Животноводы планируют наращивать производство за счет окружающей среды, а правительство их прикрывает

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Животноводы планируют наращивать производство за счет окружающей среды, а правительство их прикрывает © Коллаж ZN.UA

Годами никто не ставил под сомнение качество воды из родника или колодца. К сожалению, сейчас это уже не так — не везде, но во многих регионах Украины в колодезной воде есть нитраты. И чем ближе колодец к крупному сельскохозяйственному предприятию, тем хуже состояние воды в нем.

При этом правительство анонсирует двукратный рост животноводства в ближайшие годы и параллельно сокращает мониторинг качества воды в Украине. Пора беспокоиться.

Украина обеспечивает продовольственную безопасность всего мира как в растениеводстве, так и в животноводстве. Но что это означает для людей? Конечно, мы понимаем, что это дополнительные средства в бюджет, рабочие места, развитие. Но вместе с тем такое интенсивное ведение сельского хозяйства, как у нас, в основном негативно влияет на качество окружающей среды, приводя к деградации почв, ухудшению их качества, потере биоразнообразия, загрязнению. Конечно, мы знаем, что есть добросовестные фермеры, заботящиеся о здоровье почв и окружающей среды, но в масштабах страны, к сожалению, их очень мало, а размеры их «органических» хозяйств просто несопоставимы с огромными производственными мощностями крупных производителей АПК.

Для наглядности можем посмотреть на инфографику 1.

Да, статистика в целом показывает, что животноводство по сравнению с 90-ми годами прошлого века пришло в упадок, еще несколько лет назад Украина входила в топ мировых экспортеров курятины. По свинине ситуация также похожая: по данным 2021 года, Украина занимала 20-е место в мире на рынке торговли свининой. И если посмотреть на карту Ассоциации свиноводов Украины, то свинохозяйств на территории Украины много. Кроме того, уже в новых стратегических планах Минагрополитики запланировано увеличение производства мяса вдвое за следующие десять лет.

Конечно, с точки зрения экономики, эти планы можно только приветствовать, но экологам хотелось бы подробностей по поводу того, каким будет влияние на окружающую среду, в частности на воду, после такого удвоения.

В чем риск масштабного агропроизводства

К сожалению, государству в целом и профильному министерству в частности не очень интересно, как такие сектора экономики влияют на качество жизни людей. Самые достоверные данные можно получить только при постоянном мониторинге состояния окружающей среды или же в общении с местными жителями, а в Украине это оценивают очень редко. Например, мониторинг подземных вод не увеличивается (как животноводство), а наоборот, идет только на спад. По данным Национального доклада о качестве питьевой воды за 2021 год, количество обследований шахтных колодцев (это самый высокий уровень грунтовых вод, больше всего страдающих от влияния хозяйственной деятельности) снизилось после 2019 года почти вдвое и продолжает ежегодно постепенно уменьшаться.

Кроме того, по нашим данным, мониторинг качества подземных вод, который должен проводить Госгеонедра, полностью приостановлен.

«Экодия» проводила собственный общественный мониторинг качества воды в колодцах и получила неутешительные результаты. В частности, в 44% проверенных колодцев выявили повышенное содержание нитратов. В частности, в 2021 году «Экодия» сделала карту громад, в которых возникали конфликты из-за влияния промышленных животноводческих комплексов на окружающую среду. И эту карту можно пополнять и пополнять (инфографика 2).

Последний такой яркий пример конфликта с местной свинофермой произошел на Полтавщине, где представители фермерского хозяйства вывезли тонны навозной жижи на неподготовленный земельный участок. Эту навозную жижу дожди смыли в реку Псел и на огороды местных жителей.

Вместе с местными жителями мы проверили качество воды в колодцах ближайших сел и как раз возле реки, куда стекала вся навозная жижа, зафиксировали наибольшую концентрацию нитратов. В трех из четырех проб было превышено содержание нитратов: 64, 141 и 203 мг/л, а в четвертой показатель составлял 45 мг/л, почти приблизившись к верхней допустимой норме в 50 мг/л.

К сожалению, таких историй достаточно много, и чаще всего они заканчиваются в пользу предприятий-загрязнителей, а здоровье людей и состояние окружающей среды становятся жертвами их влияния. Но можем ли мы ожидать хоть каких-то изменений и как это все менять? Здесь огромную роль должна сыграть евроинтеграция.

Как борются с загрязнением воды в ЕС

Украина с 2017 года начала более активно адаптировать национальное законодательство к европейскому, что должно повлиять в том числе и на агропроизводство. В частности, была принята процедура оценки влияния на окружающую среду, чтобы предотвращать такое негативное влияние деятельности для громады. Кроме того, еще есть две отдельные директивы ЕС, которые важно качественно принять: это Нитратная директива и Директива о предотвращении промышленного загрязнения.

Мы в «Экодии» фокусируем свою работу на вопросе Нитратной директивы, которая напрямую связана с предотвращением загрязнения водных ресурсов и действие которой распространяется на фермеров независимо от величины хозяйства. В рамках этой директивы важной частью является налаживание мониторинга за состоянием водных ресурсов — как поверхностных, так и подземных, чтобы контролировать динамику загрязняющих веществ, в том числе нитратов. К тому же важная часть этой директивы — обучение фермеров тому, как повышать эффективность их деятельности и при этом уменьшать негативное влияние на окружающую среду. Например, директива определяет, как правильно хранить навоз, чтобы предотвращать загрязнение воды, и как его эффективно использовать в хозяйстве.

В Украине, к сожалению, внедрение Нитратной директивы происходит очень медленными шагами.

За последние шесть лет удалось принять два приказа, урегулировавших вопросы:

1) определения зон, уязвимых к накоплению нитратов;

2) кодекса лучших сельскохозяйственных практик.

Но эти нормы так и остаются на бумаге. Предыдущие дедлайны для реализации этих документов уже давно прошли. Также приближается дедлайн разработки планов управления для каждого речного бассейна. В декабре 2023-го эти планы будут проходить стратегическую экологическую оценку с привлечением общественности, в частности и Нитратная директива. Ведь уязвимые к нитратному загрязнению зоны являются частью этих планов и должны быть интегрированы в дальнейшие планы мониторинга, мероприятий и т.д.

Если директива настолько хорошая, то почему же ее внедрение очень замедлилось? Этот вопрос на грани полномочий Минприроды и Минагрополитики. Они до сих пор находятся на этапе определения зон, в которых существуют риски вымывания удобрений, навоза. Министерства буксуют, потому что для этого им нужны данные мониторинга воды, который они же сами решили сокращать. Поэтому данных не хватает. Недостаточно и желания найти какое-либо совместное решение.

Сейчас ведомствам значительно проще жить в мире, где нет данных мониторинга, а значит, нет проблем и преград для наращивания сельхозпроизводства без каких-либо кодексов и лучших сельскохозяйственных практик.

Мы надеемся, что в процессе евроинтеграции важным станет не только экономическое, но и экологическое, и социальное развитие страны. Потому что благосостояние граждан состоит не в скорейшем развитии экономики за счет здоровья людей и окружающей среды, а в балансе между этими тремя составляющими.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме