Кроме того, стало известно, что Merchant также подала иск против Государства Украина в Европейский суд по правам человека. Таким образом, существует вероятность того, что корпоративная задолженность «Нафтогаза» будет трансформирована в государственный долг.
Как стало известно ZN.UA, корпорация Merchant, претендующая на акции, которыми владеет «Нафтогаз» в уставном капитале британской компании JKX Оil&Gas Limited, напомнила о своих правах в связи с поручением президента В.Януковича Кабмину Украины (от 2 сентября 2011 года) подготовить проект программы реформирования НАК «Нафтогаз Украины».
«Мы обеспокоены тем, что данное поручение может затронуть права корпорации Merchant как кредитора «Нафтогаза», и мы официально уведомляем правительство Украины о правах корпорации Merchant на акции», - говорится в документе, которым располагает ZN.UA.
В частности, речь идет о судебном решении, вынесенном в Украине в 2006 году, о взыскании порядка $24,7 млн в пользу Merchant. Решение было признано английскими судами 28 февраля 2011 года и дает корпорации право на взыскание в Англии долга вместе с процентами и юридическими расходами.
Несмотря на это, «Нафтогаз» подал необоснованные заявления в Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) об отмене судебного решения 2006 года. Это и было сделано Высшим хозяйственным судом Украины 7 апреля 2011 года, а дело было передано на новое рассмотрение украинскими судами. Однако 14 июля 2011 года судья Дэвид Стил в Высоком суде Англии отказался признать или применить решение ВХСУ от 7 апреля 2011 года на том основании, что последнее грубо нарушило принцип правовой определенности и права корпорации Merchant на справедливый суд согласно ст. 6 Европейской конвенции о правах человека.
Соответственно, судебное решение 2006 года продолжает оставаться в силе с точки зрения права Англии и, таким образом, подлежит принудительному исполнению в Англии.
«Хотя «Нафтогаз» подал апелляцию на судебное решение Стила, мы считаем, что у корпорации Merchant имеются хорошие шансы на успех в апелляционном производстве и что в конечном итоге мы сможем принудительно обеспечить ее права за счет акций (а именно - за счет акций, которыми владеет «Нафтогаз» в уставном капитале компании JKX Оil&Gas Limited. - ред.)», - говорится в документе.
Украинские юристы, к которым обратилось ZN.UA, прокомментировали данную ситуацию следующим образом.
Во-первых, внешние кредиторы НАК «Нафтогаз Украины» способны заблокировать или, по меньшей мере, существенно усложнить планируемую правительством Украины реорганизацию или ликвидацию «Нафтогаза».
Во-вторых, реорганизация «Нафтогаза» осуществляется без предварительной подготовки, спонтанно. Многие вопросы, напрямую касающиеся реорганизации, отрабатываются на ходу, а проблемы решаются по ходу их возникновения. Все происходит в условиях пожара, когда качество работы не входит в перечень приоритетов.
В-третьих, «Нафтогаз» демонстрирует неспособность договариваться со своими внешними кредиторами. Обращение английских юристов корпорации к правительству Украины, которое является учредителем «Нафтогаза Украины», является попыткой дипломатично обратить внимание на то, что поведение «Нафтогаза» по отношению к своим внешним кредиторам ведет к крайне негативным последствиям, в том числе и для государства Украины. И такие последствия будут носить, помимо прочего, и финансовый характер (т.е. приведут к убыткам для «Нафтогаза»).
В-четвертых, своими действиями «Нафтогаз» создает очень чувствительные для Украины и компаний государственного сектора Украины зарубежные судебные прецеденты. В частности, создан прецедент признания в правовой системе Англии украинского судебного решения о взыскании задолженности с государственного предприятия Украины. Однако намного более опасным (и уже в масштабах всей страны) является иной прецедент, созданный «стараниями» «Нафтогаза» в той же Англии. Как следует из письма корпорации, 7 апреля 2011 года Высший хозяйственный суд Украины отменил по вновь выявленным обстоятельствам украинское судебное решение 2006 года о взыскании с «Нафтогаза» $24,7 млн.
Примечательно, что такая отмена произошла уже после признания в Англии украинского судебного решения 2006 года и спустя пять (!) лет после его вступления в силу. Как указано в письме корпорации, решение ВХСУ от 7 апреля 2011 года грубо нарушает принцип правовой определенности и Европейскую конвенцию о правах человека. И это - аргументированный вывод английского суда (с решением Высокого суда Англии от 14 июля 2011 года можно ознакомиться здесь: http://britishcaselaw.co.uk/merchant-international-company-ltd-v-natsionalna-aktsionerna-kompaniya-naftogaz-ukrayiny-2011-ewhc-1820-comm-14-july-2011), а заодно - и приговор всей украинской судебной системе, которая допускает вынесение неправомерных решений, явно противоречащих публичному порядку цивилизованных европейских стран.
Английская судебная система сама по себе является прецедентной, а кроме того, ее решения считаются образцовыми для других стран (в качестве иллюстрации - многомиллиардный спор между Абрамовичем и Березовским рассматривает именно Высокий суд Англии). Поэтому решение Высокого суда Англии от 14 июля 2011 года, которым отказано в признании решения ВХСУ от 7 апреля 2011 года, несомненно, внесет свою «лепту» в подрыв доверия к украинским судам (и выносимым им решениям), которые и так пользуются далеко не самым большим авторитетом.
В-пятых, решение Высокого суда Англии от 14 июля 2011 года очень четко сигнализирует о том, что украинские суды находятся под значительным влиянием и контролем со стороны государства и государственных компаний. И принимают решения, руководствуясь, в первую очередь, государственными интересами, а ведь ориентиром для судов должно быть верховенство права. Скажите, на какую тогда защиту своих прав в Украине может надеяться иностранный инвестор? А в этом - ответ в том числе и на вопрос, почему иностранные инвестиции обходят Украину стороной.
И, наконец, в-шестых, «Нафтогаз» своими действиями создает все предпосылки для того, чтобы его корпоративная задолженность была трансформирована в долг государства. То есть «Нафтогаз», возможно, и сумеет избежать уплаты своего долга (хотя это крайне сомнительно), но тогда заплатим все мы - из государственного бюджета. Интересно, Генеральная прокуратура Украины обратит на это внимание?