Прошлогодний юбилей не стал всенародным. В его честь не прогремели десять залпов из боевых орудий, небо не было расцвечено фейерверками и Ющенко не раздавал награды. Но разве могло вылиться в общенациональный праздник 3 декабря 1999 года, когда «новый» президент Леонид Кучма подписал скороспелый указ «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики», которым окончательно умертвил недобитые колхозы с совхозами, а крестьян сделал «свободными» с собственными паями? Стали ли они счастливыми и богатыми с тех наделов?
Одни президенты, премьеры, председатели Верховной Рады начали реализовывать эти греховные предписания, другие — продолжают. И все ради того, чтобы наконец-то восторжествовало, как они считают, историческое ленинское «Земля — крестьянам!» При этом сознательно замалчивают вторую часть этого лозунга: «Долой частную собственность на землю!» Эти слова тоже принадлежат пролетарскому вождю, который после пятилетних колебаний в 1908 году прозрел: «Все крестьянство и весь пролетариат против частной собственности на землю».
Земельный хаос, вызванный указами, законами и постановлениями украинских «ленинцев», продолжался почти 20 лет, и конца-края ему не видно. Если Януковичу удастся завершить этот вялотекущий процесс, то его не грех и на Героя номинировать. Однако финишная ленточка не станет ближе только с внесением дополнений в Земельный кодекс, как считает Виктор Федорович.
Земельную конституцию писали четыре месяца, тогда как над Гражданским кодексом корпели четыре года. Разработчикам удалось втиснуть в Земельный кодекс самое главное. С 2001 года его ствол порос ветками-законами и разросся до таких размеров, что пора писать новый земельный талмуд. Но кому? Госкомзем с его руководящим «мозгом» не сподобился в течение года ни на один закон. Затормозилась работа и по созданию нормативной базы. Зато в других сферах «деятельности» ведомство остается непревзойденным.
Искаженная вертикаль
Вместо того, чтобы делегировать часть полномочий низовым звеньям как в производственной сфере, так и в финансовой, Олег Кулинич, глава Госкомзема, начал выстраивать властную вертикаль с «единоначалием» в столице. Реорганизационная молотилка поглотила не только областные и районные земельные управления и отделы, но и региональные центры Государственного земельного кадастра (ГЗК).
Был центр — стал филиалом, числился директором — теперь начальником. Под видом реорганизации меняли руководство, а с ним, согласно новому штатному расписанию, половинили-четвертовали трудовые коллективы. Под гильотину сокращения попадали даже беременные и многодетные матери. Я уже не говорю об опытных специалистах, которые первыми оказывались за бортом.
Но самым главным «достижением» этой реорганизации стало то, что все средства за услуги, предоставляемые областными филиалами, аккумулируются в Киеве. А Госкомзем решает: кому и сколько «отстегнуть» на пропитание. О некоторых забывают совсем. Как раз в разгар финансово-экономического кризиса центральный офис задолжал Винницкому региональному филиалу государственного предприятия ГЗК... более миллиона гривен. Им же кровно заработанные средства!
Еще один денежный источник — государственная экспертиза, как обязательная, так и добровольная, землеустроительной документации. За нее все платили и платят. Год назад своим приказом Госкомзем отобрал эти функции у Киевского областного управления земельных ресурсов, закрепив за центральным аппаратом. И стал зарабатывать сам. Таков закон жизни: сильный съедает вкусного!
А стало ли от этого меньше злоупотреблений? Возле одного уважаемого столичного учреждения на Крещатике слоняются бабушки с вывеской на груди «Узакониваем перепланировку, самозастройку». Так вот, за соответствующую плату и в Госкомземе можно получить положительное заключение при любых недостатках в землеустроительной документации.
К сожалению, правительство не увидело в реорганизационном запале ничего противоправного, и Госкомзем, почувствовав безнаказанность, проглотил очередную добычу — Госземинспекцию. Не успев облизнуться, принялся «строить» (по подобию филиалов ГЗК) научно-исследовательские и проектные институты землеустройства, находящиеся в сфере управления Госкомзема. И научная общественность, наученная горьким опытом прозябания областных филиалов ГЗК, восстала против такой радужной перспективы.
Однако и без научных коллективов вертикаль выглядела архитектурно завершенной и исправно приносила свои плоды. Так, по крайней мере, казалось руководству Госкомзема. Угрожающе зашаталась эта надстройка во время реализации постановления Кабмина №844 от 5 августа 2009 года «Некоторые вопросы реализации права собственности на землю гражданами Украины в 2009 году». И дело не только в слабой активности, сказавшейся на мизерном от задекларированного количестве выданных государственных актов, но и в финансовых хитросплетениях.
Знал ли о них Госкомзем? Можете не сомневаться! Ведь когда с 1 марта с.г. Главное контрольно-ревизионное управление начало проверять финансово-хозяйственную деятельность ведомства, в частности, и использование средств Стабилизационного фонда на бесплатную выдачу государственных актов на право собственности на земельные участки, региональное руководство получило из Госкомзема под грифом «Лично» пространное письмо на восьми страницах с нейтральным заглавием «О контрольных мероприятиях органов государственной контрольно-ревизионной службы».
О чем в нем говорится? О том, как содействовать проверяющим выявлять нарушения и злоупотребления? Отнюдь! Эдакая методическая «памятка» руководителям госорганов одного ведомства противодействовать сотрудникам государственного учреждения другого ведомства.
Сначала столичные клерки стращают подчиненных, что «сотрудники отдельных органов государственной контрольно-ревизионной службы (ГКРС) во время проведения встречных сверок, грубо превышая предоставленные полномочия, пытаются проводить противоправные проверки по вопросам, не относящимся к компетенции государственной контрольно-ревизионной службы, на свое усмотрение трактуют требования соответствующих нормативно-правовых актов». Знатоки детализируют даже «тонкости» фискальной службы: «В отдельных случаях сотрудники органов ГКРС... отстраняют сотрудников территориальных органов Госкомзема и государственных предприятий, относящихся к сфере его управления, от своих рабочих мест и пытаются несанкционированно вмешаться в работу программного обеспечения, скопировать информацию и электронные файлы».
Несколькими абзацами ниже С.Бельчик, замглавы Госкомзема, автор «захалявной» инструкции по оказанию сопротивления ревизорам, признает, что «в соответствии с пунктом 16 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 20.04.2006 №550, ревизия проводится путем документальной проверки, которая предусматривает контроль за учредительными, финансовыми, бухгалтерскими (первичными и сводными) документами, статистической и финансовой отчетностью, хозяйственными договорами, распорядительными и другими документами объекта контроля» (выделено мною. — В.Ч.). И тут же призывает подчиненных не повиноваться, напутствуя, что «не подлежат обязательному представлению для ознакомления по информационным запросам официальные документы, которые составляют внутриведомственную служебную корреспонденцию (докладные записки, переписка между подразделениями и пр.), если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения, процессом принятия решений и предшествуют их принятию». Следовательно, если центр переписывается с регионами, каким образом умыкнуть бюджетные средства, то это — ведомственная тайна и не подлежит разглашению?!
Далее — более откровенные пассажи: «...требования со стороны сотрудников органов ГКРС к должностным лицам предоставить объяснения по любому вопросу или представить заверенные копии документов, кроме вышеизложенных обстоятельств, являются необоснованными и обязательному выполнению не подлежат» (выделено мною. — В.Ч.). «Вместе с тем нужно учитывать, что акт ревизии (его отмена) не может быть предметом судебного иска... В случае, если в ходе проведения ревизии должностными лицами органа ГКРС допускаются нарушения законов и прав объекта контроля, такие действия или бездействие (при условии их четкой доказательности) уже могут быть обжалованы в судебном порядке. Одновременно с подачей административного иска можно подать ходатайство о запрете совершения определенных действий до разрешения дела в суде».
Но, несмотря на сопротивление земельных начальников, проверяющие «нарыли» столько всего, что с головой хватит для начала уголовного дела. «Единоначалия» в подвластном ведомстве Госкомзему показалось мало, и он решил внедрить его на более широком пространстве, к тому же бюджетно-финансовом.
Откуда взялись средства на реализацию «госактного» постановления Кабмина №844? Из Стабилизационного фонда. А точнее? По представлению Госкомзема, средства, предусмотренные на увеличение уставных капиталов ОАО «Государственный сберегательный банк» и ОАО «Государственный экспортно-импортный банк», перераспределили ему. Без согласования с комитетами Верховной Рады по финансам и банковской деятельности и по бюджету. Да что там законодатели?! Госкомзем переступил даже через исполнительные органы, являющиеся по статусу вышестоящими. Как главный разработчик проекта постановления №844, Госкомзем не согласовывал его ни с Минфином, ни с Минюстом, нарушив этим самым параграфы 43 и 55 Регламента Кабинета министров, утвержденного постановлением №950 от 18 июля 2007 года.
Но если уж вам упала манна с небес, так хоть распорядитесь этой дармовщиной по-хозяйски. Увы! Ни разрешительных документов на право собственности на земельный участок, ни денег... Госкомзем со своими подразделениями сподобился выдать только 618 тыс. государственных актов — менее 10% запланированного. Между тем из Стабилизационного фонда ему выделили 300 млн. грн., или почти 60% общей суммы, необходимой для проведения указанных мероприятий. В конце прошлого года Государственное казначейство выплатило филиалам ГЗК, региональным научно-исследовательским и проектным институтам землеустройства, государственным картографическим предприятиям аванс в размере около 170 млн. грн. На основании чего? Реестров договоров на изготовление технической документации и регистрацию государственных актов, а не собственно заключенных договоров, как того требует законодательство.
При этом средств вроде бы хватало. Вместе с тем они не покрывали всех расходов исполнителей. Потому что Кабмин утвердил сумму компенсации за изготовление технической документации к государственному акту на земельный надел в размере 113,16 грн., тогда как рыночная стоимость этих работ составляет 200—800 грн. Этот пробел за счет собственных средств восполняли сами исполнители, что негативно сказалось на их общем финансовом состоянии. Например, Полтавский геодезический центр израсходовал лишние 700 тыс. грн. собственных средств. А в целом исполнители опустошили свои бюджеты на более чем 20 млн. грн.
Однако находились и такие, кто не гнушался поживиться за счет бюджета... повторно. Хмельницкий филиал ГЗК включил в реестр финансовых обязательств 2010 года работы по изготовлению технической документации и регистрации государственных актов, за которые он уже получил бюджетные средства в 2009 году. Таким образом хмельнитчане обманули Стабилизационный фонд на дополнительные 632 тыс. грн. Аналогичные случаи зафиксировали в АР Крым, Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Житомирской, Киевской, Ивано-Франковской, Черкасской и Черниговской областях.
В ходе правительственной кампании происходили не только кадровые пертурбации и финансовые махинации, но и наглое воровство. В Волынской области исчезли
500 бланков государственных актов. Не просто бумажек, а документов строгой отчетности. И знаете, где они всплыли? В Киевской области! 204 из них уже зарегистрированы, более сотни — в Киево-Святошинском районе, одном из лидеров земельных махинаций. Почему полесские номерные бланки оказались в столичной области? Да потому, что здесь они на теневом рынке котируются по
500 долларов штука! Разве спрос разойдется с предложением?
Большинство же ожидают выдачи государственных актов годами. Бывает, что и не успевают дождаться. А правительство отошедших в мир иной в открытках-агитках радушно извещает: вы имеете право на бесплатное оформление... Я не знаю, кто поспешно (и столь цинично) составлял списки претендентов на бесплатные государственные акты. Потому что ООО «БФО «Эксперт», отхватившее
3,7 млн. грн. за якобы обработку электронной базы данных персонифицированных материалов, почтовые адреса и в глаза не видело. Да и вообще, основная деятельность «Эксперта» — строительная деятельность и оптовая торговля, которая тоже не была успешной, поскольку Хозяйственный суд
г. Киева 22 марта 2010 года возбудил дело о банкротстве.
Главным рассыльным фигурирует новообразованное ООО «Украинский мейлинговый центр», которое к моменту заключения договора по доставке уведомлений гражданам не имело лицензии на этот вид услуг. Собственно говоря, выполнять их эта странная компания и не планировала, а перераспределила средства среди шести наемных фирм. Фактически же уведомления доставляла «Укрпочта», которой один из шести соисполнителей — ООО «Август Трейд», заплатил за труды почти 2 млн. грн. Но калькуляцию составили так витиевато, что «Укрпочта» понесла убытки на сумму 6 млн. грн., зато «Август Трейд» «сэкономил»
4,7 млн. грн. бюджетных средств.
В предыдущей публикации неспроста вспомнил однофамильцев — покойных Петра и Алексея Чопенко из Голованевска на Кировоградщине, которым тоже пришли обнадеживающие «письма счастья». Им, как и многим другим, они были уже до лампады. Поэтому значительная часть безадресных (ввиду житейских обстоятельств) уведомлений вернулась обратно в «Укрпочту». В частности, только в шести районах Винницкой области их насчитали 5 тыс., а по Украине посланий типа «на деревню дедушке» насобиралось более 160 тыс. штук.
Но бракованными оказались не только почтовые открытки, но и техническая документация. Из-за несоответствия площадей земельных участков, ошибок в данных землевладельцев, названиях населенных пунктов... Например, в АР Крым изготовили 9142 технических документа, а зарегистрировали только 540 государственных актов. В родной Кировоградщине забраковали почти 1700 технических документов.
Вряд ли стоит говорить о качестве, если согласно постановлению №844, для выдачи государственных актов мобилизовали почти 3 тыс. временных сотрудников, образование и опыт работы которых далеки от квалификационных требований. Так, в Киевской и Сумской областях на должности инженеров, техников-землеустроителей, геодезистов по трудовым соглашениям зачисляли зоотехников, медсестер, слесарей-автомобилистов, учителей. Какое руководство, такие и помощники!
Так какую же тогда вертикаль выстроил глава Госкомзема? Стройную, как корабельная сосна, или извилистую, похожую на баобаб?
Прирученная инспекция
На независимость Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель посягали несколько раз. В публикациях «Карманная» Госземинспекция» («ЗН», №15 от 22 апреля 2006 года) и «Ликвидация без мотивации» («ЗН», №35 от 19 сентября 2009 года) пытался защитить ведомство от чиновничьего беспредела. Но на этот раз все произошло мгновенно. За август—сентябрь прошлого года поэтапно, тремя постановлениями, правительство все же ликвидировало Госземинспекцию с ее территориальными органами. С подачи Госкомзема.
В отличие от прежнего правительства, еще в первую премьерскую каденцию Виктор Янукович придавал этому органу важное значение. Именно поэтому одним из его первых постановлений было «Об образовании Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель» от 25 декабря 2002 года. Сейчас у Виктора Федоровича есть возможность доказать всем, что тогдашнее решение — далеко не спонтанное.
Кто-то считает, что ему нужна правда, но ровно до того момента, когда он о ней узнает. Я затрудняюсь сказать, до какого момента терпел Олег Кулинич, глава Госкомзема. Да оно и понятно! Ведь кому приятно, когда выносят сор из избы, причем не потихоньку, а с обнародованием фактов заказных экспертиз землеустроительной документации, выдачи в обход законодательства поддельных справок о нормативной денежной и экспертной оценке земель, извлечений и согласований, к которым непосредственно причастны органы Госкомзема.
Если бы не Госземинспекция, вряд ли бы узнали о проделках с земельными участками в с. Лесники Киево-Святошинского района на Киевщине, где 16 гражданам незаконно выдали государственные акты на основании... отсутствующих в Лесниковском сельсовете решений. После первой публикации меня попросили «огласить весь список» лиц, а не только Оксаны Чеботар, которые в результате земельной аферы получили желанные 25 соток.
Скажу так: все они — не простые смертные. Но афишировать каждого — много чести. Назову только фамилии тех, кто ближе к верхушке: Владимир Крупко — сын экс-министра Кабинета министров, Раиса Вишневская — сестра жены бывшего первого вице-премьера Александра Турчинова...
Если бы не бдительность, не стали бы достоянием широкой общественности и факты должностного злоупотребления Севастопольского городского филиала ГЗК, к которому его подтолкнула горгосадминистрация, возглавляемая Сергеем Куницыним. На основании его распоряжения №121-р от 18 февраля 2009 года филиал с третьей космической скоростью уже неделю спустя зарегистрировал и выдал обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Уркуста» 219 государственных актов на право собственности на земельные участки.
Кооператив отхватил не сотки, даже не гектары, а почти 1,5 тыс. гектаров земли в Байдарской и Варнаутской долинах г. Севастополя, рыночная стоимость которых превышает четыре миллиарда гривен. Причем безвозмездно. Но строителям внезапно расхотелось морочиться (бывает же такое!) с этой землей, и уже 16 марта они перепродали ее частной компании с ограниченной ответственностью «Ньюкорп менеджмент ЛТД». Даже по названию можно догадаться: не украинской и не российской...
Техническую документацию и кадастровые планы Севастопольский городской филиал ГЗК изготовлял без согласований, задним числом и неграмотно. Он же и издал государственные акты, грубо нарушив действующее законодательство.
Вместо всевидящей независимой Госземинспекции Госкомзем создал близорукие департамент Госземинспекции в составе центрального аппарата и территориальные органы, ставшие структурными подразделениями главных управлений Госкомзема. Почему они дефектны?
Судите сами: прыгнет ли инспектор выше головы, если выявленным правонарушениям земельного законодательства должен дать ход начальник райземотдела, который этим махинациям дал зеленый свет? А ты ему подчиняешься... Поэтому надзорную функцию земинспектор еще кое-как выполняет, а карательную — увы! То есть бывший государственный контроль усох до ведомственного.
Объяснит ли новорожденная инспекционная структура, на каком основании Черкасская облгосадминистрация передала в аренду частным компаниям на 49 лет 16 гектаров леса в Каневском районе «для изучения полета комаров и насекомых»? За 37 грн. арендной платы в год за гектар... Или, возможно, поименно назовет виновников хищения у Киева... 200 гектаров? Именно столько отрезали от площади столицы Броварская госадминистрация и райземотдел, резво распаевав остров Муромец с прилегающей территорией между частными застройщиками из Полтавской, Донецкой, Волынской и других областей. Хотя обычно эта процедура растягивается на годы.
Об эффективности новообразованных земинспекторских органов можно судить по отчетности о выявленных нарушениях земельного законодательства и принятых мерах административного влияния. Так вот, в январе 2010 года инспекторы провели 2906 проверок против 7253 еще живой Госземинспекцией год назад, выявили нарушений — 1617 против 4734, составили протоколов об административных правонарушениях — соответственно, 891 и 2653.
Хорошо, учтем период становления, вхождения в курс дела. Но ведь и февральские показатели не лучше, а почти вдвое ниже январских. В графах против Херсонской, Николаевской, Киевской, Луганской, Житомирской и Винницкой областей — сплошные нули. Это значит: проверки не проводили, а в перечисленных регионах — тишь да благодать!
И с такими «контролерами» новоназначенные губернаторы планируют навести порядок в земельной сфере?
Убаюканные институты
Ранней весной аграрии всполошились. В июне прошлого года Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об обеспечении сохранности плодородия почв», который принципиально изменил правила использования пахотной земли для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
С августа 2010 года без проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и обустройство угодий, в поле хоть не выходи. Рискнешь — подвергнешься штрафу. И немалому — от 5,1 до 8,5 тыс. грн. А если при этом, упаси бог, еще и ухудшишь качество пашни, то могут «впаять» и 100 тыс. грн. за гектар. До конца жизни не рассчитаешься!
Вот руководство 19,4 тыс. сельхозпредприятий и гадало: будут наказывать их с 1 августа или нет? Закон-то приняли, год прошел, а проекты землеустройства никто в глаза не видел. Кто их должен изготовлять, за чьи средства? В неведении находились и органы землеустройства. Вот тогда аграрии и обратились к Николаю Калюжному, известному авторитету в земельной сфере, главе Совета ассоциации «Земельный союз Украины»: давайте соберемся и сообща разработаем эти проекты землеустройства. Коль такая необходимость...
А она очевидна. По сути, в течение 20 лет независимости украинские аграрии хозяйствуют без научно обоснованных севооборотов. В последний раз о них вспомнили в Программе развития земледелия в Украине, рассчитанной на 15 лет, которую Совет Министров УССР принял 8 мая 1990 года.
Сначала ее обкатали в каждом колхозе, совхозе, районе, области и только после этого вышли на уровень республики. Предполагалось внедрить контурно-мелиоративную систему земледелия, вывести из оборота 10 млн. га пашни с крутизной склонов три и больше градусов, из которых 2 млн. облесить, а остальное отвести под культурные пастбища. Но реформы в АПК все поломали.
Теперь снова вспомнили о проектах землеустройства, севооборота, которые дисциплинируют сельхозтоваропроизводителей. Но почему проблемами национального масштаба должен заниматься Николай Калюжный, специалист хоть и опытный, но не государственный чиновник, с которого можно спросить за просчеты?
Аграрии могут перевести дыхание: срок наказания сместили аж на январь 2012 года. Депутаты поняли, что как бы ни старался Госкомзем, уже никак не уложится в сроки, определенные прошлогодним законом. Но разве ведомству было до проектов землеустройства, если оно полностью занималось выдачей государственных актов? Опасаюсь, как бы Госкомзем во второй раз не сорвал сроки внедрения поземельных книг и книг записей регистрации земельных участков, которые территориальные органы земельных ресурсов обязаны были документировать уже с этого года.
По большому счету, в нынешнем Госкомземе законотворческая деятельность не клеится. Владимир Воеводин, бывший руководитель ведомства, далеко не святой, сподобился выбить из бюджета на разработку законов, нормативной базы, государственных стандартов 3 млн. грн. И коллектив выдал на-гора четыре законопроекта и 20 государственных и отраслевых стандартов, без которых уже принятые законы длительное время остаются «нетрудоспособными». Только за год.
При Олеге Кулиниче ведомство в этом направлении не сделало ни шага. Просто замерло. Хотя в развитие закона об охране земель нужно разработать 63 стандарта, о землеустройстве — 50. Возможно, Олег Николаевич охладел к этой тематике из-за неудачи с «подчинением» региональных институтов землеустройства? Было бы из-за чего расстраиваться...
По результатам финансово-хозяйственной деятельности в первом квартале 2010 года, 20 институтов сработали убыточно. О рентабельности и говорить стыдно: на вложенные 100 грн. затрат получили... 8 грн. Наукоемкость продукции с 40% в 2002 году скатилась до одного в прошлом.
К счастью, научные учреждения не растеряли многолетние наработки, сохранили потенциал. Задействовать его намерен Антон Третяк, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Академии аграрных наук, директор Института экономики природных ресурсов и экологии землепользования.
— Институты землеустройства как научные учреждения процветали до 2002 года. После распоряжения Кабмина в 2003 году их передали в сферу управления Госкомзема, но уже со статусом государственного хозрасчетного предприятия. Ученые, лишившись некоторых льгот, начали разбегаться, головной институт — чахнуть.
В 2008 году, работая на руководящей должности в Госкомземе, пытался создать научное учреждение на базе головного государственного института в составе ведомства. Но идея понравилась не всем. Тем не менее я не отступил и теперь ставлю вопрос о передаче головного института в лоно Украинской академии аграрных наук, а региональные оставить экспериментальными, как было раньше. Возобновим исследования не только в сфере землеустройства, охраны земель, но и земельных отношений, кадастра. Будем разрабатывать, конечно же, и проекты землеустройства для сельхозпредприятий.
Если бы Госкомзем своевременно взялся за это дело, то на сегодняшний день были бы готовы экспериментальные проекты как эталоны по каждой зоне Украины. Потом — по подзонам. И так дошли бы до каждого хозяйства. Уверен, за два года справились бы. Единственное препятствие — бессистемность в деятельности Госкомзема. Добавьте сюда и отговорку, мол, на разработку проектов землеустройства не хватает бюджетных средств. По этой причине намерены переложить эти расходы на плечи сельхозтоваропроизводителей.
Уверяю: деньги есть! Более 600 млн. грн., поступивших от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, осели на счетах органов местного самоуправления. В лучшем случае они лежат без движения на депозитах и сельсоветы живут на проценты с них. Так вот, эти средства прежде всего должны направляться на охрану земель, что и предусматривают проекты землеустройства. Даже бюджет не нужно привлекать.
...Когда меня спрашивают, как я отношусь к новой власти, отвечаю: как и к старой. А какая между ними разница, если, декларируя «профессионализм», выше любительства и дилетантства не поднимаются? По крайней мере, в сфере земельной политики. Пофигизм властей привел к тому, что земельные проблемы затянулись в гордиев узел. Поэтому выход один: рубить! Причем, по живому.