Пошлины снизили, но не на авто
Шестого августа официально опубликован Закон «О внесении изменений в таможенный тариф Украины», принятый Верховной Радой еще 23 июня. Огромный документ, состоящий из тысячи машинописных листов, правительственная газета не смогла опубликовать целиком, поэтому напечатала только его название и небольшой фрагмент. С остальной частью закона можно ознакомиться на интернет-сайте газеты. Документ содержит изменения в несколько сотен позиций товаров, ввозимых в нашу страну. Призванный содействовать вступлению Украины в ВТО, закон уменьшает пошлины на большинство товаров. Но на легковые автомобили пошлины повысили. Если ранее они составляли 20% от таможенной стоимости ввозимой машины, то с 16 августа (дня вступления в силу закона) — 25%. Данная цифра распространяется на все виды легковых автомобилей — как новые, так и подержанные, а также на любые объемы двигателей указанных транспортных средств. Впрочем, дифференциация по этим признакам сохранилась в ставках акцизного сбора, которые остались неизменными с конца марта 2005 года.
Перед подорожанием все раскупили
Закон был принят полтора месяца назад, поэтому о предстоящем повышении цен знали и потенциальные покупатели иномарок, и автодилеры. Исходя из несложных вычислений, можно было подсчитать, что стоимость импортированных автомобилей должна вырасти на 5—7% (на таможенную стоимость и ввозные пошлины при растаможке насчитывается еще и НДС). Поэтому купить новую машину в июле и начале августа было выгодней, чем после введения пошлин. Еще одна причина для посещения автосалонов — проведение многими автодилерами акций и скидок, которые были призваны оживить традиционный летний спад продаж. Все эти факторы оказались достаточными для украинцев, и они начали активно покупать легковушки. По данным ИАГ Auto-Consulting, в июле наши соотечественники купили и получили госномера почти на 27 тысяч новых легковых автомобилей — это примерно на треть больше, чем в мае и июне текущего года. Нельзя утверждать, что такой прирост произошел исключительно за счет иномарок — отечественные производители также приложили к этому руку. Но факт остается фактом — перед очередным подорожанием украинцы опять нашли возможность купить себе новые машины. В то же время рынок подержанных автомобилей окончательно «замкнулся в себе»: даже после повышения пошлин до 20% в марте ввоз старых машин (хотя и они ограничены возрастом 8 лет) практически прекратился. Теперь же из Европы ввозить бывшие в употреблении машины не будут совсем.
Если потребители успели подготовиться к подорожанию, то об автодилерах утверждать это можно не всегда. Дело в том, что обычный заказ на автомобили у завода-изготовителя для конкретного дилера составляет от трех до шести и более месяцев. Поэтому времени от принятия закона до его вступления в силу многим из них не хватило, чтобы завезти дополнительные партии машин и растаможить их по старым правилам. Правда, пополнить собственные склады машин можно было на европейских площадках нераспроданных автомобилей, но и тут есть проблема: как правило, для Украины производятся машины в специальной комплектации (так называемый пакет «плохие дороги»), поэтому официальные дилеры могут продавать в нашей стране не все европейские легковушки.
Впрочем, вряд ли после введения новых пошлин все иномарки подорожают: конкуренция на рынке настолько высока, что некоторые дилеры могут покрыть повышение налогов за счет собственной прибыли или добившись аналогичных скидок у завода-производителя.
Отечественный производитель
опять «на коне»
Кроме увеличения пошлин на готовые легковушки, Закон «Об изменениях…» снизил ввозные тарифы на комплектующие для их производства. Таким образом правительство решило компенсировать те льготы, которые были отобраны у автопроизводителей в марте при принятии поправок в бюджет-2005. На ряд деталей для сборки автомобилей пошлины составляют 5%, на некоторые — 0% от их таможенной стоимости (хотя платить НДС автозаводам все же придется).
Правда, такие ставки доступны не для всех автозаводов, а только тех, которые получат статус «Предприятие по производству автомобилей». Данное определение расшифровано в другом законодательном акте, который вступил в силу несколько ранее — «О внесении изменений в Закон Украины «О развитии автомобильной промышленности». Согласно ему, данный статус может получить компания-резидент Украины, изготавливающая автомобили, мотоциклы и комплектующие к ним и реализующая программу создания рабочих мест, которую утвердит Кабинет министров. Пока программа не подписана ни у одного из отечественных автозаводов, но на получение данного статуса могут претендовать все действующие в стране заводы — «ЗАЗ», «Богдан» («ЛуАЗ» и «Черкасский автобус»), «Еврокар», «КрАСЗ», а также другие новые предприятия. Если данные заводы получат возможность ввозить комплектующие по льготным ставкам, то уже в ближайшее время Украину ожидает очередной бум автопроизводства или сборки. Уже сегодня существуют проекты сборки корейских и китайских машин, которые «ждут своего часа», то есть получения возможности беспошлинно ввозить комплектующие. Также на руку отечественным автозаводам и другие меры, принятые в таможенном законе — повышение пошлин на иномарки и прекращение ввоза подержанных автомобилей из Европы, о чем говорилось ранее. Таким образом, отечественный автопром сможет снова увеличить выпуск легковушек и потеснить на собственном рынке российские и импортные автомобили.