БАЗАРАМ НЕ ПОЗАВИДУЕШЬ ВЕЛИКИЙ ТОРГОВЫЙ ПОХОД ГОТОВИТСЯ ВО ЛЬВОВЕ

Поделиться
До последнего времени многие наши сограждане с ностальгией вспоминали советские времена, когда м...
Роман Шлапак, генеральный директор «Інтермаркета»

До последнего времени многие наши сограждане с ностальгией вспоминали советские времена, когда можно было зайти в торговое заведение и, не очень-то тратя время на ознакомление с ассортиментом, сделать оптимальный выбор. Сегодняшняя же торговля, в основном представленная базарами, весьма осложняет жизнь покупателю. Порой, чтобы найти в базарном лабиринте нужное, человеку приходится потратить минимум полдня. Впрочем, можно смириться с судьбой и приобрести во второй попавшейся лавке второй попавшийся вариант. Появилась огромная проблема выбора. Причем в меньшей степени она обусловлена возросшим ассортиментом — очень часто товар желаемого вида и качества на наших рынках вообще не присутствует. Эти трудности вызваны «лоскутной структурой» торговли. Слоняться от лотка к лотку, цепляясь в тесных проходах о замороженные брикеты мойвы или хека, дыша запахом млеющего не первый день на солнцепеке мяса, шлепая в дождь по грязным лужам, не столь уж и приятное занятие. К тому же эта хаотическая торговая среда не несет никакой ответственности за предоставленные услуги. Базарные продавцы чеков не вручают, гарантий не дают, претензий насчет недоброкачественного товара не принимают.

Как будто отвечая на не сформулированный и не озвученный потребителем запрос, ООО «Торгова компанія «Інтермаркет» летом нынешнего года открыла первый, действительно соответствующий всем мировым стандартам, в Западной Украине супермаркет.

В одном из микрорайонов Львова (Сихове) заработал торговый комплекс «Арсен» общей площадью 6200 квадратных метров, из которых 3500 — торговый зал. И дело, собственно, не только в количестве «квадратов», хотя без этого одновременно в одном торговом зале предлагать более 20 тысяч наименований различных товаров, мягко говоря, сложно. Главное, что покупатель получил возможность приобретать всё необходимое из продуктов питания и сопутствующих товаров в одном месте. А максимальный ассортимент сопровождается гарантированным качеством. Несмотря на изобилие, найти нужный товар не составляет никакого труда, поскольку в супермаркете царит строгая системность: если морепродуктам отведено место в этом секторе, то другого стеллажа с лангустами или икрой, к примеру, за сектором экзотических фруктов уже не стоит искать. Качество самого оборудования (морозильников, кассовых боксов, тех же стеллажей и прочего) также не в последнюю очередь способствует «шопингу». Предприятие приобретало не просто новое оснащение, а — самое лучшее. Свои закупки клиент может вывезти тележкой на бесплатную стоянку непосредственно к багажнику своего автомобиля. Под одной крышей с основным торговым залом размещен также пассаж под магазины промышленных товаров и ресторан быстрого питания. Насчет самого названия супермаркета… Многие «доброжелатели» с этим именем связывали приход в город «лиц кавказкой национальности». На самом деле Арсеном зовут старшего сына Романа Шлапака, генерального директора «Інтермаркета». Слово «Арсен» в переводе с греческого означает «мужественный»… Говорят, как вы корабль назовете, так он и поплывет.

Комфорт покупателя, разумеется, стоил недешево. «Інтермаркету» весь комплекс обошелся в 6 млн. долл. Однако руководство предприятия ни в коем случае не стремится немалые вложения отбить через высокие цены. Наценка может составлять и 2—4%. Предприятие берет свое за счет оборота. Поэтому товары в «Арсене» стоят столько же, сколько и на базаре, а зачастую — даже дешевле. А если еще учесть, что в супермаркете не может быть и речи об обвесе (что для базаров обычная практика), то делать закупки в «Арсене» весьма привлекательно. И клиент потянулся. Сюда идут не только жители микрорайона, но других концов города. Магазин стал популярным у зажиточного потребителя: «Ты подъезжаешь своим автомобилем и отовариваешься… Как в американском кино!».

Развивает «Інтермаркет» и сеть дисконтных магазинов «Барвінок». Эта разновидность торговли также предполагает самообслуживание, но она не предоставляет «самых высоких стандартов обслуживания». В дисконте меньшее, чем в супермаркете, количество персонала из расчета на один квадратный метр и скупее ассортимент. Зато предлагается одна из самых низких на рынке цен. Хорошему торговцу небезразличен клиент «с не очень высокими доходами». «Барвінки» также обрели популярность.

Воодушевленный успехом «Інтермаркет» в свои ближайшие планы записал сооружение в нашем областном центре еще четырех «Арсенов», а самый первый супермаркет превратить в гипермаркет. Благо, пустующие рядом территории позволяют расширить площади торгового центра до 16 тысяч квадратных метров. (Стандарт гипермаркета — 10 тысяч квадратных метров торговых площадей.) Систему же дисконтных магазинов «Барвінок» фирма намерена дополнить еще несколькими десятками объектов. И это только первая планка. А вообще фирма интенсивно готовится к экспансии на сопредельные территории. Глава Сиховской районной администрации города Львов Иван Рудницкий уже успел оценить плюсы от появившегося на вверенной ему территории сверхсовременного торгового объекта: «Этот супермаркет попросту украсил наш спальный район и поднял его престижность. Благодаря «Арсену» значительно обустроены столь необходимые в этом месте Сихова коммуникации. «Арсен» это стабильный, серьезный работодатель и спонсор района». Если бы кроме общегосударственных и городских бюджетных сборов существовали еще и районные, то г-н Рудницкий сказал бы, что «Інтермаркет» является еще и мощным налогоплательщиком. За три квартала этого года предприятием уплачено 4,6 миллиона гривен налогов. Столь существенные отчисления возможны потому, что Р. Шлапак принципиально работает прозрачно. Может быть, поэтому создатель «Інтермаркета» не делает секрета из тех средств, которыми ему приходится оперировать. На сегодняшний день товарооборот всех подразделений фирмы составляет несколько миллионов долларов в месяц.

Привычка работать «по-белому» у Шлапака сформировалась с первых дней коммерциализации отечественной экономики. И не потому, что он считает для себя унизительным украдкой подсовывать подачки, чтобы не мешали работать. Работа «по-черному» обрекает предпринимателя на неоправданный риск, связанный с капризами и «моральностью» нашего чиновника. Когда ГНАУ даже не собиралась обязать каждую торговую точку завести кассовый аппарат, Шлапак на кассах своих магазинов уже внедрял сканеры и компьютерный учет. Тогда многим это казалось смешным. К слову, Роман Миронович первым во Львове внедрил не только компьютеризацию касс, но и такие форматы работы торговых учреждений, как самообслуживание в европейском понимании и торговля со складов-магазинов типа cash&carry.

Перечисленные новаторские достижения в области региональной торговли продиктованы не одним желанием угодить клиенту. В среде, условно говоря, наших торговых операторов созрела «революционная ситуация». Критическая масса самих торговцев и их потенциала достигла той точки, когда в конкурентной борьбе могут побеждать только те, кто предоставляет новое качество услуг. Кроме фактора внутренней конкуренции существует еще и фактор потенциальной конкуренции внешней. Западные торговые фирмы от вторжения на наши территории сдерживает в основном только низкая покупательная способность украинского населения. Западные кампании предпочитают входить на новой рынок в том случае, если там ежемесячный доход одного человека измеряется в среднем 150 долларами США. В Украине такая сумма равняется бюджету далеко не каждой семьи. И тем не менее прозорливые руководители отечественных торговых предприятий ощущают острую необходимость разворачивать сегодня торговые объекты «повышенной комфортности». Ведь иноземец, согласно прогнозам маркетологов, придет со всей своей технологической и финансовой мощью года через два-три. Наши же к этому времени могут и не успеть развернуть конкурентоспособную структуру. В том, что иноземцы придут, можно не сомневаться. Покупательная способность среднестатистического украинца, хоть и не так быстро, как хотелось бы, но все же растет. Известно, что последние годы ВВП имеет тенденцию к росту. Таким образом, сегодня наступает тот переломный момент, когда строительство сетей супер-, а в недалекой перспективе и гипермаркетов обещает рентабельный возврат капиталов. «Інтермаркет» при помощи консультантов из Польши специально исследовал львовский торговый рынок на предмет возможностей и скорости возврата инвестиционного капитала в крупные торговые объекты. Результаты анализа оказались положительными.

Украинская перспектива в области внутренней торговли хорошо прослеживается на примере Польши, которая, в силу известных причин, значительно опережает в своем развитии Украину. Анджей Марцинковски, эксперт по вопросам западного рынка, консультирующий фирму «Інтермаркет», по этому поводу для читателей «ЗН» сказал: «В аналогичном Львову польском городе Познань еще семь лет назад не было ни одного супермаркета или гипермаркета. Было где-то три крупных магазина, принадлежавших местным собственникам. Сейчас в Познани уже имеется 10 гипермаркетов, 20 супермаркетов и множество магазинов других форматов (мини-маркетов, дисконтных). Эти показатели стали возможны благодаря росту ВВП, который в Польше достиг 120 процентов. Наблюдается прямая зависимость между покупательной способностью граждан и количеством подобных объектов. Когда западная компания приходит на новый рынок, она всех местных «коллег» сравнивает с землей, оставляет после себя «выжженную землю». Но разорение происходит только с теми, кто организационно и системно не подготовился к приходу сильных чужаков. Исключительно польская сеть дисконтных магазинов «Бедронка» в течение первых трех лет, когда завоевывался польский рынок, мобилизовалась на динамическое развитие. И она выиграла борьбу с французскими, немецкими компаниями, которые имеют большой (часто — тридцатилетний и больше) опыт, торговую сеть по всей Европе. Сейчас «Бедронка» в Польше занимает первое место. В разрезе одного года ее оборот составляет где-то 700 миллионов долларов. Но это стало возможно благодаря тому, что она сумела построить систему, так сказать, торговую машину».

До последнего времени «Інтермаркет» работал, условно говоря, как фирма семейная. Потому что предприятие управлялось супругами Шлапаками (они же — стопроцентные собственники «Інтермаркета»), родственниками и близкими. При немногочисленном персонале, когда все друг друга знают в лицо и все строится на доверии, такой стиль руководства может быть эффективным. Но когда количество штатных работников начинает вестись на сотни человек, тогда уже необходимо переходить на новый качественный механизм управления. Вообще удивительно, как «Інтермаркет», в состав которого входили десяток магазинов, склады и прочее, умудрялся эффективно развиваться в режиме «большой родни». Появление же в структуре «Інтермаркета» «Арсена» (240 рабочих мест разного функционального уровня) и тем более возникновение экспансионистских настроений требуют создания структуры управления, построенной на передовых менеджерских технологиях. Далеко нелишними представляются и современные технологии в области организации системы поставок, логистики, маркетинга.

Подобного опыта у нас в стране не было. Поэтому, естественно, «Інтермаркет» обращался за организационной поддержкой к зарубежным консультантам. Вначале приглашали специалистов из Голландии и Германии. В данный момент «Інтермаркет» сотрудничает с польскими консультантами Адамом Якубовськи и Анджейем Марцинковски из фирм Persona и Andzej Marcinkowski Konsalting, основатели которых за семь последних лет запустили в Польше самую большую сеть дисконтных магазинов (более семисот) «Бедронка». «Інтермаркет» остановился на них по той простой причине, что польская экономика очень близка украинской по своим характеристикам. К тому же польский опыт ценен тем, что содержит примеры выживания в условиях конкуренции с западными торговыми интервентами.

Польские консультанты привнесли научно обоснованную систему подбора персонала, четкое профессиональное распределение обязанностей и компетенций тех или иных должностных лиц, систему контроля (определения целесообразности пребывания служащего на той или иной должности), привязанный к местным реалиям принцип мотивации (систему вознаграждений и систему карьерного роста). Привить все эти черенки западных премудростей на наш кадровый материал ой как непросто! Менталитет постсоветского наемного работника (а порой и партнера) в основной своей массе не отягощен такими тонкостями, как корпоративная солидарность, ответственность за представляемый брэнд, стремление относиться к своей работе творчески. Зато у нанимаемого персонала имеется огромное желание уходить от любой ответственности.

Вводя в действие супермаркет «Арсен», предприятие вместе с польскими консультантами разработало собственную систему «вишкола» персонала. Скажем, при формировании у кассиров (этого конечного звена супермаркета, которое максимально контактирует с клиентом и фактически является лицом фирмы) безусловно доброжелательного отношения к покупателю симулировались «определенные магазинные ситуации». Держать улыбку при любых обстоятельствах кассиров обучали… актеры театра имени Марии Заньковецкой.

Работа с персоналом требует постоянного внимания, но руководство предприятия не склонно расценивать национальные особенности людского ресурса как большую проблему — оно идет на вложения в кадры. Гораздо сложнее «Інтермаркету» противостоять такому явлению, как «теневая торговля», которая в стране составляет 70%. Конкурировать с базарными торговцами, освобожденными от налога на добавленную стоимость, очень сложно. Разве что им можно противопоставить высочайшее качество услуг, оптимизацию производственного процесса и низкие наценки. В данной ситуации, разумеется, на сверхприбыли рассчитывать не приходится.

Для «Інтермаркета» не является проблемой финансовый ресурс. Благодаря последовательности и хорошей кредитной истории сегодня этому торговому предприятию ни один банк не отказывает в кредитах. Репутация «Інтермаркета» сегодня уже такова, что банки охотно предоставляют ему финансы. Речь идет не только об отечественных финансовых учреждениях. На создание, например, супермаркета «Арсен» был использован также кредит в три миллиона сто тысяч долларов, предоставленный польской стороной. Руководство предприятия данный кредит справедливо расценивает как льготный. Ведь если украинские банки сегодня предлагают валютный кредит под 15% годовых, то западные — чуть ли не в три раза дешевле. Не готовы наши банки и к предоставлению инвестиционных кредитов, рассчитанных минимум на 5 лет.

Нельзя сказать, что «Інтермаркет» не находит понимания у местных властей. Но не от них одних зависит успешный и стабильный рост бизнеса. Решающее значение для развития предпринимательства играют такие банальные вещи, как стабильность национального законодательства и финансовой политики, отсутствие фактора государственного давления. Последнее обстоятельство… Не так давно областная налоговая администрация распространила информацию, согласно которой «Інтермаркет» совершил следующее «преступление»: «…при сооружении супермаркета «Арсен» были привлечены капитал, материалы и работники польской фирмы…» С каких пор привлечение зарубежных инвестиций стало противоправным, налоговики не разъяснили. Умолчали мытари и о том факте, что сегодня найти в Украине подрядчика, который бы обеспечил мировой стандарт в строительстве, пока что трудно. Этот необоснованный выпад областной налоговой выглядит тем более странно, что в недалеком прошлом (2001 год) эта же структура наградила «Інтермаркет» благодарностью как лучшего налогоплательщика. По итогам 2001 года Львовская областная госадминистрация признала Романа Шлапака лучшим работодателем области, более того, в июле этого года на Всеукраинском собрании предпринимателей Роман Шлапак из рук Президента Украины получил награду и звание «Заслуженный работник сферы услуг Украины». И потом. К чему предприятию, которое собирается распространять свою деятельность на остальные области, предприятию, чей руководитель не спешит записываться в какую-либо из провластных политических сил, рисковать годами нарабатываемой репутацией?! На этот вопрос только один ответ. К системности в работе должны стремиться не только лучшие предприниматели. В поведении облеченных государственной властью мужей должно быть как можно меньше субъективизма и уж тем более политической заангажированности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме