Кризис — лучшее время для инвестиций в ценные бумаги
Наиболее ощутимый удар финансовый кризис нанес по фондовому рынку Украины. Пятикратное падение стоимости отечественных предприятий шокировало участников рынка и привело рынок в состояние, близкое к анабиозу. Большая часть ликвидных акций и облигаций уже давно торгуются не только ниже своей справедливой цены, но и ниже номинальной стоимости. При этом объемы реальных сделок мизерны. Однако, как ни парадоксально это звучит, именно сейчас настало время для инвестиций и формирования портфелей из обесценившихся ценных бумаг украинских эмитентов. Большинству бумаг просто уже некуда падать. Зато в долгосрочной перспективе их рост практически неизбежен и начнется сразу же после стабилизации мировой экономики. Набравшись терпения и грамотно инвестировав деньги в ценные бумаги (ЦБ), можно не только сохранить свои сбережения во время кризиса, но и через несколько лет умножить свои капиталы.
Риск при этом достаточно серьезный и, разумеется, принципиальное решение о возможности инвестиций в бумаги каждый для себя может принять только сам. Однако прежде чем принять подобное решение, надо хорошо представлять себе сам рынок и его инструменты. Сегодня для физического лица существуют три пути инвестиций в украинские ценные бумаги: самостоятельная покупка бумаг через брокера, передача денег в доверительное управление компании по управлению активами (КУА) и покупка инвестиционных сертификатов институтов совместного инвестирования (ИСИ). Каждый путь имеет свои плюсы и минусы и рассчитан на определенный круг инвесторов.
Самостоятельный риск
Самостоятельные инвестиции предусматривают наличие специальных знаний в области фондового рынка, так как риски по принятию инвестиционных решений лежат исключительно на клиенте. Обязательными посредниками для самостоятельных операций на фондовом рынке в нашей стране являются торговцы ценными бумагами (брокеры), которых в Украине сегодня около 800. Самостоятельность инвестиций заключается в возможности выбора брокера и приоритетов инвестирования. Как правило, клиент самостоятельно либо по рекомендации брокера определяет структуру своего портфеля. Задача брокерской компании — приобрести ценные бумаги по наиболее выгодной для клиента цене. Затем оформляется заказ с подписанием всех необходимых документов между клиентом и компанией, производится оплата. В результате клиент становится собственником ЦБ, которые зачисляются на его личный счет, открытый хранителем.
Ведущие компании оказывают также дополнительные услуги: консультации по эмитентам и рынку в целом, по вопросам формирования инвестиционного портфеля, вопросам законодательства; аналитическую поддержку (еженедельные обзоры фондового рынка с рекомендациями, ежедневные обзоры с корпоративными новостями).
Самостоятельные инвестиции предполагают вложение достаточно серьезных средств. Акций предприятий, которые входят в I уровень листинга ПФТС, можно купить минимум на 20 тыс. грн.; входящих во II уровень листинга — на 10 тыс. грн.; акции предприятий, которые входят в биржевой список ПФТС, но не попадают в листинг, — минимум на 5 тыс. грн. Однако для диверсификации рисков в портфеле должны быть акции не менее трех (а в идеале — пяти-семи) различных эмитентов. Таким образом, реальный порог инвестиций через брокера — около 100 тыс. грн.
Акценты аналитика
1. Чем больше идет денег на приобретение, тем больше (в случае роста рынка) будет доход. На небольших объемах большую часть дохода съедают накладные расходы.
2. За предоставление брокерских услуг клиент оплачивает комиссию брокера. Как правило, она включается в цену бумаг и составляет до 1% от сделки либо заранее оговоренную сумму.
3. Если у клиента нет открытого счета в ЦБ и открытого расчетного счета для перечисления денежных средств, то он платит за открытие счета в ЦБ у хранителя (около 100 грн., некоторые хранители берут также абонплату за хранение — 1—2 грн. в день) и за открытие счета в банке (25—50 грн. плюс 5 грн. за платежное поручение на перечисление денежных средств). Если клиент захочет платить через кассу брокерской компании, то расчетно-кассовое обслуживание обычно составляет 1% внесения наличных средств на счет.
3. Все накладные расходы (хранитель, комиссия, банк) не идут в сумму затрат при определении налога с дохода физического лица (15%).
Доверительное управление
Доверительное управление было и остается услугой для людей очень небедных. Минимальный порог для получения подобных услуг оценивается в 50—200 тыс. долл., которые инвестор передает в управление профессиональному управляющему ценными бумагами. Тот, в свою очередь, должен вкладывать их в различные финансовые инструменты с целью получения максимальной прибыли. Инвестируют доверенные средства не только в ценные бумаги, но и в недвижимость, и даже в бизнес-проекты.
Минимальный срок вложения денег, как утверждают инвестиционные управляющие, должен быть не менее года. Степень вовлеченности клиента в управление своим капиталом может быть разной — от утверждения стратегии, ориентированной на определенные риски и уровень доходности, до согласования каждой покупки и продажи. Стратегия может быть как более агрессивной, так и более консервативной, чем в инвестиционных фондах. Впрочем, как правило, те инвесторы, которые хотят получить индивидуальный портфель, более склонны к агрессивной стратегии. Этот рынок для богатых. Они отдают в управление большие деньги в обмен на более высокую доходность и профессионализм.
Акценты аналитика
1. Риски при доверительном управлении выше, но и доходность, как правило, тоже.
2. На доверительном управлении зарабатывают не менее 30% в год. Меньшая доходность украинским VIP-клиентам пока не интересна.
3. Доверительный управляющий берет ежегодную комиссию, а также премию, начисляемую пропорционально полученной прибыли.
Коллективные инвестиции
Наиболее демократичным и доступным способом инвестирования в ценные бумаги для простого украинца являются ИСИ. Как правило, ИСИ обеспечивают хорошую диверсификацию рисков, профессиональное управление и доступность, так как сумма инвестиций может начинаться от 1 тыс. грн.
К недостаткам ИСИ можно отнести дополнительные расходы на оформление и хранение инвестиционных сертификатов и постоянно выплачиваемое вознаграждение управляющей компании, даже в моменты, когда фонд терпит убытки.
Прежде чем вложить свои средства в инвестиционный фонд, инвестор должен хорошо понимать, на какой срок он готов расстаться с деньгами, определить уровень доходности, который он хочет получить, а также на какой риск он готов ради этого пойти. Зная свои возможности и предпочтения, он уже может выбрать инвестиционную стратегию (в соответствии с которой фонды могут быть рисковые — фонды акций, консервативные — фонды облигаций, сбалансированные — смешанные по структуре активов). Каждый фонд рассчитан на своего инвестора. По своей природе фонды акций наиболее рискованные, но и потенциально наиболее доходные. В противовес им фонды облигаций наименее рискованные и, соответственно, наименее доходные. Как правило, доходность консервативных фондов даже в лучшие времена едва превышает ставку по банковским депозитам. В сбалансированных фондах риски умеренные, а доходность выше, чем у консервативных фондов.
Помимо этого, в зависимости от того, как управляющая компания проводит процедуру выкупа выпущенных ей инвестиционных паев, существует три вида фондов: открытый, интервальный и закрытый. Разница между ними в том, что управляющая компания открытого фонда обязана выкупать и продавать паи каждый рабочий день, интервальные фонды открываются для покупки и продажи паев в определенный период времени, оговоренный в правилах фонда, однако не реже раза в год, а закрытые фонды открываются для покупки паев в момент формирования фонда, и инвестор, как правило, лишен права погасить свои паи до завершения фонда.
Акценты аналитика
1. Размер вознаграждения компаний по управлению активами колеблется от 0,5% до 5% стоимости чистых активов фонда.
2. Существует плата за вход (за покупку сертификатов и оформление документов) и выход из фонда (за продажу сертификатов и получение денег). В результате расходы инвестора могут «зашкалить» за 5% его чистых активов. А потому обо всех возможных расходах инвестору стоит поинтересоваться заранее и внимательно прочесть договор с КУА.
3. Необходимо также помнить, что ИСИ не предоставляют никаких гарантий возврата вложенных денег.
Сложность выбора
Сейчас в стране зарегистрировано более 300 КУА. Вкладчикам уже трудно сделать выбор между КУА и их инвестиционными фондами. По мнению экспертов, главными критериями, которыми должен руководствоваться инвестор, выбирая ИСИ, являются: год основания управляющей компании, опыт работы, количество фондов в ее управлении, историческая доходность фондов, сумма активов в управлении компанией и ее фондов, возможность диверсификации инвестиций. Впрочем, само по себе количество лет на рынке может ни о чем не говорить. Вопрос не в сроке жизни самой КУА, а в репутации учредителей, которые ее создали.
Объем активов инвестиционного фонда также влияет на эффективность работы, поскольку лишь крупные инвестиционные фонды могут позволить себе не только минимизацию издержек, но и высокую диверсификацию инвестиций. Низкие издержки, связанные с осуществлением операций купли-продажи ценных бумаг, в конечном итоге приводят к снижению затрат инвесторов (поскольку, согласно действующему законодательству, вычитаются из активов фонда).
Одним из наиболее очевидных факторов принятия решения инвестором считается доходность, продемонстрированная инвестиционным фондом за прошедшие периоды деятельности. Кривая доходности не должна быть скачкообразной, поскольку частые и сильные колебания доходности свидетельствуют о нестабильной работе инвестиционного фонда. Динамика прибыльности фонда и стоимости его сертификатов или паев напрямую зависит от двух факторов — поведения рынка и профессионализма управляющего. И если на первое влиять отдельный инвестор не может, то оценить второе полностью в его власти. О профессионализме компании по управлению активами свидетельствует ее доходность не только во время восходящего тренда, но и особенно при падении рынка.
При выборе фонда эксперты также рекомендуют убедиться, что активы фонда находятся у независимого хранителя, поскольку тот обязан проверять правильность расчета стоимости чистых активов ИСИ, выполненного КУА, осуществлять контроль за законностью операций с активами ИСИ и вообще действовать исключительно в интересах инвесторов.
Акценты аналитика
Вхождение на рынок, когда цены достигают «дна», удобно для тех, кто настроен на долгосрочные инвестиции и не боится временных колебаний. Как показывает мировая практика, после спада всегда происходит резкий рост. Поэтому инвестору необходимо допускать возможность кратковременных провалов рынка и настраиваться на более длительные сроки вложений.
Искусство изысканных инвестиций
Рынок произведений искусства — один из наиболее емких и динамичных мировых рынков. Так, по оценкам экспертов австрийской компании Kunst Asset Management Gmbh, стоимость мировых арт-активов только в сегменте живописи составляет 250 млрд. долл. В течение последних трех лет рост цен на произведения искусства в мире составил 50% (в США — 67%), тогда как индекс Dow Jones возрос только на 24%. Кроме того, индекс стоимости художественных объектов не зависит от колебания индексов ценных бумаг, поэтому именно арт-рынок в условиях кризиса остается одним из немногих весьма надежных и стабильных сегментов глобальной экономики. Скажем, на прошлогодних осенних и нынешних зимних торгах ведущих аукционных домов, несмотря на кризис, были установлены новые ценовые рекорды. В частности, сенсацией февральских лондонских торгов Sotheby’s стала бронзовая статуэтка юной балерины Эдгара Дега, которая была продана за
13 257 250 фунтов стерлингов. От классиков не отстают и современники. Некоторым художникам даже посчастливилось перебраться в самую высокую «весовую» категорию. Так, Яйои Кусама (Yayoi Kusama, Япония) стала самой дорогой из современных художниц. Ее работа «Абстракция № 2» 1959 года, принадлежавшая в свое время американскому художнику-минималисту Дональду Джадду (Donald Judd), на октябрьском Christie’s была продана за 5 794 500 долл., тогда как оценивалась в 2,5—3,5 млн. долл.
Украинский арт — порог и пирог
Самым красноречивым фактом, характеризующим уровень прочности арт-рынка, является распространенная недавно информация о том, что скандально известный «строитель» финансовых пирамид Бернар Медофф вкладывал полученные от обманутых инвесторов средства в создание собственной коллекции картин старых европейских мастеров, часов и ювелирных украшений. Таким образом, об искусстве с полной уверенностью можно говорить как о сфере альтернативных инвестиций. Вместе с тем это сфера для тех, кто готов к нестандартным решениям. Здесь, что называется, «кто не рискует, тот не пьет шампанского».
Один из основных способов инвестиций в искусство – безусловно, создание коллекций. По сути, можно сказать, что мировой арт-рынок — рынок коллекционера, ведь основные инфраструктурные элементы, такие как аукционные дома, галереи, экспертные институты, страховые, консалтинговые, аналитические компании, направлены на нужды профессиональных потребителей искусства. Вместе с тем наличие упомянутых институтов помогает и художнику создавать и удерживать свою цену, сосредоточиваясь на творчестве, тогда как организационные и даже бытовые проблемы решают специалисты.
Все эти обстоятельства обусловливают высокий порог вхождения в профессиональную лигу арт-дилеров, составляющий сегодня не менее 100 тыс. долл. Любительский «билет» на порядок дешевле, но и действует он исключительно в пределах внутреннего рынка, который выглядит пока скромно.
Объемы украинского арт-рынка на время кризиса эксперты оценивали приблизительно в 230 млн. долл. (с учетом значительного теневого сегмента), целевая группа покупателей составляла около 50 тыс. человек, включительно с нерезидентами. Инфраструктура состоит из 130 галерей и шести аукционных домов. Не менее 95% упомянутого объема рынка составляет антиквариат — искусство 1950-х годов и более позднего периода.
«...покупай живопись»
По данным аналитиков, более 75% лотов мировых аукционов — живопись. Не стали исключением и украинские аукционы. Правда, ситуация здесь специфическая и пока не очень резонирует с мировыми процессами. Фаворитами отечественных коллекционеров остаются Сергей Шишко, Николай Глущенко, Адальберт Эрдели, Иосиф Бокшай. Высок, как и прежде, спрос на русскую школу ХІХ в., православную русскую икону известных иконописных центров ХVI–XX веков, украинский авангард 1960-х годов. Произведения современных художников, в частности тех, которые представляют современные версии модернизма или, тем более, радикальный сotempory art, представлены на аукционах не так широко — их следует искать на галерейных выставках или на арт-ярмарках. Однако такие мэтры современности, как Александр Ройтбурт, Олег Тистол, Александр Гнилицкий, Илья Чичкан, все чаще выходят на мировые аукционы. Правда, не всегда первого эшелона и пока с разным успехом.
Поскольку сегодня в Украине работает около 2,5 тыс. профессиональных художников, потенциал для роста немалый. Кстати, еще четыре года назад в денежном выражении антиквариат (включительно с соцартом) занимал 99% отечественного арт-рынка, и именно в этом сегменте наблюдалась галопирующая динамика цен. Скажем, суммы, предлагаемые покупателями за картины упоминавшихся уже Глущенко или Жердели, на отечественном рынке возросли с 3—10 тыс. долл. в 1995 г. до 30—250 тыс. в середине 2008 г. Зимние торги таких киевских аукционов, как «Корнерс» или «Золотое сечение», свидетельствуют о том, что кризис не вызвал ценового обвала на этом рынке, но и рост прекратился. Верхний ценовой сегмент все же оказался прилично перегретым.
Хотя понятие «рентабельность» — довольно условное относительно рыночного движения искусства, некоторые аналитики озвучивали такие цифры, как 15—30% рентабельности (а на работы отдельных художников — 100% и выше). В частности, аналитики «Тект-Трейд» отмечают, что прибыльность украинского рынка предметов искусства достигает 30% годовых, и не прогнозируют спада в ближайшие годы. Впрочем, большинство экспертов склонны считать такие показатели довольно условными, поскольку в нашей стране они связаны с выходом на рынок значительного количества бизнесменов, покупавших арт-объекты не для коллекционирования (в том числе с инвестиционной целью), а преимущественно для решения интерьерных вопросов.
Вместе с тем формирование пула современных постмодернистских художников, которых скупают, что называется, на корню, свидетельствует о постепенном переходе к концептуальному коллекционированию.
Цены в этом сегменте за последние пять лет выросли в 2,5—3 раза. Если, например, еще четыре года назад произведения одного из ярких представителей украинского постмодерна Василия Цаголова можно было купить за 5 тыс. долл., то сегодня средняя стоимость его работ держится на уровне 15 тыс. долл. После прошлогодней ярмарки «Арт-Киев» была афиширована продажа работы Александра Гнилицкого за 30 тыс. долл. Однако, учитывая высокий уровень непрозрачности и спекулятивности украинского арт-рынка, эксперты советуют не зацикливаться на «стоимости» художника, а ориентироваться на стандартные критерии арт-рынка, такие как продажа на крупнейших аукционах, участие в больших международных выставках, авторитетные премии (такие, как, скажем, премия Тернера, которую присуждают в Лондоне), наличие произведений художника в собраниях известнейших музеев мира (например, нью-йоркском Метрополитен-музее), работа художника с известнейшими галереями. В этом смысле уже можем говорить о несомненном успехе Ильи Чичкана, произведения которого на июньских торгах Philips de Pury ушли за 40 тыс. евро, а также Арсена Савадова – его картина в ноябре 2008 была продана на лондонском MacDougall’s за 10,5 тыс. евро. Выход других современных художников Украины на такие показатели — вопрос времени и техники.
В престижных международных проектах регулярно участвуют и украинские модернисты: Павел Маков, Тиберий Сильваши, Анатолий Криволап, Александр Животков, Александр Сухолит. И хотя проекты, в которых задействованы эти мастера, преимущественно некоммерческого характера, их произведения высоко оценивают зарубежные и отечественные коллекционеры, а уровень цен отвечает европейским показателям.
Техника продвижения художников на мировой рынок — удел галерей. Кризис, конечно, сказывается на их финансовом положении. В частности, уже есть потери: одна из известных киевских галерей вынуждена уйти с рынка. Но в основном галерейный бизнес пережил зиму без паники. Ряд молодых галерей, возникших в течение последних двух лет, продолжают радовать ценителей искусства выставками музейного уровня.
«Кто не рискует...»
Если доходность произведений искусства в долгосрочной перспективе достаточно высокая, то с ликвидностью сложнее. Ведь рассчитывать на быструю продажу даже эксклюзивного произведения сложно, для каждой вещи есть свое время и свой покупатель. Кроме того, процесс предпродажной подготовки (в частности, если речь идет об аукционе, на котором можно получить наиболее выгодную цену) также занимает много времени.
В целом арт-рынок можно назвать довольно рискованным. Самой распространенной ошибкой является неправильный расчет в ходе выбора направления инвестирования, особенно когда речь идет о современниках или искусственно раздутых модных трендах. Если же брать надежный и стабильный антиквариат, то следует прежде всего остерегаться подделок или краденых раритетов, находящихся в розыске. Следует также осторожно относиться к вещам, сменившим своего владельца во время войн или революционных событий. Может выясниться, что такой раритет числиться в реестре национального наследия и его необходимо вернуть тому или иному государству или же на него претендуют родственники бывшего владельца. Как известно, единственная из ныне живущих наследниц семьи Блох-Бауэров (из которой происходила жена Густава Климта – Адель) гражданка США Мария Альтман отсудила всемирно известное полотно Климта «Золотая Адель» у Австрийской национальной галереи. Кстати, учитывая количество резонансных музейных ограблений, собственникам коллекций также следует позаботиться о надежном хранилище для своих художественных раритетов.
Акценты аналитика
1. Вложение средств в произведения искусства называют инвестициями для терпеливых. Рассчитывать на быструю прибыль здесь не приходится, а некоторые дивиденды можно ожидать в перспективе 8—10 лет.
2. В вопросе пополнения своей коллекции очередным шедевром не рекомендуется ориентироваться на собственные вкусы — лучше иметь дело с профессионалами от арт-бизнеса, которые могут дать более или менее взвешенную оценку выбранному вами раритету как с искусствоведческой точки зрения, так и с точки зрения инвестиционной привлекательности.
3. Следует не ориентироваться на отдельные конъюнктурные произведения, а формировать собрание из пяти—семи имен, подбирая роботы, которые уже через три—пять лет могут стать репрезентантами эпохи (не стоит забывать, что сейчас 2009 год, заканчивается первое десятилетие ХХІ в.).
4. Если представительную коллекцию сложно собрать своими силами, можно взять на вооружение практику так называемого пула инвесторов, с успехом применяемую в Европе. Ориентиром может служить коллекция современного искусства Пьера Броше, недавно представленная в шести городах России.
5. В отличие от денег, которые «любят тишину», искусству, тем более современному, нужна огласка. А потому приобретенные раритеты не должны ложиться мертвым багажом в сейфах или декорировать стены загородной виллы. С коллекцией желательно работать: принимать участие в выставках, запускать в информационное пространство яркие легенды, организовывать собственные художественные проекты, продавать право на репродуцирование произведений. Здесь все зависит от креатива и промоционного бюджета, который необходимо составить на уровне бизнес-плана. Пример — уже упоминавшаяся коллекция Пьера Броше, которая сразу была ориентирована на широкое экспонирование с целью повышения ее инвестиционной привлекательности.
6. Не помешает присмотреться к молодым и малоизвестным сегодня, но не менее амбициозным и ориентированным на глобальный контекст художникам. В частности, можно ориентироваться на тех, чьи имена попали в short-list премии Фонда Виктора Пинчука, на номинантов и лауреатов премии им. Казимира Малевича, патронированной Польским институтом в Киеве, на тех, кто принимает участие в проектах Международного фонда «Эйдос» и других международных проектах.
7. Следует отслеживать глобальные тенденции арт-рынка и пользоваться такими инструментами, как индексы прибыльности искусства. Специалисты здесь могут сравнивать показатели нью-йоркского Mei-Moses All Art Index, миланского Gabrius Art Index, лионского Artprice, британско-швейцарского Zurich Art and Antiques Index и т. д. Кроме индексов, существуют и базы данных: ArtNet, Art Sales Index, Artprice и др. Стоимость годовой подписки на полный доступ к базам данных – 200–2500 долл.
8. Для погружения в среду мирового арта уместным будет посещение таких знаковых арт-ярмарок, как ArtBazel, ArcoMadride, Frieze, «Арт-Москва». А для начала не мешало бы побывать на украинском фестивале «Арт-Киев», который ежегодно проходит в Украинском доме.
9. В сфере операций с произведениями искусства следует избегать двух крайностей: руководствоваться исключительно собственным вкусом, а также расчетом, опирающимся на показатели индексов. В этом деле нужна интуиция, умноженная на опыт. Классический пример — история формирования коллекции российского фабриканта Сергея Щукина, который еще в начале ХХ века начал покупать холсты недооцененных тогда постимпрессионистов и кубистов, в том числе хрестоматийных ныне Пабло Пикассо, Анри Матисса. Сегодня коллекцию Щукина, хранящуюся в московском Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, оценивают в 3 млрд. долл.