Заметные события состоялись во Львове — презентация Благотворительного фонда «Подгорецкий замок» и премьерный показ в рамках этой акции документального фильма Ежи Гоффмана «Украина. Становление нации», работа над которым длилась больше четырех лет. До Львова этот фильм демонстрировали только на польском фестивале «Распутье Европы» и на некоторых закрытых показах. В интервью «ЗН» польский киноклассик признался, что в перспективе думает об экранизации одного из классических украинских произведений.
— В истории навсегда останутся имена тех, кто заботился о восстановлении исторических объектов, — говорит Ежи Гоффман в связи с фондом «Подгорецкий замок». — Иногда кажется, эта работа так глобальна, что выполнить ее невозможно. Но возможно! В 1846 году австрийцы осквернили краковский Вавельский замок, превратив королевские палаты в конюшни. Но ведь замок со временем выкупили и реставрировали! Там теперь 778 табличек с именами людей, жертвовавших на его восстановление. Даже воры могут иногда реабилитировать свою «специальность», если она содействует регенерации памятников. Вспомните варшавских разбойников, которые по просьбе профессоров истории похитили из-под немецкой стражи несколько тысяч элементов разбитого королевского замка, которые потом хранились в подвалах народного музея и на основе которых был восстановлен Варшавский королевский замок. Не верьте в то, что существуют невозможные вещи. Их нет! Существуют только вещи, которые человек не хочет делать: из-за недостатка энергии, отсутствия веры или из-за лени. Или просто в силу необразованности или непонимания. На все требуется время, это правда. Но нужно верить.
Подгорецкий замок — это только «камешек общей истории Польши и Украины, о котором следует заботиться вместе».
***
А теперь о фильме «Украина. Становление нации»
По словам режиссера (и это отмечается в начале всех четырех серий, продолжительность каждой — 55 мин.), на создание ленты его вдохновила книга Леонида Кучмы «Украина — не Россия». Гоффман подчеркивает, что его фильм — это краткое изложение истории Украины с помощью уникальных архивных материалов, которые автор искал не только в Украине, но и в России, Польше, Франции, Германии, США и Канаде. Всего же было отснято 20 часов чернового материала.
Удалось ли кинодокументалисту воссоздать историческую правду, решать зрителям, ведь, как сказал режиссер, его лента — не учебник по истории Украины, а только повод для дискуссии: «Это взгляд польского художника на страну, к которой он не равнодушен».
В первой части фильма «От Руси до Украины» Гоффман показал период от древнейших времен до XVIII века. Название второй «Украина или Малороссия?» перекликается с книгой Л.Кучмы и охватывает период от конца XVIII в. до завершения Первой мировой войны. Следующие 55 минут фильма посвящены событиям конца Второй мировой и первого в истории объединения земель Украины — режиссер назвал их «Навеки вместе». Последняя часть — «Независимость» — повествует о событиях второй половины ХХ века и настоящем. Что касается последней серии, где речь идет о помаранчевой революции, то, как подчеркнул режиссер, он был осторожен, «поскольку каждый из вас, украинцев, с той или иной стороны баррикад принимал участие в событиях. Потому я, как частное лицо, не имел права показывать амплитуды своих эмоций». И добавил: «Бесспорно, отзывы на фильм будут разные. Но с самого начала работы знаю точно, кому он не понравится — и в Польше, и в Украине: националистам и коммунистам».
Обсуждение фильма проходило эмоционально. Публика оценила работу Гоффмана аплодисментами. Среди вопросов, которые задавали режиссеру, был и такой: «Не планируете ли снимать продолжение «Становления нации»? На что режиссер ответил: «Пусть это делают украинцы. Я же возвращаюсь к большому игровому кино».
В последний раз во Львове режиссер был четыре года назад. Говорит, что по городу так и не прогулялся, потому что не было времени. Говорит, что мечтает о такой экскурсии, поскольку очень любит Львов. Но откладывает путешествие по нашим красивым узенькими улочкам до следующего приезда. А вот когда это будет...
— Я только-только встал на ноги, — рассказал «ЗН» Ежи Гоффман. — Мне сделали очень сложную операцию, и я был по ту сторону радуги... Как видите, вернулся. Уверен, что мой фильм найдет в Украине, в частности во Львове, свою аудиторию. Так что буду приезжать, чтобы увидеться со зрителями.
— Не упрекали вас украинские коллеги-режиссеры, дескать, чего это поляк снял фильм об Украине?
— Упрекали. Но... Самый лучший словарь польского языка составил немец, а лучшую книгу об истории Польши написал английский историк Норман Девис. Это непреложные факты. Кроме того, я не принадлежу ни к какой политической партии или этнической группе, то есть могу позволить себе быть абсолютно нейтральным в оценке событий. Если же кто-то не разделяет моих взглядов на историю Украины, пусть проведет собственное киноисследование — лучше моего.
— Чем именно так вдохновила вас книга Кучмы, что вы сразу загорелись крупным документальным проектом?
— Я никогда не сомневался в том, что «Украина — не Россия». И мне захотелось, чтобы в этом не сомневались и другие. Кроме того, вспомнил слова Джузеппе Гарибальди: «Когда мы создали государство Италию, мы создали государство. А теперь нужно создавать нацию». А это сложный и длительный процесс.
— Этим фильмом вы, очевидно, вернулись к истокам своего творчества...
— Да, я начинал с кинодокументалистики. За девять лет вместе с Эдвардом Скужевским снял 27 документальных фильмов.
— А почему у вас такой интерес к творчеству Сенкевича?
— Если бы я не стал кинематографистом, то, наверное, стал бы историком. Это мой конек, мое хобби. Впервые я начал читать трилогию Сенкевича, причем с конца, в Сибири, куда мне ее прислал отец. И должен сказать, что те впечатления, тогда еще детские, остались у меня на всю жизнь. Уже учась в киношколе, мечтал снять фильм — перенести на кинопленку книгу, сыгравшую такую весомую роль в моей жизни. И мои товарищи по ВГИКу даже смеялись надо мной, когда я им рассказывал об этом.
— Вы говорили, впереди у вас художественный фильм. Что это будет за проект?
— Возможно, это будет моя «Сибириада» — о собственных воспоминаниях детства. Возможно, что-то из украинской классики. Уже поступают предложения. Думаю...
— Кстати, начинать делать кино в нынешних условиях сложнее или проще, чем тогда, когда вы снимали свои первые фильмы?
— Как вам сказать... Тогда процесс тормозила (а часто — прекращала) цензура. Но если уж начиналась работа, то государство хорошо ее оплачивало. Сейчас же затруднения с деньгами. Например, чтобы снять «Огнем и мечом» и «Когда Солнце было богом», я и мой продюсер Ежи Михайлюк заложили все свое имущество польскому «Кредит-банку».
— Есть ли у вас любимый фильм?
— Да. «Дорога» Феллини с Джульеттой Мазиной.
— Что волнует сердце, кроме кино и истории?
— Как и каждого человека, многое. Например, природа, судьба близких. Жизнь научила меня тому, что я уже не верю в какую-то очевидную правду и доискиваюсь своей, не верю в дружбу народов, зато глубоко верю в дружбу между людьми. И должен вам сказать, именно в дружбе между людьми я не разочаровался. Даже после смерти жены Валентины. Мне очень близок ваш режиссер Роман Балаян. Также очень ценю отношения с Владимиром Князевым — директором картины, с которым я впервые встретился на фильме «Трудно быть богом» по братьям Стругацким. Мы знакомы уже много лет и поддерживаем отношения не только на съемочной площадке. Много друзей у меня и в Москве. Хотя... Многие уходят. Нет Саввы Кулиша, ушли из жизни Павел Лебешев, Александр Абдулов... Но такова жизнь. Иногда мне кажется, что я живу слишком долго. Но это не нам определять.