при новой власти…Чем занималось правительство и.о...

Коммерсанты ДK «Укрэкокомресурсы» снова лоббируют свою монополию. Уже при новой власти…
Чем занималось правительство и.о. премьер-министра Азарова в последние дни своего существования? Не поверите — мусором. Временное правительство на четырех последовательных заседаниях (вплоть до 5 января 2005 года) пыталось согласовать изменения в постановление Кабмина №915 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья». Увы, не вышло. Не помогла ни категоричность Николая Яновича, ни устанавливаемые им жесткие сроки, ни методы, которыми пытались выбить согласие министров и глав госкомитетов. Слишком явно торчали «уши» несоответствия законодательству.
Парадокс: не достигнув желанной цели в эпоху Леонида Кучмы, «Укрэкокомресурсы» принялась за старое при новом правительстве, не смущаясь его категорическими заверениями любой ценой отделить бизнес от власти. Об этом стало известно во время недавней пресс-конференции в «Укр­информе», которую созвали представители тысяч предприятий, имеющих отношение к таре и упаковке.
Любопытно смотрится бланк письма компании, занимающейся «наравне» со всеми смертными хозяйственной деятельностью. В его верхней части находится герб Украины и устрашающее «Кабинет Министров Украины», чуть ниже строго прописными — «ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «УКРЭКОКОМРЕСУРСЫ». Никаких сомнений не возникает — тут тебе и бизнес, и власть в одном лице.
Впечатляет также текст письма, распечатанный на бланке. Президент государственной компании Светлана Новохацкая обращается к премьеру Юлии Тимошенко с просьбой возобновить рассмотрение законопроекта об изменениях в постановление №915. Взамен обещает рост платежей за услуги по утилизации отходов до 1 млрд. грн. Жаль только, что ничего не сказано о том, каким именно образом будут получены и чей конкретно счет пополнят желанные поступления…
Искусственная монополия
Фактически под «крышей» Кабмина приблизительно семь лет назад было создано не просто коммерческое подразделение ГК «Укрэкокомресурсы», а структура, совмещающая как хозяйственные функции, так и отдельные властные полномочия Кабмина. Ни одно из министерств или ведомств не может спросить с такой компании за ее деятельность в сфере обращения с отходами. Что уж говорить об общественности. Но и этого уже мало.
Теперь коммерсанты при Кабмине настаивают на монополизации рынка отходов тары и упаковки. Инструментом для достижения цели являются очередные изменения в 915-е постановление, разработчиком которых (как, впрочем, и самого постановления) является «Укрэкокомресурсы». Изменениями предусмотрено исключить право «других специализированных предприятий, которые имеют соответствующие лицензии и условия для предоставления услуг по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары, заключать договоры с предприятиями, учреждениями, организациями, импортирующими продукцию в таре (упаковке)». Стоит ли вспоминать о специализированном законодательстве, регулирующем экономическую конкуренцию, если даже ст. 42 Конституции в данном случае игнорируется?
Нелегитимные приказы
Впрочем, с учетом предыдущих «достижений» государственных коммерсантов, совмещающих хозяйственную деятельность с законотворчеством, их аппетитам удивляться уже не приходится. Взять хотя бы тех же импортеров, которых они так опекают. Уже более трех лет действует печально известный совместный приказ Минэкономики и Гостаможслужбы №304/793 от 10.12.01г. «Об утверждении Порядка контроля за тарой (упаковкой), в которой поступают импортные товары, подлежащие таможенному оформлению в режиме выпуска в свободный оборот на территории Украины». Импортеры вынуждены платить за 100% сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары еще при растамаживании товара. Понятно, что такой высокий процент просто нереален.
Несложно догадаться, что указанные новации тоже появились после очередной коррекции пресловутого 915-го постановления. Самое интересное, что вместо разработки «порядка осуществления таможенного оформления импорта в таре и упаковке», указанного в постановлении, авторы приказа осчастливили предпринимателей «порядком контроля за тарой и упаковкой, в которой поступают импортные товары». А вместо того чтобы просто обязать импортеров предусматривать в договорах на поставку пункт об утилизации или вывозе из Украины использованных тары и упаковки (как это предусматривает закон), озадачили их еще одним местным нововведением — листом об упаковывании. Последним импортер фактически обязан засвидетельствовать наличие соглашения с ГК «Укрэкокомресурсы» о предоставлении услуг по сбору, сортировке и утилизации использованной упаковки. Ведь даже получить (вернее приобрести) бланк листа можно лишь у госкомпании. Кроме того, в технологической схеме контроля за тарой, в которой поступает импорт, жестко задействована «Укр­экокомресурсы». Без виз и штампов ее представителей растаможку не пройдешь. Для полного счастья импортеров обязали передавать один экземпляр листа об упаковывании непосредственно ГК «Укрэкокомресурсы». Таким образом «высокопоставленный» субъект предпринимательской деятельности получает еще и возможность на собственное усмотрение использовать информацию о своих конкурентах. Как такие технологии могут способствовать развитию ВЭД, ускорению вступлению в ВТО? Вопрос очень актуальный.
Показательно, что, следуя букве закона, приказ в настоящее время не легитимен, ведь в сентябре 2003 года Госпредпринимательства своим решением (обязательным к исполнению) предложил Мин­экономики и Гостаможслужбе отменить совместный приказ как противоречащий положениям актов законодательства высшей юридической силы и создающий дополнительные препятствия развитию предпринимательской деятельности.
Отрадно, что не все субъекты ВЭД взяли под козырек. Нет, листик об упаковывании они, конечно, приобретают и заполняют. А вот платить не платят. Причем на законном основании. Ведь они не могут подписать с ГК «Укрэкокомресурсы» акт выполненных работ на услуги, которые фактически не выполняются. И суды своими решениями подтверждают законность их действий.
Услуги виртуальные — деньги реальные
Непосвященным может показаться странным, что государственная компания, уставной задачей которой является всего лишь создание системы по сбору, сортировке и т.д., из кожи вон рвется, лишь бы взять на себя как можно больше конкретных заказов на работы по этому самому сбору, сортировке… Все очень просто. По словам производственников и импортеров, заказами все и заканчивается. То есть деньги перечисляются, а выполнением обязательств заниматься не спешат. Поскольку ответственности перед заказчиками никакой. За все время своего существования «Укрэкокомресурсы» ни разу не отчиталась перед ними (скорее всего, не делала этого и перед правительством) о реальном объеме выполненной работы. А берет, как говорится, по полной — за 100% выполненной работы. Между прочим, такого не позволяет себе даже богатая Европа. Западноевропейские страны десятилетие шли к предельному для них сейчас уровню утилизации в 60%, который для них становится обязательным лишь к 2012 году. Кроме того, украинские тарифы, кстати, тоже незаконно регламентируются постановлением правительства (конечно с подачи укрэкокоммерсантов), порою в десятки раз превышающие европейские (см. табл.). Причем здесь, спрашивается, экология, за которую на словах ратует «Укрэкокомресурсы»?
У семи нянек…
Одной из причин такой активной деятельности компании специалисты называют отсутствие в Украине единого специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. На сегодняшний день госрегулирование в этой сфере дублируется Минэкономики, Минприроды, Минпромполитики, Госкоммунхозом и ГК «Укрэкокомресурсы». Материальная заинтересованность плюс красивая вывеска сыграли злую шутку. «Все предложения компании («Укрэкокомресурсы». — Авт.) сводились к созданию льготных условий в отношении собственной деятельности, дискредитации и дискриминации деятельности конкурентов…» — цитата из письма Минприроды от 10.03.05 г.
Где уж тут обучаться заимствованию успешного зарубежного опыта. Например, в странах Европы, где действует директива 94/62ЕС «Об упаковке и отходах упаковки», основным показателем эффективности работы является реальный процент уровня утилизации отходов, а не собранных на это средств. В большинстве стран по инициативе субъектов хозяйственной деятельности созданы неприбыльные негосударственные предприятия, которые взяли на себя ответственность за максимально эффективное выполнение сбора и утилизации отходов тары и упаковки их учредителей. У нас же мусором норовит заниматься держава. Вот вам и результат, а заодно еще один барьер на пути интеграции Украины в Европу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме