Власть упрямо продолжает разбазаривать наше общее достояние - украинскую землю. Пока на словах, поскольку отсутствует законодательная база. Но то, что торги землей неотвратимы, ясно, как Божий день.
Далеко не последний человек из окружения президента предложил продавать угодья даже иностранцам, пренебрегая при этом положениями Земельного кодекса и интересами крестьян. Оно и понятно: у каждой финансовой группы есть свои модераторы как в президентской администрации, так и в правительстве и среди депутатского корпуса. Им абсолютно безразлично, что почти 80% украинских крестьян против продажи земли не только чужеземцам, но и своим латифундистам.
Но депутатскую инициативу провести всенародный референдум относительно купли-продажи кормилицы парламентский комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений отклонил, потому что подобное мероприятие, видите ли, не предусмотрено Земельным кодексом.
Торопит подчиненных с рынком земли и президент. Те поддакивают ему, но когда доходит до разработки законопроектов, с разумными предложениями как-то не складывается. Украина устала в ожидании закона о рынке земель: шестой или седьмой его вариант, начиная с 2002 года, не доходит даже до первого чтения в Верховной Раде. С девятой попытки приняли наконец Закон «О государственном земельном кадастре». Но и он несовершенен.
Впрочем, законы - не динамомашина, которая будет раскручивать земельный рынок. Генераторами должны выступать кадры, а их не хватает. Президенту, в сущности, не на кого опереться. За последние пять лет сменилось пять глав Госкомзема, из которых только один имел базовое образование. У Януковича была возможность назначить специалиста. Тот даже собеседование прошел. Со дня на день ждали указа. Но… Через полтора месяца Госкомзем возглавил другой - бывший штабист, а не земельный специалист.
И таких камней преткновения на пути к рынку земли видимо-невидимо. О них мы разговариваем с Леонидом НОВАКОВСКИМ, ученым в сфере экономики и земельных отношений, доктором экономических наук, профессором, академиком НААН, соавтором трех земельных кодексов Украины.
- Леонид Яковлевич, власть - за рынок земли, народ - против. Первая видит в нем финансово-материальную поддержку для обедневшего сельского люда, а последний расценивает его как путь к еще большему обнищанию. Чиновники агитируют за оборот паев и вместе с тем советуют крестьянам не спешить с продажей собственных наделов. А если право на собственность не переходит от вас ко мне или наоборот, то нет, собственно, и рынка. Абсурд! Зачем же тогда спешить?
- Суть реформ, пути их осуществления всегда воспринимались неоднозначно. Даже реформу 1861 года официальные источники трактовали не как средство отмены крепостничества, а как путь к дальнейшему обезземеливанию крестьянства. Столыпинская реформа оценивалась преимущественно с точки зрения разрушения общинного землепользования и хуторизации страны. О том, что в результате указанных реформ крестьяне Украины получили в собственность в порядке выкупа свыше 10 млн. десятин земли, почти не вспоминали.
Когда же в 1917 году под лозунгом «Землю - крестьянам!» эту собственность экспроприировали, то аргументировали это тем, что революция, мол, освободила крестьян тогдашней Российской империи от необходимости платить выкупные платежи за землю и арендную плату на сумму почти 700 млн. рублей золотом ежегодно. О том, что Декрет о земле запрещал конфисковывать земли рядовых крестьян и казаков, замалчивалось.
Почти 80 лет мы совершенствовали земельные отношения. Конституция Украины от 28 июня 1996 года закрепила две формы собственности на землю, которые использует цивилизованный мир, - публичную (государственную и коммунальную) и частную.
В процессе реформы гражданам Украины передали во владение на безвозмездной основе около 70% угодий. Сначала землю в пользовании имели 6 млн. граждан, сейчас - свыше 25 млн. То есть практически каждая семья.
- Ну, изменили формы собственности на землю. Но от этого автоматически не выросли эффективность землепользования, отдача земли, ее плодородие. Этому должна была способствовать обоснованная, взвешенная и понятная государственная аграрная политика. Однако не было конкретных программ ни земельной, ни аграрной реформы. Фрагментарные же решения таких чрезвычайно сложных вопросов не всегда были безгрешными. Безотлагательные проблемы мы отсрочили… мораторием, официально введя его с 1 января 2002 года. Сначала на три года, а потом продлили вплоть до 1 января 2012 года.
- По моему мнению, экономических предпосылок для моратория не было. В 1999 году, когда паевание в основном завершили, 52% всех паев находились у сельских пенсионеров - наименее активной части сельского населения. Согласно президентскому указу от 10 ноября 1994 года право на земельную долю (пай) стало объектом купли-продажи, дарения, мены, наследования, залога. Распаевывать начали в августе 1995 года.
Начиная с 1996 года владельцы земельных паев, а это в основном пенсионеры, могли свободно отчуждать свои земельные доли. Как же они воспользовались своим правом? За четыре года (1996-1999) из 6 млн. паев они продали 2,6 тыс., подарили 5,1 тыс., унаследовали 36 тыс., что в среднем за год составляет 10,8 тыс. паев, или 0,2% общего количества. Это абсолютно нормальное и прогнозируемое движение права на земельную долю (пай), и менять его не было оснований.
Но президент в марте 2000 года признал неотложным проект нового Земельного кодекса, внесенный правительством на рассмотрение Верховной Рады. С тех пор и началась борьба за «защиту» прав крестьян на землю путем запрета ее купли-продажи.
Как отреагировали на это владельцы паев? За 2000 год с 0,5 до 7,3 тыс., или в 15 раз, выросла продажа паев, с 1,3 до 53,5 тыс., или в 40 раз, больше их подарили, с 19 до 169 тыс., или в 19 раз, больше унаследовали долей (паев). Как видим, мораторий не защитил права крестьян на землю, а ускорил переход этого права к другим гражданам, то есть вызвал обезземеливание крестьянства.
Сейчас почти пятая часть всех паев находится у других собственников, в чьих руках оказалось свыше 5 млн. га земли. Если мораторий продолжат и дальше, как этого требуют отдельные политические силы в парламенте, то в течение ближайших десяти лет путем наследования, других разрешенных действий еще треть наших угодий сменит собственника. Далеко не крестьянского рода…
Сейчас в аренде находится 4,6 млн. паев, или 17,4 млн. га. Полмиллиона гектаров - это не истребованные паи. И почти столько же - выморочное наследство. Часть площадей не используется вовсе и считается землями запаса. Вместе с землями резервного фонда - это 3,2 млн. га. Проекты землеустройства по использованию земель сельскохозяйственного назначения уже давно не разрабатываются.
Отсутствует актуализированная планово-картографическая база в пределах административных районов или бывших территорий сельсоветов о расположении и принадлежности участков владельцам, арендодателям, о землях резервного фонда и запаса, не истребованных паях и участках выморочного наследства. Раздробленное рассредоточенное землепользование требует немедленной консолидации, образования земельных массивов, которые обеспечили бы привлекательность инвестиций в аграрный сектор и надлежащие условия хозяйствования.
Если государство не будет регулировать оборот земель сельскохозяйственного назначения, то нет смысла говорить об их консолидации и поступлении инвестиций в аграрный сектор. Иного не дано. Кто-то пугает национализацией части земель, принудительным отчуждением земельных участков у граждан, чрезмерным огосударствлением земель. Но все это - фантасмагория. Единственный цивилизованный путь - прозрачный, понятный, регулируемый рынок земли.
- А такой ли он в двух законопроектах «О рынке земель» (регистрационные №9001 от 18 июля 2011 года и №9001-1 от 19 июля 2011 года), которые недавно рассматривала и отклонила Верховная Рада? Знаете, что меня больше всего поразило? Размеры земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в частной собственности одного лица, - 1500 и 2100 га! И, собственно, механизм, дающий возможность консолидировать такие объемы, - аукционы. Кто больше заплатил, того и земля! Следовательно, и правительственный законопроект, и депутатский четко лоббируют земельные аппетиты агрохолдингов.
- Как вариант предлагали даже 5000 га! Во Франции, например, максимальная площадь земли в одних руках составляет 125 га, в Испании - 250, Венгрии - 300, Польше - 500, в США - 800 га (но при таких размерах фермер не может рассчитывать на какую-либо поддержку со стороны государства). Наши законодатели замахнулись на 1500 и 2100 га. При этом законопроекты не ограничивают площадь земель, которые могут даваться в аренду.
Следовательно, оба законопроекта ориентированы на создание или развитие сверхкрупных хозяйств, на концентрацию земельной собственности, что приведет к дальнейшему разрушению сельской поселенческой сети и к обезземеливанию крестьянства. Чтобы передать 2100 га в собственность, нужно, по сути, отобрать землю у 525 крестьянских хозяйств (при среднем размере пая 4 га).
А как экономически или организационно сформировать хозяйственные структуры в сельской местности в зависимости от административного деления территории, в увязке с бывшими территориями сельских советов и сельских населенных пунктов? Об этом в обоих законопроектах нет и намека.
Поэтому я считаю такие размеры необоснованными. Да, 2200-2300 га - это оптимальная площадь сельхозпредприятий в советское время, колхозов и совхозов. Но тогда поля вписывались в административно-территориальные границы, функционировала контурно-мелиоративная система, севообороты, не то, что сегодня. Да и зачем выдумывать какие-то цифры, если в Земельном кодексе существует ограничительная норма - в частной собственности одного лица может находиться до 100 га. Мы же ею ни разу не воспользовались: ввели ее с 1 января 2002 года и сразу объявили мораторий. Давайте поработаем сначала со ста гектарами!
Предусмотренные законопроектами формы проведения земельных торгов исключительно на условиях аукциона на практике приведут к тому, что у существующих фермерских хозяйств просто отберут арендованные земли, поскольку фермеры не смогут на равных конкурировать с агрохолдингами при обретении права на землю. Прежде всего из-за финансовых проблем. В то же время оба законопроекты не предлагают какой-либо защиты фермерства.
Консолидация земель сельскохозяйственного назначения путем разработки соответствующих проектов землеустройства согласно одному из законопроектов предполагает экспроприацию крестьянского землевладения, игнорирует права на защиту частной собственности, гарантированные ст. 41 Конституции Украины. Да, эта статья предусматривает возможность принудительного отчуждения объектов частной собственности только по мотивам общественной необходимости. А что предлагает упоминавшийся законопроект? Неконституционный путь решения этих вопросов!
По правительственному законопроекту продажей земель сельскохозяйственного назначения будет заниматься Государственное земельное агентство. Но этот орган осуществляет ведение кадастра, мониторинг земель, землеустройство, экспертизу документации. Если наделить его еще и функциями оператора рынка, то это приведет к бесконтрольности в решении рыночных проблем, лишит местные государственные администрации и местные советы их конституционных функций распоряжаться землей, которые они сейчас исполняют.
- Да на него вешай что угодно… А каков коэффициент полезного действия? Как у паровоза братьев Черепановых… Госкомзем не разработал, как того требовали законы, ни общегосударственной программы использования и охраны земель, ни государственной целевой программы развития земельных отношений, ни программы размежевания земель государственной и коммунальной собственности… А качество законодательных актов, подготовленных чиновниками этого ведомства? Законопроект о рынке земель «зарубили», об упрощении процедуры размежевания земель государственной и коммунальной собственности - отклонили… Не помогла и оптимизация органов исполнительной власти, согласно которой МинАП курирует Госземагентство. Так о чем это свидетельствует?
- О недостаточном уровне квалификации работников центрального аппарата и отсутствии научно-исследовательских структур в ведомстве. Раньше подготовкой законодательных актов, разработкой методик и рекомендаций занимался Институт землеустройства Украинской академии аграрных наук. В лучшие времена в нем работали три академика, два член-корреспондента, 12 докторов наук, 16 кандидатов… Действовала аспирантура.
А с 2003 года, с того момента, как институт передали в ведение Госкомзема, он постепенно зачах. За последние три года в нем сменилось 12 директоров и ни один из них к науке не имел никакого отношения.
- Леонид Яковлевич, вы упомянули о колхозах и совхозах… Законодательно эти структуры умертвили, как рудимент социализма. Закон о фермерском хозяйстве есть? Есть! О личном крестьянском хозяйстве? Есть! А в каком правовом поле действуют агрохолдинги? Они же, в сущности, беззаконные.
- Как и сельскохозяйственные предприятия не холдингового типа, для которых тоже не выписан адресный закон.
- Между тем аграрные чиновники часто повторяют: за агрохолдингами - будущее. Они нас выведут… Вот только куда? Я уже слышал заявления: фермеры накормят Украину… А едим белорусские масло и сгущенное молоко! Так вот, при купле-продаже земли бесконтрольные агрохолдинги создадут крупный земельный банк и будут господствовать на необъятной территории, как им захочется. В одном селе посеют подсолнечник, в другом - рапс, еще где-то - кукурузу… Тем более что никакой законопроект не ограничивает их в этом.
- Хотите надеть на них правовые шоры? Тогда каждое производственное подразделение агрохолдинга - хозяйственную структуру надо привязать к территории бывших сельсоветов. В сельском населенном пункте предприятие должно пройти юридическую регистрацию и налоги должны оставаться на территории прописки, а не в областном центре, Киеве или на Кипре. Для этих структур разработать проект внутрихозяйственного землеустройства, с четким соблюдением севооборотов, в том числе и кормовых, с учетом функционирования животноводческой отрасли. И законодательно им приказать: хозяйствовать будете так! А нет - придут другие!
Для этого нужно провести инвентаризацию не истребованных паев, участков выморочного наследства, земель государственной собственности, выделенных в запас, земель резервного фонда. Сформировать земельные участки, подготовив необходимую техническую документацию и внеся информацию об указанных землях в государственный земельный кадастр с проведением экспертной денежной оценки участков.
- А нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения? Члены правительства уверяют, что с целью защиты крестьян цену за гектар пашни поднимут с 12 до 20 тыс. грн. И ниже этой отметки я не смогу купить-продать свой пай…
- В последний раз мы оценивали сельскохозяйственные угодья в Украине в 1995 году. И хотя по закону обязаны пересматривать нормативно-денежную оценку каждые пять-семь лет, игнорировали этот процесс. С того времени изменились экономические условия, исчезли хозяйства, статистическую информацию о которых использовали при расчете величины рентного дохода от выращивания зерновых культур. Существенно изменились эффективность землепользования в связи с реформированием собственности на землю, технологии производства продукции, уровень применения удобрений, особенно органических. Сформировалась иная организация производства, ухудшился уровень плодородия почв.
Сейчас опомнились: у нас самая низкая оценка земли в Европе! При наиболее ценных почвах… Бросились исправлять положение. Для проведения нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий Украинская академия аграрных наук еще в 2006 году разработала новейшую методику. После ее апробации в разных природно-сельскохозяйственных районах можно было бы за год-два провести новую оценку. Но нас, как и во всем, преследует злосчастная триада: никто в этом не заинтересован, не хватает средств и времени.
Выход предложило Государственное земельное агентство (бывший Госкомзем): за основу взять оценку пахотных земель 1995 года и умножить ее на коэффициент в размере 1,756. Таким образом, нормативная оценка пашни вырастет с 11,8 тыс. грн. до 19,9 тыс. за гектар. Вроде бы все правильно. Но при определении этого коэффициента разработчики не учли… расходы на единицу сельскохозяйственной продукции, кардинально изменившиеся за почти 15 лет. Тем более нам нужна не константа в пределах Украины, а оценка конкретных угодий (участков), которые станут объектами земельного рынка.
Причем коэффициент, предложенный Госземагентством, применяется исключительно для пашни, а оценка многолетних насаждений, покосных лугов, пастбищ осталась неизменной. И это при том, что оценка многолетних насаждений в среднем в 3,8-4 раза выше оценки пашни, а показатели нормативной денежной оценки покосных лугов, пастбищ составляют соответственно 0,5 и 0,3 ее оценки. Это соотношение сохранится и в дальнейшем.
- То есть Госземагентство создало лазейку для хитроумных? Если так, то я готовлю проект залужения пашни, и она трансформируется уже в пастбище. И покупаю его в шесть раз дешевле, чем пахотную землю.
- Тем более что нормативная денежная оценка угодий применяется при обсчете размера земельного налога, арендной платы за землю, размера потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земель, при заключении гражданско-правовых соглашений, формировании стоимости лотов на земельных торгах и т.п.
Налоги будете платить исходя из нормативной оценки своего пая, а продавать согласно экспертной - по той цене, которую назовет специалист. Как следует из практики, она всегда ниже нормативной.
Поэтому нам крайне нужна новая оценка агропроизводственных групп почв и определение на ее основе оценки отдельных земельных участков. Время требует и закон обязывает нас провести в ближайшие два года новую нормативную денежную оценку как предпосылку введения цивилизованного, прозрачного рынка земель.
- У нас алогичные перекосы: самые ценные черноземы и самая низкая их оценка в Европе, самые бедные умом чиновники… Закон «О государственном земельном кадастре», хвастались, лучший в Европе…
- Но не идеальный. Согласно закону (ст. 8) для формирования картографической основы государственного земельного кадастра используют единую государственную систему координат. Это - метрическая система гарантирования собственности на землю. Таковой в Украине является УСК-2000, действующая с 2007 года.
А Госкомзем большинство землеустроительных и земельно-кадастровых работ выполнил в системе координат 1963 года - СК-63. Она является производной системы координат 1942 года (СК-42), в свое время секретной. Чтобы применять для кадастра, ее специально исказили, и этот так называемый конгломерат не имеет надежных «ключей» перехода к украинской государственной системе координат УСК-2000. Совет министров СССР отменил СК-63 еще в 1989 году, но мы продолжали ее применять.
Даже после принятия Закона «О регулировании градостроительной деятельности», установившего, что градостроительная документация разрабатывается на обновленной картографической основе в государственной геодезической системе координат УСК-2000 (ст. 2), и постановления Кабмина Украины от 8 сентября 2010 года №1177, которое предусматривает применение этой геодезической системы при составлении индексных кадастровых карт (планов), кадастровых карт (планов) для идентификации объектов недвижимого имущества при государственной регистрации прав на них, Госземагентство продолжает вводить в электронную систему государственные акты на землю… согласно архаичной СК-63.
А значит, такая документация нелегитимна и не может защитить права землевладельца. И этим чиновники плодят новые ошибки, устранение которых, допущенных раньше в ведомостях кадастра, перенесенных из Государственного реестра земель и восстановления пунктов государственной геодезической сети, предусматривает будущая Государственная программа развития земельных отношений до 2020 года.
Чтобы оправдать свои действия и легализировать противоречащее закону выполнение картографических работ в негосударственной системе координат, Госземагентство разработало Положение о порядке ведения кадастра. И написало: координаты пунктов государственной геодезической сети в единой государственной системе координат и в других системах координат (выделено мной. - В.Ч.) в случае использования координат этих пунктов в данных системах для внесения в государственный земельный кадастр…
- Если говорить об уникальности государственного земельного кадастра, то Украина - единственная страна в мире, где действует двойная регистрация земель. В июле 2004 года был принят закон Украины, согласно которому ведение кадастра и регистрация прав на недвижимое имущество были сосредоточены в одном органе - Госкомземе. Это было одним из требований Всемирного банка, который даже предоставил заем в размере 192 млн. долл. на выдачу государственных актов на землю и введение кадастра. Прошло семь лет, но Госкомзем так и не смог реализовать эти функции, и я об этом писал. Поэтому в соответствии с законом Украины от 11 февраля 2010 года регистрация прав на недвижимое имущество передана в Минюст Украины.
- Да, но с принятием Закона «О государственном земельном кадастре» в Украине мы породили «близнецов». То есть утвердили систему двойной регистрации земель: 1) государственной регистрации земельных участков в кадастре; 2) государственной регистрации вещных прав на земельные участки в Государственном реестре прав. Причем часть показателей о землях дублируются.
Сначала вы обязаны зарегистрировать в кадастре принадлежащий вам участок. Подаете комплект документов государственному кадастровому регистратору, платите соответствующую сумму за регистрацию. В кадастре регистрируют сведения об участке, кроме информации о владельце, виде права на участок, ограничений. Последние данные регистратор передает в Государственный реестр прав.
Вы идете в этот орган регистрации и предоставляете необходимые сведения. После регистрации прав на участок государственный регистратор прав передает данные о гражданине, видах права на участок, ограничениях и дате регистрации прав в орган, который ведет регистрацию участков. Эти данные вносятся в кадастр, хотя они были у кадастрового регистратора раньше, когда вы впервые предоставили ему пакет документов.
- То есть я трижды обиваю пороги государственных учреждений и дважды плачу им, по сути, за одно и то же?! Представляю, сколько натерпятся жители сельской местности, чтобы пройти эти девять кругов ада…
- Из-за такой системы регистрации в государстве участок имеет два номера идентификации: кадастровый номер в кадастре и регистрационный номер в реестре прав. Аналогичную систему вы не найдете ни на одном материке.
А еще на каждый участок есть поземельная книга. Ее форму и содержание Кабмин утвердил в июле 2011 года, но поземельную книгу не напечатали до сих пор. Впрочем, это не помешало ведомству начиная с января 2011 года выдавать выписки из нее, взимая с граждан деньги.
Согласно закону поземельная книга ведется на бумажных и электронных носителях, причем приоритет, если есть расхождения, имеет бумажный вариант. Сейчас фактически листы в бумажном виде печатаются с электронного варианта. То есть бумажный вариант такой же, как и электронный, и расхождений между ними быть не может. В других государствах поземельная книга - это документ, который хранится вечно. В него невозможно внести какие-либо правки, поскольку записи делают чернилами или тушью. У нас же при необходимости можно когда угодно заменить листы книги, скорректировав электронную версию. Так что наша поземельная книга не может гарантировать ваши права.
- Закон о государственном земельном кадастре приняли. Депутаты еще немного поупираются-помучаются, да и проголосуют и за рынок земель. Как было на последнем заседании комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений при рассмотрении очередного, наспех слепленного варианта законопроекта о рынке земель. Писанина, иначе назвать ее не могу, была настолько сырой, что некоторые депутаты начали публично отказываться от соавторства.
Отдельные статьи, в частности о государственном операторе и государственном земельном банке, вообще не транскрибированы. А земельный банк, хоть и государственный, это не государственное учреждение, как кто-то думает, а самое настоящее финансовое учреждение. И если в него попадут семь, а то и больше миллионов гектаров пашни, то еще неизвестно, кого мы порождаем.
И хотя депутаты называли откровенно слабый законопроект кизяком, предлагали отклонить его, после заседания, за закрытыми дверями, председатель комитета таки «уломал» коллег. И знаете чем? Списком с подписями большинства членов комитета. Даже тех, которые даже дорогу сюда забыли… Это не означает, что подобное единодушие будет и в сессионном зале при голосовании законопроекта о рынке земель. Ведь кому приятно видеть свою фамилию среди могильщиков крестьян?
И все же, Леонид Яковлевич, при наличии этих двух законов путь к введению оборота земель сельскохозяйственного назначения открыт? Налетай, покупай, продавай?
- Не совсем… Вы сможете продать земельный участок, если земли государственной и коммунальной собственности не разграничены? За семь лет действия Закона «О размежевании земель государственной и коммунальной собственности» мы сумели установить границы лишь на 0,7% общей площади.
Коммунальная собственность, сформированная по проектам размежевания земель, не отображается в земельно-кадастровой документации. Значит, ее нет вовсе?! Изменения в действующий Земельный кодекс, которые Верховная Рада приняла в 2003 году, существенно сократили права территориальных общин на землю. У местных советов отобрали часть прав на распоряжение землями в населенных пунктах.
Президент, выступая 6 сентября 2011 года на заседании Комитета по экономическим реформам, констатировал, что его поручение о завершении работ по размежеванию земель не выполнено и существует реальная угроза того, что этот процесс не будет завершен до запланированной даты введения рынка земель сельскохозяйственного назначения. Гарант требует срочно разработать изменения в Закон Украины «О размежевании земель государственной и коммунальной собственности», которые бы упростили процедуру размежевания, и закончить ее до конца года.
Ассоциация городов Украины рассмотрела проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения процедуры размежевания земель государственной и коммунальной собственности», поданный правительством в парламент (реестр. №9104 от 6 сентября 2011 года). Но, по мнению ассоциации, он не упрощает процедуру размежевания, а наоборот, усложняет.
- Почему?
- В частности, в соответствии с этим законопроектом дополнительно нельзя будет передавать в коммунальную собственность земли под водными объектами и прибрежными полосами в населенных пунктах (городские пляжи, коммунальные объекты для оздоровления, отдыха и т.п.), земли лесохозяйственного назначения, расположенные в пределах населенных пунктов (это в основном рекреационные объекты). По такой «методике» площадь земель государственной собственности в Киеве вырастет с 4,8 тыс. га до… 29,7 тыс.
В законопроекте необоснованно расширили состав документов землеустройства относительно размежевания земель (в них включили материалы Государственного фонда документации по землеустройству, кадастровые планы земельных участков, экспликации земельных участков государственной, коммунальной и даже частной собственности, которая не размежевывается, и т.д.). Складывается впечатление, что авторы законопроекта при размежевании земель пытаются создать дополнительный параллельный кадастр - алогичный и слишком затратный.
Законопроект предлагает установить окончательный срок размежевания земель 1 января 2015 года. Все земли, которые не будут переданы из государственной собственности в частную, остаются за государством. Это предложение противоречит ст. 13 Конституции Украины: органы местного самоуправления осуществляют права владельца на землю в пределах, определенных лишь Конституцией. А она никаких сроков передачи не установила.
Замечу, что современная система размежевания земель не обеспечена надлежащей земельно-кадастровой базой. Согласно Закону Украины «О государственном земельном кадастре» нужно провести сплошную инвентаризацию земель, завершить формирование земельных участков и внести эти данные в кадастр. Для этого потребуется до 20 млрд. грн. государственных средств и по меньшей мере десять лет.
- Существует ли альтернативный, менее затратный и более быстрый способ?
- Процесс размежевания земель государственной и коммунальной собственности можно провести быстро и эффективно лишь подобным образом.
За границами населенных пунктов находится 25 млн. га. Законодательно установить, что по состоянию на 1 ноября (декабря) этого года все земли, кроме земель, которые переданы в частную собственность и на которые выданы правоустанавливающие документы, и земель, которые находятся в собственности территориальных общин сел, поселков, городов и которые оформлены правоустанавливающими документами, отнести к землям государственной собственности.
Передачу части указанных земель государственной собственности в коммунальную и частную собственность осуществить одновременно с оформлением регистрации участков юридических и физических лиц в составе государственного земельного кадастра.
В границах населенных пунктов находится 4 млн. га. Законодательно установить, что по состоянию на 1 ноября (декабря) этого года все земли, кроме земель, которые переданы в частную собственность юридических и физических лиц и которым выданы правоустанавливающие документы, а также земель, которые находятся в собственности государства и предоставлены в постоянное пользование государственным предприятиям, которые имеют правоустанавливающие документы на землю, отнести к землям коммунальной собственности.
Передачу части указанных земель коммунальной собственности в государственную и частную собственность осуществить одновременно с оформлением регистрации участков предприятий, граждан в составе государственного земельного кадастра.
- Не секрет, что сфера земельных отношений насквозь пропитана коррупцией и криминалом. С самого низа и до верхнего эшелона. За каждый шаг - плати! За государственный акт, внесение в реестр, справку… А аферы с земельными участками! Это не мое предположение. Об этом говорил президент 18 ноября на торжественном собрании по случаю Дня работников сельского хозяйства, призывая преодолеть это позорное явление. По моему мнению, выкорчевать его могла бы общественность.
- Зарубежный опыт контроля над землепользованием свидетельствует о существовании во многих странах комплексного контрольного института. Так, в Российской Федерации действует государственный, муниципальный, общественный и производственный земельный контроль. Общественный контроль осуществляют органы общественного самоуправления, другие общественные организации (объединения), граждане. Их деятельность направлена, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, а также на соблюдение требований относительно использования и охраны земель.
В большинстве стран Восточной Европы земля является объектом правовой охраны как единое целое, как общенародное благо, что закреплено в конституциях и специальных законах (Польша, Венгрия, Румыния). В странах Западной Европы контроль над землепользованием является неотъемлемой составляющей экологического права.
Общественный контроль в этих странах осуществляется еще на стадии проектирования, когда общественные объединения знакомятся с информацией о планировании типов землепользования, вносят свои замечания и предложения.
Мы также разработали проект закона «Об общественном контроле над использованием и охраной земель». Я уверен, без участия широких масс рынок земли может превратиться в самый настоящий «базар».