Петр Саблук |
Положительные сдвиги
За без малого десять лет развития независимой Украины и рыночной экономики сделано уже немало. Украина, хоть и медленно, начала выбираться из глубокого затяжного кризиса на путь возрождения, нормализации и развития. Десятилетие стало переломным и в судьбе украинского села, открыло новую страницу в его истории. На землю наконец пришел частный собственник и убедительно доказал, что он хозяйствует эффективнее. Стабилизируется общая ситуация в АПК, начали возрастать объемы производства, прибыльность. В 2000 году более больший, по сравнению с предыдущим годом, урожай почти всех сельскохозяйственных структур.
Частники работают экономнее. На сельскохозяйственные работы новые агроформирования в 2000 году израсходовали наполовину меньше нефтепродуктов, чем в позапрошлом. Эффективнее используются и другие ресурсы. В прошлом году впервые за последние пять лет сельхозпроизводство стало прибыльным. Если в 1999 году сумма убытков составляла 3,4 млрд. грн., то в 2000-м получено 747,8 млн. грн. прибыли. По данным обследований, 5 тыс. личных хозяйств крестьян также прибыльные. Село пробуждается, оживает, начинает думать, считать. Появились интерес, вера в перспективу. И это потому, что крестьянин получил землю, почувствовал себя собственником и понял, что от собственности может иметь доходы. Все это открывает обнадеживающую перспективу дальнейшего хозяйствования.
Таким образом по итогам 2000 года имеем важный для АПК прирост ВВП. Но достигнут он преимущественно за счет мелкотоварного производства, то есть в секторе, который мы ранее называли подсобным, а сегодня это — индивидуальные крестьянские хозяйства, занимающие лишь 15% земельных угодий. Если в 1990 году на индивидуальный сектор приходилось 30% валовой продукции сельского хозяйства, а 70% вырабатывалось в крупнотоварном производстве, то сегодня наоборот: 2/3 продукции дают частные крестьянские хозяйства и лишь треть — бывшие КСП.
Этот перелом в значительной степени обеспечен тем, что государство начало эффективнее регулировать экономику и создавать благоприятные условия для развития АПК. В агропромышленном комплексе начал активно формироваться реальный и, главное, ответственный хозяин-собственник, инфраструктура аграрного рынка, — благодаря указам Президента Украины, изданным в конце 1999-го и в июне 2000 года, и ряду правительственных постановлений.
Многое делает государство, чтобы поправить состояние дел в агропромышленном комплексе. Списаны или реструктуризированы долги АПК на сумму около 10 млрд. грн. В 2000 году была проведена невиданная доселе либерализация цен на сельскохозяйственную продукцию. В результате украинский крестьянин впервые за сто лет получил реальную цену своего труда: зерно подорожало в три, продукты животноводства — в два-три раза. Вследствие этого дополнительные поступления для всех хозяйств в прошлом году составили около 4,2 млрд. грн., что сказалось на существовавшем прежде огромном диспаритете цен, снизить убыточность. Если в 1999 году за 1 т дизельного горючего приходилось отдавать 5—7 т пшеницы третьего класса, то в 2000 году это соотношение значительно улучшилось и составляет 1:2.
Введение фиксированного налога, возврат НДС в животноводстве, сохранение льгот по НДС и в растениеводстве обеспечат поступления в крестьянский бюджет в нынешнем году еще 3 млрд. грн. Следует подчеркнуть тот факт, что в сельском хозяйстве Украины сейчас наиболее выгодная и благоприятная для сельского хозяйства налоговая система по сравнению не только со странами СНГ, но и Европы. Со 100 грн. выручки сельхозпредприятие платит всего 7 грн. налогов. Это втрое меньше, чем оно платило в 1998 году. В России, например, платят 28 грн. В отечественной пищевой промышленности — 30 грн. В 2000 году сельское хозяйство уплатило 900 млн. грн. налогов, в то время как остальные отрасли — около 40 млрд. грн.
Происходят изменения и в кредитной политике. Более 10 тысяч предприятий АПК в 2000 году получили по компенсационной схеме 818 млн. гривен кредитов, 92% их возвращены в положенный срок. Это первый серьезный сдвиг в финансировании сельхозпроизводства.
Дальнейшие наши шаги
В целом в украинском АПК и в начале XXI века сохраняются тенденция к падению производства, неустойчивость, наблюдаются определенные отрицательные социально-экономические процессы. В отдельных регионах объемы производства зерна уменьшились в два-три раза. С таким положением дел Украине как зерновому государству с высоким потенциалом мириться дальше нельзя. Значительно снизилось также производство сырья и сахара в ведущих областях. В 2000 году продолжался спад производства продукции животноводства. До критической черты снизилось поголовье скота и птицы. Только за 2000 год поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 11%, в том числе коров — на 9%, а свиней — на 24%.
Главная причина того, что эти и многие другие проблемы остаются еще не решенными, — незавершенность реформ в направлении полной трансформации в рыночную систему хозяйствования и построения на этой основе соответствующей конструкции экономического механизма.
По своей природе рыночная экономика хозрасчетная, она базируется на принципе взаимной выгоды и взаимной ответственности. До сих пор продолжается бесплодная дискуссия о содержании и составных частях рыночной экономики, кризисе инвестиций и кредитной непривлекательности агропромышленного производства. А крестьяне хотят знать, что нужно делать, чтобы выйти из затяжного упадка. Но если мы все не осознаем и реализуем на деле тезис о том, что земля должна быть введена в экономический оборот, все наши попытки обеспечить эффективность реформ обречены. И экономические парадоксы прошлого, когда мы получали относительно неплохой урожай, а его выращивание было убыточным, сохранятся и в последующие годы.
Вместе с тем именно благодаря сельскому хозяйству можно выйти из общего кризиса и поднять на должный уровень отечественный внутренний рынок. Экономика страны не может эффективно развиваться, если ее сферы функционируют по разным правилам. Суть рыночной экономики — считаться со стоимостью, с собственником. Ресурсы не идут к земле, если она не имеет стоимости. Если не срабатывает одна составляющая экономического организма (как и технического или биологического) — не функционирует нормально весь организм. Рыночная экономика — это рынок капиталов, а цена сигнализирует, куда капитал переливается. Если капитал не идет к земле, то по отношению к ней экономические законы не работают.
По подсчетам ученых, аграрный потенциал Украины используется лишь на треть. Установлено, что уровень производства продукции в государстве прямо зависит от уровня производства в аграрном секторе. Агропромышленное производство не только занимает более 20% в общей структуре ВВП, но и, как уже отмечалось, определяет развитие внутреннего рынка страны. Однако АПК может успешно выполнять свое предназначение лишь при условии полного его обеспечения необходимыми ресурсами промышленного производства, как и деятельность перерабатывающих областей зависит от достаточного количества сельскохозяйственной продукции и необходимого оборудования для переработки. Пока что в течение почти десяти лет длится дискуссия, какая отрасль приоритетна. Хотя если бы аграрный потенциал Украины использовался в полной мере, то в другие страны мира было бы экспортировано продукции на 16—18 млрд. долл., что позволило бы удовлетворить потребность государства во всех видах энергетических ресурсов.
Наше движение к рынку органично связано с аграрным сектором. От состояния сельского хозяйства зависит проведение рыночных программ во всех сферах народного хозяйства. К сожалению, на практике этот факт недооценивается и даже игнорируется. Хотя, на мой взгляд, одна из главных причин кризиса в экономике состоит в том, что экономические преобразования начали не с села, не с реформирования продовольственного комплекса.
Рыночная экономика — это свободное предпринимательство на основе собственника, это свободная реализация продукции и свободные цены при определенном государственном регулировании; это рыночная инфраструктура и соответствующий рыночный механизм; это рынок товаров, рынок капиталов, рынок труда и земли. Обслуживать эти рынки призваны биржи и банки. В рыночной экономике деятельность любого предпринимателя оценивается рынком. По законам рынка, Украина обязана отыскать свою нишу в мировой экономике на основе международного распределения труда. Такой нишей является прежде всего сельское хозяйство.
Рыночная экономика на микроуровне лучше осваивается в тех хозяйствах, где была отработана система хозрасчета. Но положительных результатов достичь невозможно, если государство работает в плоскости трех видов экономики: командно-административной, теневой и рыночной.
Большинство граждан, получающих земельные наделы в натуре, будут присоединять их к личным хозяйствам без создания юридического лица, остальные — сдавать в аренду юридическим и физическим лицам. В процессе становления хозяйственных структур право на землю будет двигаться в направлении сосредоточения ее у эффективного хозяина. Суть в том, чтобы определить на селе собственника земли, имущества и труда, построить на основе собственности принципиально новые производственные отношения и на этой базе сформировать организационно-правовые структуры рыночного типа. Расчеты свидетельствуют, что, как минимум, 1,5—3% частных собственников земельных участков ежегодно продают их.
В сельском хозяйстве Украины уже сформировалась своеобразная критическая масса. Ее следует рассматривать как одну из важнейших предпосылок того, что экономическая отдача от реформирования аграрных отношений будет поступательно расти в интересах и крестьян, и государства. В рыночной экономике должны трансформироваться и производственные отношения как отношения между людьми в процессе использования ресурсов производства: земли, основных средств, оборотных фондов, живого труда. Поэтому все эти ресурсы должны быть включены в систему товарно-денежных отношений.
На пути к рынку современное село демонстрирует широкий спектр социально-экономических укладов. Формы их разнообразны, статистика пока не готова к их классификации и точному учету. В частности, нет четкого разграничения между сельским хозяйством и кооперативом. Например, если из колхоза выделились две-три семьи и ведут совместное хозяйство, то это уже маленький кооператив, а не фермерское хозяйство. Конечно, крайности здесь не нужны, как опасна и абсолютизация крупномасштабного производства.
Научный анализ реальных условий подводит к выводу, что главной фигурой в социально-экономической структуре села остаются крупные хозяйства. Площадь сельхозугодий хозяйств населения за 2000 год возросла на 818 тыс. га и сейчас составляет 7061 тыс. га, или 17,5% общей их площади в Украине. Наши прогнозы показывают, что удельный вес их в землепользовании сельхозпроизводителей может повыситься за счет земельных паев до 20—25%. Фермерские хозяйства занимают 2,2 млн. га, или 5% сельхозугодий Украины. На одно такое хозяйство в среднем приходится 56 га, тогда как в 1999 году было 32 га, а в 1992-м — 19,9 га. За счет арендованных земель удельный вес фермерских хозяйств в общем землепользовании, по нашим прогнозам, может увеличиться до 12—15%.
На 1 октября 2000 года реформировано 11,4 тыс. КСП (99,5%). На их базе создано 14,7 тыс. новых агроформирований, в том числе: частно-арендных предприятий — 2901 (19,7%), обществ с ограниченной ответственностью — 6138 (41,6%), акционерных предприятий — 623 (4,2%), сельхозкооперативов — 3325 (22,6%), фермерских хозяйств 1254 (8,5%), других — 500 (3,44%). 6,4 млн. крестьян получили безвозмездно в собственность 26,5 млн. га сельхозугодий (4,2 га на крестьянина в среднем). Создаются хозяйственные структуры корпоративного типа на больших площадях арендованных земель с привлечением отечественных и зарубежных инвесторов. В 2000 году заключено 5,6 млн. договоров аренды на площадь 22,4 млн. га. В целом в Украине появилось почти два десятка организационно-правовых форм хозяйствования рыночного типа вместо двух. Вполне естественен вопрос: какие из них окажутся самыми эффективными в условиях Украины и каким должно быть соотношение крупных и малых сельхозпредприятий?
Для обеспечения эффективного функционирования рыночной экономики, наряду с поддержкой со стороны государственного бюджета индивидуального сектора, работающего на внутренний рынок, следует создавать нормальную инфраструктуру как неотъемлемую составную рыночной среды (производственное и кредитно-финансовое обслуживание, сфера заготовок, переработки, реализации продукции, служба информационно-консультативного и социально-культурного обеспечения). Надлежащее место в рыночной инфраструктуре должны занять агроторговые дома, аукционы, оптовые продовольственные рынки, умеющие работать в непосредственном контакте с товаропроизводителями на условиях прямых связей.
Завершена подготовка Типового положения об организации и проведении аукционов племенного и неплеменного продуктивного скота, которое будет способствовать ускорению организации такой формы торговли не только в областных центрах, но и непосредственно в районах или на базе отдельных предприятий. Вскоре завершится уточнение и апробация ранее принятого Типового положения об агроторговых домах.
Наш институт разработал и передал Министерству аграрной политики методические рекомендации по организации системы ценового мониторинга в агропромышленном комплексе. Министерство утвердило основные меры по созданию и развитию службы систематического сбора, первичной обработки и обобщения ценовой информации по вертикали от района, области к центральному отраслевому органу управления. Распространение этой информации среди субъектов рынка содействует лучшему определению оптимальных направлений продвижения товара к потребителю, балансу спроса и предложения. Однако дело сдерживается из-за нехватки средств.
Следует учитывать и то, что немало продукции продается на рынках — базарах, где цена достаточно приемлема и для товаропроизводителя, и для потребителя. Труд крестьянина окупается. Учитываются интересы и покупателей. Именно на таких рынках-базарах достигается наибольший баланс интересов.
Таким образом, наука предусматривала четыре составляющие формирования рыночной системы хозяйствования: 1) полноценный собственник; 2) новые производственные отношения на основе собственности на землю, имущество и труд; 3) организационно-правовые формы хозяйствования рыночного типа; 4) инфраструктура рынка. На примере фермерства можно утверждать, что первые три составляющие уже существуют. Но только создав основы рыночной экономики, мы получим возможность формировать экономический механизм рыночного содержания, базирующийся на таких понятиях, как цена, кредит, финансы и налоги, система управления. Попытки построить такой механизм без создания основ рыночной экономики, как и обойтись хотя бы без одной из их составляющих, обречены.
Научные сотрудники аграрного блока могут быть удовлетворены тем, что по выработанной ими схеме сейчас формируются основы рыночной системы хозяйствования. Вот только с их формированием Украина опоздала по меньшей мере на пять лет, из-за чего не достигнут желаемый результат.
На основе разработок ученых экономистов-аграриев с 1994 года были изданы 32 указа Президента Украины, принято 16 законов, для их выполнения подписаны почти 100 постановлений правительства. Подготовленные научными сотрудниками практические пособия вселяют надежду, что в ближайшее время (до конца 2001 года) будут сформированы основы рыночной системы в аграрном секторе не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Но на нынешнем этапе государство обеспечило крестьянина лишь землей, «забыв» об основных орудиях труда и оборотных средствах. Следует обратить внимание на то, что в ходе столыпинской реформы крестьянин получал из земельного банка практически беспроцентный кредит (0,5—1%) сроком на 50 лет на приобретение необходимого инвентаря и тягловой силы, необходимой для организации производства. Поэтому в стратегию развития АПК, и сельского хозяйства в частности, необходимо включить ресурсообеспечение.
Нам могут сказать, что в государственном бюджете для этого нет денег. Это известно и представителям науки. Другое дело — почему нет? Разве мы не видим, что в последние годы изменения в Украине были связаны главным образом с перекосами в экономике, приведшими к переливанию капитала из сферы производства на рынок финансовых ресурсов, где обеспечивается наибольшая его прибыльность, а также в другие отрасли, что повлекло утечку огромных средств из народного хозяйства, прежде всего аграрной его сферы. Поэтому, как следствие, в ходе ускоренной либерализации всех видов цен произошел непредвиденный спад агропромышленного производства.
Производство и реализация материально-технических средств, техническое обслуживание и предоставление производственных услуг должны стать составными целостного технологического процесса. Для воспроизводства машинно-тракторного парка на уровне технологических потребностей необходимо ежегодно поставлять сельским товаропроизводителям машин и оборудования на сумму около 10—12 млрд. грн. Кроме этого, поддержание работоспособности машин и эффективная эксплуатация требует еще 2,3—2,5 млрд. грн. на запасные части и 7—10 млрд. грн. на приобретение нефтепродуктов.
Ценовой механизм должен основываться на свободном ценообразовании в сочетании с государственным регулированием и антимонопольным контролем за ценами на материально-технические ресурсы, энергоносители и услуги для аграрных товаропроизводителей. Необходимо создавать условия для более мощного участия кредитных ресурсов в производственной деятельности предприятий аграрной сферы. При этом цена кредита должна определяться согласно формуле и концепции, установленным для других отраслей и сфер деятельности.
Основным налогом для сельхозпредприятий должен быть земельный с применением системы санкций (за нарушение землепользования) и льгот (например, освобождение от налога фермерских хозяйств на период их обустройства, снижение ставок на период освоения земель, при выполнении государственных программ и т. п.).
Ключевая проблема
Самыми болезненными остаются пока проблемы социальные. Именно ввиду незавершенности экономических реформ, недостатков в государственном регулировании и кадровом обеспечении такая ключевая проблема, как проблема бедности, с переходом к рынку не только не разрешается, но и обостряется. Благосостояние крестьян не повышается, а снижается, условия их жизнедеятельности ухудшаются, социальная инфраструктура села непрерывно сокращается, приходит в упадок и разрушается.
Конечно, проблема бедности существует во всех странах. Но в Украине она чрезвычайно остра. В Послании Президента Украины к Верховной Раде официально признано, что Украина относится к странам не только с высоким, но и растущим уровнем бедности, усилением социальной дифференциации и поляризации общества вследствие концентрации средств и имущества в руках немногочисленных групп населения и прогрессирующего обнищания широких слоев населения. Даже при положительных экономических сдвигах в 2000 году реальная зарплата по сравнению с предыдущим годом не возросла (как это все время декларируется), а снизилась на 0,9%. А свыше 70% работающих получают заработную плату ниже прожиточного минимума. При этом оплата труда в аграрной сфере самая низкая, и это, к сожалению, доказанный факт.
Никакие радикальные программы не могут быть реализованы, если народ не видит в них положительных результатов для себя, для улучшения условий жизни. Даже самые привлекательные проекты обречены, если жизнь ухудшается и народ нищает. Десятилетний период развития экономики Украины — яркое тому подтверждение. Социальное восприятие любых революционных программ, в том числе и при переходе к рынку — основа их реальности. Переход к рынку осуществляется ради человека, его стабильного благосостояния. Рынок не должен работать против людей, снижать их жизненный уровень.
Всем нам нужно четко осознать главную цель реформ. Это — обеспечение нормального материального и духовного уровня жизни всех слоев населения. Практическая реализация этой цели и должна определять стратегический курс рыночного реформирования. Именно этой цели необходимо подчинить всю политику государства. Именно ради этого украинский народ голосовал за свою независимость, за переход от командной экономики к рыночной. Именно в этом состоит суть социально ориентированной рыночной экономики, о которой так много говорят.
При этом рассуждения о невмешательстве государства в экономику лишены каких бы то ни было научных оснований. Такой экономики, в которую бы не вмешивалась государство и не регулировало бы ее, нет ни в одной стране мира. Однако вмешательство и регулирование должны быть обоснованными, эффективными, направленными на достижение главной цели реформ, а также учитывать оптимальное соотношение рыночных и административных механизмов.