Пока в Украине продолжались споры, стоит ли признать IP-телефонию и нужно ли предоставлять лицензию ее провайдерам, она стремительно вошла в обиход благодаря иcпользованию специального программного обеспечения и его широкому, причем бесплатному, внедрению по всему миру.
Справка
IP-телефония (интернет-телефония) — общение голосом с помощью интернет-протокола, то есть через интернет-каналы. Эта услуга также называется VoIP (Voice over IP — «голос через интернет-протокол»).
Ускоренное распространение интернет-телефонии подталкивают сравнительно высокие цены на междугородные и международные звонки. Ведь этот сервис обеспечивает значительное снижение затрат на голосовую связь. Более того, сегодня общаться по всему миру можно и вовсе бесплатно. Для этого только нужно, чтобы у вас и вашего собеседника был компьютер с подключением к сети Интернет. При этом платить придется только за обычный доступ в Интернет. У обоих собеседников должно быть минимальное мультимедийное оборудование — микрофон и наушники. Стоит напомнить, что сейчас практически каждый ПК наделен мультимедийными возможностями, то есть передачей видео и звука. Но если этого нет, проблему легко уладить купив обыкновенную звуковую карту. Колонки в данном случае использовать нецелесообразно, поскольку голос абонента, выходя из колонок, будет попадать в микрофон, в результате чего появится эхо. Зато удобно использовать гарнитуру — наушники с прикрепленным микрофоном. Стоит она недорого, ведь качество передачи звука для IP-телефонии не столь уж важно.
Для общения через Интернет понадобится соответствующее программное обеспечение, причем одинаковое для обеих разговаривающих сторон. Подобных программ уже создано достаточно много. Даже самый популярный месседжер ICQ обладает этой возможностью. В его последней версии имеется даже специально выделенная функция ICQ Phone. Оплата разговоров осуществляется кредитной карточкой или через систему интернет-платежей Pay Pal.
Есть один нюанс: для большинства таких программ нужны хорошие каналы, желательно выделенные. Но если приходится использовать медленные линии, например телефонные dial-up-соединения, то тут уж потребуется софт, обеспечивающий приемлемое качество даже на плохих соединениях.
Вот таких программ сегодня существует пока немного, но их количество тоже растет. Например, разработан месседжер Google Talk, голосовой протокол которого уже показал хорошие результаты. Недавно появилась программа SoftPhone-ng, в которой, кроме голосовых звонков через Интернет, есть поддержка функций «отправка SMS» и «видеоконференции». А в январе этого года стартовал эстонский проект «Таксофон», который позиционируется как телефония для стран бывшего СССР. К настоящему моменту услугами сервиса уже воспользовались несколько десятков тысяч граждан постсоветского пространства. Если для россиян наиболее привлекательными показались услуги бесплатной связи, то для жителей стран Балтии — платные SMS и звонки в обычные телефонные сети.
Но однозначным лидером остается программа Skype, которую скачали более двухсот миллионов пользователей, и сейчас на линии одновременно находятся до четырех миллионов абонентов.
Skype очень проста в обращении. Программа просто загружается с сайта, причем имеется даже русская версия (украинская, к сожалению, пока не разработана). После чего нужно зарегистрироваться, установить ее, подключить наушники и микрофон, динамики или USB-телефон и... звонить куда угодно. Технология обеспечивает высокое качество звука, а сквозное шифрование гарантирует высокую степень безопасности при передаче данных через Интернет.
В системе используется специальный, разработанный именно для Skype, протокол для общения голосом, в результате чего качество беседы даже на плохих линиях остается высоким. Программа работает практически с любыми сетевыми экранами и не требует постоянного IP-адреса, не использует центральные серверы для обработки вызовов, регистрации пользователей, хранения их адресных книг и так далее. В ней реализована децентрализованная система обработки всех данных, что дает системе невиданную гибкость.
Пользователям также предоставляется возможность звонить с компьютера на телефон (SkypeOut) и с телефона на компьютер (SkypeIn). Эта услуга уже платная, однако стоит весьма недорого. Программа также поддерживает обмен простыми текстовыми сообщениями (аналогично ICQ), предусматривает автоответчик и перенаправление звонка на обычный телефон.
А теперь — внимание! О тарифах на звонки. Установка бесплатна. Как уже было сказано, связь компьютер—компьютер также осуществляется бесплатно. При звонках с ПК на телефон, а это, наверное, самый популярный вариант для пользователей, тарифы не зависят от местонахождения звонящего. Они зависят от местонахождения вызываемого абонента. То есть можно позвонить соседу в Киеве или на его мобильный, а можно и в США, и в этом случае звонок будет гораздо дешевле (!). Да, просто Украина не входит в список стран с самым дешевым общим тарифом — у Skype это два цента. Такой тариф действует для США, Европы и даже России, а вот звонок в Украину — 13 центов. Звонки на мобильные во всех странах, как правило, выше.
Впрочем пользователь Skype также может взять себе, например, американский номер и принимать звонки через Интернет и программу на свой компьютер. При этом он должен платить абонплату 30 евро в год или 10 евро — за три месяца.
А в «Таксофоне» можно включить переадресацию, причем на любой телефон. Таким образом, все звонки с компьютера на компьютер переведутся на него. Однако за такой звонок придется расплачиваться друзьям как за звонки с компьютера на телефон. Причем компьютер должен быть включен постоянно. Несмотря на особенное позиционирование «Таксофона», его тарифы выше, даже на звонки на телефоны в странах СНГ и Балтии.
В настоящее время производители вплотную занялись разработками IP-телефонов, подключаемых к компьютерам. А в начале этого года компании D-Link и Skype представили новый телефонный адаптер с интерфейсом USB, который позволяет использовать традиционные телефоны для работы с сервисами интернет-телефонии. Телефонный USB-адаптер DPH-50U подключается к ПК, телефонной линии и проводному или беспроводному телефону. Это дает абонентам обычной городской телефонной сети возможность использовать сервисы IP-телефонии.
При этом адаптер умеет легко переключаться между линиями, предоставляя возможность пользователю, не прерывая разговора с абонентом традиционной телефонной сети, принять входящий звонок Skype, или наоборот. Кроме того, можно организовать конференц-связь между абонентами обычной телефонной линии и Skype. Для большего удобства телефонный адаптер оборудован индикатором, уведомляющим, от абонента какой из линий поступил вызов.
В заключение можно добавить, что даже крупные телекоммуникационные операторы уже обращают внимание на игроков IP-телефонии. Понимают, что в этом узком сегменте телекоммуникаций они могут составить им серьезную конкуренцию.