Там ли рай, где хлеба край?

8 августа, 2014, 20:05 Распечатать Выпуск №27, 8 августа-15 августа

Почему при рекордной урожайности рентабельность аграриев на нуле

Начавшаяся во второй половине июля жара не успела слишком серьезно повлиять на номинальные показатели урожая зерновых. По прогнозам, в нынешнем году их будет собрано свыше 63 млн т, то есть будет побит прошлогодний рекорд. Ежегодная битва за урожай в глазах чиновников уже выиграна, но сами аграрии не спешат ликовать. Девальвация гривни повысила стоимость производственных ресурсов в агросекторе на 40–50%, соответственно, выросла и себестоимость отечественной продукции, что снизило ее конкурентоспособность на мировом рынке. Да и в 

2013 г., при рекордном урожае зерновых в 63 млн т, рентабельность производства пшеницы сельскохозяйственными предприятиями составила 2,4%, ячменя — 0,6, кукурузы — 1,5%. В таких условиях нельзя допустить дополнительного увеличения расходов, ведь вопрос обеспечения населения продовольствием по доступным ценам особенно актуален во времена экономических потрясений.

Более того, повторяя количественные показатели 2013-го, в этом году украинское зерно сильно потеряло в качестве. Теплая зима и избыток осадков весной привели к тому, что около 60% всей собранной на сегодняшний день пшеницы — это фураж. Спрос на такой продукт в Украине стабильно невысокий. В связи с проблемами в животноводстве кормовое потребление пшеницы из года в год уменьшается приблизительно на 4–5%. Цена на фураж уже снизилась на 200 грн/т и продолжит падение, когда начнется уборка кукурузы, также используемой в качестве корма. Естественно, избыток фуражного зерна мог бы пойти на экспорт, но логистические проблемы внутри Украины попросту не дают значительной части товара выйти на мировые рынки.

В прошлом маркетинговом году наша страна вошла в тройку крупнейших мировых экспортеров зерна. За последние десять лет украинский экспорт зерновых увеличился на 77%, что позволило Украине обойти по объемам продаж Бразилию, Канаду, Аргентину. В то же время рентабельность выращивания зерновых в целом по отрасли составила лишь 2% из-за того, что цены на мировом рынке стремительно падали, а себестоимость производства неумолимо росла.

"Единственное, что удержало отрасль на плаву, — специальный режим налогообложения для сельхозпроизводителей. Налоговые льготы доводят показатель рентабельности до 12%. У самих аграриев пространство для маневра невелико: им остается убирать урожай, при этом беречь каждую копейку, иначе снова не удастся заработать. А вот от действий власти зависит многое. За последнее время было несколько попыток отменить налоговые льготы для аграриев. Если это произойдет, держать деньги на депозите будет значительно выгоднее, чем обрабатывать землю. Важно, чтобы эту ситуацию понимали и в Кабмине", — лоббирует интересы отрасли в комментарии для ZN.UA Владимир Макар, глава Украинской аграрной ассоциации (УАА).

В свою очередь, правительство неоднократно заявляло о намерениях перевести крупные аграрные холдинги на общую систему налогообложения по налогу на добавленную стоимость с 2015 г. Существующая ныне система предполагает спецрежим обложения НДС, фиксированный сельхозналог и освобождение от НДС операций по экспорту зерна. 

Играя на руку титанам производства (за счет возможности получать немалую выгоду от "оптимизации" налоговых платежей в реальных и не совсем производственных цепочках и операциях связанных компаний), она лишает госбюджет страны существенной доли доходов.

При этом полезность существующей системы для средних и мелких производителей весьма сомнительна, так как в более выгодных конкурентных условиях оказываются именно агрохолдинги (и чем крупнее, тем выгод больше), а мелкие и средние фермерские и коллективные хозяйства постепенно загибаются и умирают. При этом крупные агрокомпании традиционно лидируют по объемам бюджетного возмещения НДС. Только за июль этого года один из крупнейших украинских экспортеров зерна ООО "Кернел Трейд" получило свыше 175,8 млн грн, ПАО "Мироновский хлебопродукт" — 123,2 млн, ПАО "Мироновский завод по изготовлению круп и комбикормов" — 233 млн грн.

Перевод крупных агропредприятий на общую систему налогообложения с сохранением налоговых льгот (а еще лучше — с разработкой и внедрением эффективной и прозрачной системы адресных дотаций и компенсаций) средним и мелким производителям могло бы поддержать развитие сектора, не позволяя крупным агрохолдингам злоупотреблять с возмещением НДС. На словах чиновники демонстрируют озабоченность этой проблемой.

Так, на последнем заседании Кабмина премьер Яценюк заявил, что правительство будет работать над тем, чтобы сохранить льготную систему налогообложения для 90% средних и мелких агропредприятий — НДС будет возмещаться агрофирмам с годовым объемом выручки не более 20 млн грн. Оставшиеся 10% крупных игроков рынка будут переведены на общую систему налогообложения. Однако суждено ли всем этим благим начинаниям быть реализованными на практике? На днях в Верховной Раде уже рассматривался законопроект, предполагавший перевод с 1 января 2015 г. агропроизводителей, обрабатывающих более 1 тыс. га и с ежегодным оборотом свыше 20 млн грн, на общую систему обложения НДС. Однако принят он не был.

Как бы там ни было, до тех пор, пока АПК не достигнет определенного уровня внедрения новых технологий и развития инфраструктуры отрасли, которые бы позволили украинским аграриям конкурировать с фермерами из других стран, говорить о рентабельности среднего и малого агробизнеса не приходится. Сейчас, судя по всему, единственный способ увеличить рентабельность — это повысить урожайность.

По оценкам Украинской зерновой ассоциации (УЗА), в ближайшие годы Украина вполне способна увеличить объемы производства зерновых до 100 млн т ежегодно. Но спешить с этим не
стоит, пока не решены логистические проблемы рынка. На сегодняшний день отечественные производители не могут обеспечить хранение и транспортировку даже половины производимого зерна.

Сейчас на рынке наблюдается катастрофический дефицит сертифицированных мощностей для хранения зерновых и масличных культур. Работающие склады могут сохранять около 30 млн т зерна, что вдвое меньше валового сбора. А согласно общепринятым нормам емкость зерновых складов должна покрывать валовой среднегодовой сбор с коэффициентом 1,2. Фактически только половина урожая хранится в надлежащих условиях, в то время как значительная его часть попросту портится в мешках (по разным оценкам, теряется от 15 до 30%). "Если прошлогодние потери зерна перевести в денежный эквивалент, то мы смогли бы построить порядка 300 новых элеваторов, — рассказывает Александр Сокирин, советник председателя Аграрного союза Украины (АСУ). — Конечно, выгоднее реконструировать старые элеваторы, там уже есть готовая инфраструктура и мощности, амортизационные расходы намного ниже. Но проблем среднего и мелкого бизнеса это не решит".

Для производителя хранение зерна на "чужих" элеваторах экономически невыгодно. Дефицит рождает достаточно высокие тарифы. Продавать зерно, как говорится, "прямо с поля" также нерентабельно, поскольку цены на зерно сезонны, а простая формула, что чем дольше зерно хранится, тем оно дороже, работает безотказно. Следовательно, если производитель хочет сохранить выращенный урожай и не потерять доход, ему необходимо иметь свои мощности для хранения, а это требует астрономических инвестиций от 260 долл./т и возможно только при наличии необходимого для постройки земельного участка.

К сожалению, получение кредита для аграриев сопряжено с определенными сложностями даже при стабильной работе банковской системы. В нынешних условиях кредитование сезонного бизнеса с высокими рисками стало практически невозможным. Государство попыталось использовать бразильский опыт и ввести инновационный способ кредитования агробизнеса — аграрные расписки. Однако дальше деклараций дело не пошло.

Закон "Об аграрных расписках" вступил в действие еще в марте 2013 г. Согласно ему аграрии имеют возможность получать материально-технические ресурсы и финансовые средства в долг под залог будущего урожая. Но, несмотря даже на принятие закона и подзаконных актов, полноценный оборот и выпуск таких расписок в Украине не начат. Более того, многие участники рынка вообще не знают о существовании такой возможности получения кредитных средств. Пожалуй, главным преимуществом аграрных расписок является привязка обязательств заемщика к количеству товара, а не его стоимости, что очень актуально, учитывая хроническое снижение цен на рынке зерновых. Каким образом этот принцип может быть реализован на практике, сказать пока сложно.

Остались актуальными и проблемы с транспортировкой зерновых. Емкость портовых терминалов в Украине немногим более 2,3 млн т при экспорте свыше 30 млн т. Одесский и Николаевский морские порты, на которые приходится порядка 60 и 25% от общей доли перевалки зерновых соответственно, в этом году приняли на себя еще и нагрузку крымских портов. Она хоть и незначительная, около 5%, но все равно провоцирует постоянную перегруженность терминалов. Инвестировать в расширение действующих мощностей в нынешних реалиях практически никто не хочет.

"Чтобы увеличить количество портовых терминалов, необходим определенный инвестиционный климат. Инвестор должен четко понимать, что за период, на который делаются инвестиции, государство будет неукоснительно выполнять установленные правила игры. К сожалению, в последнее время попытки переписать Налоговый кодекс предпринимаются чуть ли не ежемесячно. Такой бизнес-климат благоприятным для инвестиций не назовешь", — считает Владимир Макар.

Не теряет актуальности и нехватка железнодорожных мощностей для транспортировки зерна. Парк зерновозов составляет около 12 тыс. вагонов и может обеспечить перевозку не более 40 млн т в год. Однако, по оценкам экспертов рынка, в рабочем состоянии находится не более 8 тыс. вагонов. Загруженность их сезонная, соответственно, обновлять парк зерновозов, с позиции "Укрзалізниці", невыгодно. Но для обеспечения потребностей аграриев необходимо увеличить количество таких вагонов минимум на 6 тыс. В прошлом году во время экспортного пика производители были вынуждены снижать стоимость зерна и продавать его по ценам покупателя. В результате в прошлом году отрасль понесла убытки в размере порядка 20 млрд грн.

"На данный момент стоимость перевозки собственным вагоном лишь на 11% ниже стоимости перевозки вагоном "Укрзалізниці" (с учетом возврата порожнего вагона). Это делает приобретение собственных вагонов со стороны агробизнеса нерентабельным. А новые зерновозы Украине необходимы, во-первых, из-за роста объемов урожая, во-вторых, из-за старения и уменьшения количества зерновозов, — объясняет глава УАА. — В тарифах нужно предусмотреть значительно больший стимул для приобретения собственных зерновозов. Перевозки собственным зерновозом должны стать дешевле, чем вагоном "Укрзалізниці", по крайней мере, на 25%".

Пока решения данной проблемы нет. На сегодняшний день в структуре "Укрзалізниці" пересекаются два интереса — оператора самой железной дороги и собственника подвижного состава. Именно это и ограничивает работу частных операторов, которые могли бы вкладывать деньги в обновление парка вагонов. По утверждению экспертов АСУ, из года в год становится выгоднее транспортировать зерно автотранспортом.

Более того, в последних числах июля "Укрзалізниця" почти на 40% повысила тарифы на транспортировку зерна в пределах Украины и на 12,5% — на его экспортные поставки. Естественно, это повысит затраты аграриев и, по подсчетам Украинского клуба аграрного бизнеса, приведет к уменьшению закупочных цен на зерно у сельхозпроизводителей минимум на 5%.

В этом году добавилось еще несколько факторов, повышающих себестоимость отечественной агропродукции: с 26 июля пошлиной в размере 55% начали облагаться белорусские сложные удобрения, а к сентябрю Минэкономразвития планирует ввести пошлины и на агрохимию, завозимую из РФ. Естественно, подорожание удобрений не добавит денег в копилку агрария.

К сожалению, для отечественных производителей высокий урожай зерна — это такая же проблема, как и низкий. Высокая урожайность — это мировой тренд, который всегда приводит к снижению стоимости зерновых: на днях, например, мировые цены на пшеницу достигли минимального значения за последние четыре года. С начала года цена снизилась на 27% и, по оценкам аналитиков Чикагской товарной биржи, в четвертом квартале упадет еще на 7,2%. Аналогичная ситуация наблюдается и на отечественном рынке: только за две первые недели нового маркетингового года украинские пшеница и ячмень подешевели в среднем на 10%. При этом себестоимость производства зерновых растет постоянно, и не без участия государства. В итоге образуется замкнутый круг: правительство и радо бы отменить дотации аграриям, но не может, так как вводит пошлины и сборы, сводящие к нулю рентабельность производства. По оценкам УАА, раньше 2025 г. отмена дотаций сельхозпроизводителям невозможна, они просто не выдержат нагрузок рынка.

При отсутствии адекватных механизмов кредитования и низком уровне инвестиционной привлекательности единственный шанс земледельцев сделать свой бизнес прибыльным — продолжать повышать урожайность, используя высокоурожайные гибриды и новые технологии земледелия. Но где хранить и как перевозить возросший урожай — вопросы, на которые пока нет ответов.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Микита Дмитрів Микита Дмитрів 9 серпня, 22:08 Сільське господарство це галузь з убуваючою віддачею. Країна, котра спеціалізується тільки на вирощуванні зерна ніколи не досягне багатства. Один з основних елементів зростання багатства країн: імпортуй сировину і експортуй готову продукцію. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно