Мало кто начинает свою «мобильную» жизнь с автомобилей Lamborghini Diablo или Aston Martin Vantage. Чаще - со ржавых «Жигулей» или «иномарки» двух-трехлетнего возраста. Опытные водители также нередко приобретают подержанные автомобили. Причиной тому - и налоговая политика нашего государства, и общий уровень жизни. Хотя даже десятилетняя иномарка при умелом обращении и своевременном качественном техобслуживании будет ездить не хуже плодов укрепления украино-корейских отношений.
Итак, у вас созрело решение купить автомобиль, следующий этап - выбрать какой именно. Здесь могут сработать личные предпочтения, советы друзей и, иногда, даже здравый смысл. Конечно, каждый сам выбирает тот сук, на котором он будет висеть, но, наверное, стоит все же поделиться некоторыми более-менее объективными соображениями.
Прежде всего нужно определиться с функциональным назначением машины - это может быть какой-нибудь седан, семейный универсал, спортивное купе, внедорожник и т. д. Каждый тип автомобиля, при преломлении к конкретному водителю, имеет свои достоинства и недостатки. Если хочется скорости и острых ощущений, то покупать внедорожник глупо, ибо благодаря высокому центру тяжести и мягкой длинноходной подвеске (неотъемлемом атрибуте внедорожника и важной составляющей «повышенной проходимости») ощущения от ночных гонок по спящему городу будут слишком острыми, особенно в момент опрокидывания автомобиля при входжении на большой скорости в крутой поворот. Не менее глупо покупать спортивное купе для поездок в «загородную резиденцию», путь к которой не может похвастаться наличием асфальта.
Кроме того, автомобили разных стран-производителей часто имеют свои особенности. Так, американские машины, с предпочитаемыми там автоматическими коробками передач и мягкими подвесками, рассчитанными на идеально гладкие дороги с плавными поворотами на небольшой угол, вряд ли подойдут поклонникам активного стиля вождения. Для них уместнее итальянские автомобили с жесткой короткоходной подвеской, значительно улучшающей управляемость, и сближенными передаточными числами в трансмиссии, поднимающими уровень адреналина в крови.
Не рекомендуем как единственный автомобиль покупать мощный заднеприводный «аппарат» со спортивными настройками двигателя, которые даже при плавном старте норовят сорвать заднюю ось в занос. Это очень неблагоприятно скажется при езде зимой: даже небольшие подъемы придется штурмовать задом наперед, а при старте «со светофора» в городском потоке, где расстояние между автомобилями минимальное, легкий занос способен привести к аварии. И шипованная резина может не спасти.
Пути покупки подержанного автомобиля можно разделить на два вида. Первый - поездка за границу и приобретение автомобиля там. Этот автомобиль будет не старше пяти лет отроду, что означает и хорошее техническое состояние, поскольку угробить машину на «их» дорогах и на «их» топливе за такой короткий срок очень трудно. Кроме того, перепродажей подержанных автомобилей за границей (в частности, в Европе) занимаются специализированные магазины - «автохаузы», в которых неотъемлемой частью предпродажной подготовки является глобальная проверка состояния всего автомобиля, с ремонтом или заменой неисправных агрегатов. Хотя те «автохаузы», что поближе к границе с государствами постсоциалистического блока, уже тоже начинают работать «по-советски». Это находит свое выражение в попытках подсунуть малопонимающему в автомобильной науке «драйверу» внешне сверкающую машину с убитой технической частью. Спасает разве что вышеуказанная невозможность совершенно угробить автомобиль за пятилетний срок его эксплуатации.
Второй путь приобретения автомобиля - внутренний рынок. А вот здесь можно купить машину любого возраста и состояния. Выбор автомобиля происходит, как правило, по объявлениям в специализированных изданиях или изданиях, размещающих частные объявления, а также на автобазарах. Реже подержанный автомобиль покупается в автосалоне у официальных дилеров конкретной марки (использующих систему «trade-in, то есть старый автомобиль меняется на новый с доплатой, а этот «старый» приводят в надлежащее состояние и продают) или салонах, торгующих без официальных полномочий производителя, но представляющих достойный уровень сервиса. Отличительной чертой автосалонов является более высокая цена машины, однако и техническое состояние «товара» обычно очень хорошее.
Наиболее популярный метод - покупка с рук. В этом случае опасными подводными камнями являются техническое и юридическое состояние автомобиля. Но так как тема юридических аспектов требует отдельного рассказа, то перейдем сразу непосредственно к технической части.
При выборе автомобиля идеальным вариантом проверки его технического состояния является глобальный техосмотр и диагностика всех узлов и агрегатов на хорошей станции технического обслуживания. Гениальная мысль. Но шутки шутками, а только после такого осмотра можно сделать окончательный вывод - поездите ли вы хоть немного на новоприобретенном транспортном средстве или оно умрет по дороге в гараж. Самая неприятная сторона данного осмотра - его довольно высокая цена, однако можно договориться разделить расходы на его осуществление с продавцом, а в лучшем случае - уменьшить цену на автомобиль в размере стоимости техосмотра. Сам «досмотр» лучше всего осуществить на фирменной станции техобслуживания данной марки автомобиля, хотя есть несколько техстанций «общего назначения», где за меньшую сумму денег можно получить не менее качественные услуги.
Если по тем или иным причинам такой техосмотр невозможен, то неплохо было бы взять с собой на «выборы» машины кого-то более-менее искушенного. Тоже, казалось бы, очевидная информация. Однако в «диких» условиях осмотр транспортного средства лучше проводить вдвоем, так как некоторые вещи невозможно обнаружить в одиночку, не находясь одновременно и в салоне автомобиля и за его пределами.
Главным в автомобиле является состояние двигателя и кузова, ибо это два самых жизненно важных и, соответственно, дорогих компонента в его конструкции. Состояние кузова на наличие деформации после удара (если таковой был) можно определить, пройдясь рукой по всей его поверхности (особенно борта, крышу можно вообще не трогать), при этом внимательно всматриваясь в его одноцветность. Кроме того, неплохо было бы внимательно осмотреть пороги и крылья на предмет коррозии. Если кузов в порядке, то следует продолжать осмотр далее, если же нет - нужно как можно достовернее выяснить у продавца какие были повреждения и сопоставить его слова с личными наблюдениями. Для тех внедорожных автомобилей, основой силовой конструкции которых служит рама, состояние кузова не имеет важного значения.
После кузова займитесь двигателем. Многое может сказать специалисту первый выхлоп во время пуска двигателя. Если этот выхлоп густого черного цвета, то дело плохо. Далее нужно послушать работу силового агрегата на разных оборотах, для чего достаточно «погазовать», выжав предварительно сцепление и поставив рычаг переключения коробки передач на «нейтраль» (это, естественно, касается только механической трансмиссии). Но, к сожалению, о звуке двигателя может судить только хоть немного искушенный в этом вопросе индивидуум.
Следующим этапом будет испытание трансмиссии и подвески. Ну, если с трансмиссией все ясно - передачи должны переключаться четко и без большого труда (хотя у некоторых автомобилей эта нечеткость заложена еще при рождении), то с подвеской дело серьезнее. В пробной поездке постарайтесь «поймать» участки с различным типом и качеством дорожного покрытия. Далее, на различных скоростях штурмуя неровности отечественных путей сообщения, делайте собственные выводы. Тут, конечно, тоже неплохо поучаствовать специалисту, но оценить некоторые общие показатели может и не слишком искушенный пилот. Главное - посмотреть (скорее, почувствовать) нет ли «пробоев» при переезде небольших дефектов дорожного покрытия. («Пробой» - это когда изношенные амортизаторы не справляются со своими прямыми обязанностями и, не погасив колебания подвески, передают эти колебания глухими ударами на кузов автомобиля.) Также следует учитывать, что различные автомобильные марки (и конкретные модели, даже в зависимости от комплектации) имеют различную конструкцию и характеристики подвески. Например, все итальянские машины обладают, как уже говорилось, жесткой короткоходной подвеской и некоторые нормальную работу их неизношенной подвески принимают за «пробои».
Все остальные детали автомобиля также имеют свое значение, однако, они, как правило, стоят дешевле вышеописанных, чем и объясняется их неупоминание в этом коротком рассказе.
После такого экспресс-осмотра стоит сложить сумму расходов на доведение автомобиля «до ума» с ценой его самого и посмотреть, нет ли такого же (или однотипного) транспортного средства, которое будет само дороже, но его реконструкция обойдется дешевле и сделать единственно возможный вывод. Далее, оплатив транспортное средство, вкушать, насколько хороша жизнь из окна собственного автомобиля.