Земельные реформы всегда тревожили душу украинца, ведь их проведение определяет судьбу народа на десятилетия, а то и на века. За более чем тысячелетнюю историю Украины-Руси только две реформы были проведены в интересах украинского народа: первая во времена Киевской Руси в IX-XI ст., узаконившая право на землю без права на рабовладение, вторая при кратковременном мирном правлении Богдана Хмельницкого - все земли предыдущего захватчика (Речи Посполитой) стали собственностью казачества, крестьян и казацкой старшины на все сто процентов. Остальные земельные реформы происходили без участия украинской стороны: через сто лет после смерти Б.Хмельницкого 100% земель Украины оказались в руках российских помещиков с закрепощением всегда свободных людей.
Земельным реформам УНР в 20-х годах ХХ ст. также не суждено было осуществиться. А внедрение насильственных сталинских земельных реформ было беспрецедентно жестоким, кровавым и решительным.
Любая земельная реформа, как бы она ни осуществлялась, не проходила спокойно. Как только Украина обрела независимость, сразу же возник прежде всего земельный вопрос, понимаемый первым и вторым президентами Украины очень просто: все отобрать у колхозов и разделить поровну.
Незавершенная реформа в аграрном секторе Украины приобрела признаки беспомощности - по 2 га на душу выделили, но забыли, что разграбленные колхозы лишились всей техники, всего животноводства, бросив на произвол судьбы стареющее крестьянство Украины без средств к существованию. Разве что можно было сдать новоявленным нуворишам землю в аренду за мизерную плату, а то и даром.
Фермерское движение, которое должно было бы набрать бешеные обороты с увеличением количества крестьянских хозяйств, едва выживает из-за непомерных налогов, огромных кредитов и грабительских закупочных цен на продукцию агропромышленного комплекса. И все это на фоне перманентного увеличения стоимости горючего, семян, техники, агрохимикатов. Под этот пресс попали и кооперативные хозяйства, владеющие 2-3 тыс. га пахотной земли. Зато у нас наращивают мышцы корпоративные латифундии с иностранным капиталом. При минимальных расходах на поддержание плодородия земли и активном введении в оборот коммерческих культур (зерновых, подсолнечника, кукурузы) они обрабатывают сотни тысяч гектаров, обеспечивая интенсивной работой лишь небольшую группу счастливчиков-механизаторов. Ведь их отряд в пятьдесят человек способен обработать за сезон по десять тысяч и больше гектаров пашни.
Обнищавшее население за 20 лет существования независимой Украины так и не родило средний класс, являющийся мощным фактором создания государства. Ведь чем богаче народ, тем устойчивее государство и чем больше у него средств, тем больше гарантия, что земля станет собственностью именно своего народа. Но не суждено.
Читая в свое время лекции студентам Национального аграрного университета, автор ставил на голосование такой вопрос: «Кто за проведение земельной реформы?» Половина - «за». «Вы правы», - мой ответ этим студентам. «Кто против?». Половина - «против». «И вы правы». Аудитория удивляется: такого не может быть, чтобы все правы. А толкование ответа простое как мир. Аргументы «за»: земля - товар; отсутствие земельного рынка сдерживает развитие производительных сил агрокомплекса - нельзя поставлять новейшую технику и технологии, развивать инфраструктуру и строительство, нельзя чувствовать себя полным хозяином, осуществлять долгосрочные мероприятия по повышению плодородия земель. Временщики заботятся о собственном кармане и о себе, а не о грядущих поколениях и судьбе земли.
Аргументы «против» сложные и требуют продуманного изменения законодательной базы и ее выполнения, чтобы не навредить людям и государству при достижении поставленной цели. А для этого нужны время и мудрость и, если хотите, консолидация мнений разных политиков, чтобы принять правильные решения. И сегодня еще не настало время для внедрения в жизнь любого, даже самого прогрессивного закона о торговле землей. Тем более что предложенный проект закона Украины «О рынке земель» не может претендовать на непогрешимость, ведь в нем перешагнули через барьеры, которые необходимо нивелировать для нормального функционирования такого рынка.
Названный законопроект о рынке земель (хотя земля у нас одна) настолько опередил свое время и изложен в такой редакции, что после введения его в действие наша земля станет для нас чужой, а украинский народ окажется лишним на ней. Вдумайтесь: в оборот земель сельскохозяйственного назначения, которые будут выставлены на торги, включены земли государственной, коммунальной и частной собственности и 10% земель запаса. Субъектами рынка, кроме физических и юридических лиц Украины, определены лица, осуществляющие принудительную (!) реализацию земельных участков, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица и государство (ст. 5). Сразу же возникает несоответствие. Ведь, с одной стороны, представители иностранного капитала вроде бы и являются субъектами рынка земель, а с другой - «они не могут иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения» (ст. 15). Двойные стандарты заводят проблему в тень и в спекулятивные аферы, но куда деваться иностранному капиталу, если земля не продается?
Проектом закона предусмотрены торги не всей землей оптом, а отдельными участками: для западного региона - 110-180 га, для центрального и северного - 250-400 га, южного и восточного - 590-870 га. Несложно предположить, что соблазн любым образом приумножить лакомый кусочек земли будет возникать системно, и следующий закон о продаже украинской земли уже просто не понадобится. Тем более что в проекте закона есть лазейки для увеличения площадей, не превышающих 30% земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся на территории региона по месту расположения приобретенных в собственность земельных участков одним или двумя гражданами Украины (ст. 21).
В проекте проигнорирован экологический подход по ограничению доступа к природозащитным полосам вдоль русел больших, средних и малых рек и их истоков, определенным Земельным кодексом Украины, по запрету торговли заповедным фондом Украины, не определены предупредительные меры по продаже земель с уклоном более трех градусов, не установлена ответственность за хищническое использование земли покупателем в случае истощающей ее эксплуатации.
И все эти земли продаются на аукционе. Нетрудно предположить, что настоящие собственники и землепользователи, возможно, и не узнают, что их поля оказались в чужих руках.
Гражданам Украины, а также уже и иностранцам приоткрывается возможность земельных торгов в форме конкурса для строительства объектов транспортной инфраструктуры, электроэнергетических и социальной инфраструктур.
Вот так. Земля Украины распродана. Время разбрасывать камни на нашей Украинской Ниве закончилось: земля отдана на растерзание, а украинский народ - на заклание, потому что исчезает село, которое всегда было оберегом нашей идентичности. Чужим людям оно не нужно… И не приведи Господи в самом деле дождаться завершенного действия этого закона. Наконец-то наступает время собирать камни на нашем благословенном черноземе, составляющем почти треть его мировых запасов. Наша земля - не Клондайк и не нефтеносный Аравийский полуостров. Ведь там были или есть исчерпывающиеся природные ресурсы. А плодородие нашей земли вечно, если с ней по-хозяйски обращаться. Если же хищнически, то деградация земли вместе с деградацией общества неминуемы.
Урожайность зерна 80 млн. тонн даже при современном раскладе производительных сил Украины - не предел, и этот возобновляемый ресурс будет работать бесконечно долго на благо Украины. Но стоит оставить в законодательстве хотя бы небольшую лазейку, как охотников на нашу землю найдется предостаточно, причем со всех сторон. Хозяином земли должен быть тот, кто ее обрабатывает.
Вот почему, прежде чем принимать закон Украины «О рынке земель», нужно подготовить для этого четкое предварительное законодательство, которое обеспечит украинское общество правовой, методологической и нормативной базами для осуществления такой реформы. На наш взгляд, обескровленному и обнищавшему селу Украины нужны, прежде всего, экономические реформы. Закон Украины «О кооперации» устарел и не действует в той части, которая поощряла бы крестьян объединять свои паи в местные кооперативы. Государство не довело земельную реформу до конца, утратило шанс сохранить мощный аграрный потенциал от разграбления. Если советская власть загоняла людей и скот в колхозы силой, то современный сельский кооператив должен создаваться по инициативе снизу. Объединяя паи, крестьяне создают кооперативы со специализацией в растениеводстве и животноводстве.
Однако село сейчас своими силами не сможет проявить подобную инициативу - нет начального капитала. Ему на помощь должно прийти государство - оно обеспечит кооперативы льготными кредитами и дотациями. В Европе сельскохозяйственный сектор дотационный, только во Франции на эти цели ежегодно выделяется более 5 млрд. евро, а нам для становления села нужна вдвое большая сумма. Не знаем, где взять средства? Известно, что на Евро-2012 израсходовано около 80 млрд. грн. Так почему бы, мобилизовав духовные и физические силы нации, не найти такие же средства для возрождения агропромышленного комплекса Украины?
В процессе осуществления незавершенной земельной реформы и накопления начального капитала на селе необходимо разработать и принять ряд законов, которые будут определять экономическую и экологическую безопасность в наземных экосистемах. Речь идет о насущной необходимости разработать, в частности, закон Украины о земледелии, который упорядочил бы хозяйствование на пахотных землях, приостановил бы монополию коммерческих культур и требовал бы на условиях пряника сохранять плодородие почв и кнута - ответственности за их деградацию. Вместе с тем необходимо повторно тщательно обследовать земли Украины с использованием современных средств аналитики, компьютеризации и спутниковой связи, а также провести массовое агрохимическое обследование земель, как находящихся в обработке, так и не обрабатываемых. Это позволит на научной основе составить их кадастр и обеспечить объективную цену для будущего рынка земли.
Экологическую составляющую целесообразнее базировать не на территориальном подходе относительно ландшафтов (село, поле, лес, луга и т.п.), а на бассейновом, где за основную таксономическую единицу берется бассейн малой реки как целостного организма любого агро- и биогеоценоза. Осознание этой истины обеспечит научный процесс последовательного восстановления бассейнов малых рек, которых у нас около 63 тыс., учитывая и свыше 15 тыс. их уничтоженных водотоков вследствие тотального распахивания украинских земель и неразумных водных мелиораций в ХХ ст. Тем более что Украина уже готова к тому, чтобы начать выполнять природовосстановительные функции.
Еще в 80-х годах ХХ ст. широко внедрялось контурно-мелиоративное земледелие (КМЗ), обусловившее разделение обрабатываемых земель на три технологические группы: первая - равнинные земли с уклоном до трех градусов, где велись все формы пахотного земледелия; вторая - земли с уклоном до пяти градусов, где велось почвозащитное земледелие, и третья группа - земли с уклоном свыше пяти градусов, подлежащие залужению и залеснению. Исходя из принципов КМЗ, изъятию из пахотных подлежат 8,6 млн. га земель с переводом их в естественные кормовые угодья и под залеснение. И это совершенно справедливо, ведь распаханность сельскохозяйственных угодий у нас самая высокая в мире - 82%.
Рекомендации Минагропромполитики и ННЦ «Институт земледелия НААН» о механизме изъятия из интенсивной обработки малопродуктивных земель разработаны еще в 2000 году. КМЗ касается равнинных и склоновых земель овражно-балочных систем, и оно хорошо укладывается в идеологию восстановления бассейнов малых рек. Поэтому прежде чем определять рыночные отношения по продаже земли, нужно урегулировать механизм ее вывода из обработки. Если вскоре будет принят закон Украины «О рынке земель», контурно-мелиоративное обустройство останется навсегда неосуществимым либо такие земли снова придется выкупать.
Поэтому в процессе приближения к рынку земли необходимо принять законы Украины «О восстановлении бассейнов малых рек», «Об установлении земельных отношений в процессе восстановления бассейнов малых рек», где отдельно будет сказано о контурно-мелиоративном их обустройстве.
Принятие соответствующих законов, разработка нормативной базы для их воплощения в жизнь возможны при их четком и оперативном финансировании. С учетом этого создание единого ипотечного земельного банка Украины - своевременно и обусловлено тем, что в него должна поступать вся плата за землю, отчисления в экологические фонды, кредиты с целевым назначением в агропромышленном комплексе и на природовосстановительные работы.
Осуществление этих проектов невозможно без широкого привлечения научно-исследовательских и образовательных учреждений, которые сейчас едва выживают из-за безденежья и оторваны от производителя не по своей вине - потому что тот тоже бедный. Только научное обеспечение по восстановительному земледелию и восстановлению бассейнов малых рек создаст условия для эффективного освоения современных технологий и выведет науку на магистральный путь развития.
Необходимость принятия закона Украины «О рынке земли» назревает и становится неотложной. Но желание «купи-продай» в случае поспешности его воплощения снова набросает столько камней на Украинскую Ниву, что разгребать завалы придется многим поколениям. Истину сказал один мудрый человек: «Если не можешь творить добро, то хотя бы не делай зла».