АПК УКРАИНЫ: КУДА ДВИЖУТСЯ РЕФОРМЫ?

17 марта, 1995, 00:00 Распечатать
Выпуск № 11, 17 марта-24 марта 1995г.
Отправить
Отправить

Подписанный более полутора месяцев назад пакет президентских указов по реформированию сельского...

Подписанный более полутора месяцев назад пакет президентских указов по реформированию сельского хозяйства предполагал реализацию своего рода сверхзадачи: открыть неэмиссионные пути финансирования ближайшей посевной в частности и всего агропромышленного комплекса страны вообще. Уже сейчас, подводя некоторые предварительные итоги реформ, можно сказать, что сельскохозяйственный «воз» Украины, безусловно, сдвинулся с мертвой точки. Однако направление его движения следует определять с учетом поправки, предложенной некогда известным физиком-популяризатором к тексту одной известной басни. Согласно мнению ученого, если бы описанная баснописцем ситуация с лебедем, раком и щукой имела бы место в действительности, то воз ни в коем случае не оставался бы на месте, а двигался бы по равнодействующей приложенных к нему тягловых сил. По подобной траектории движется сейчас и реформируемое сельское хозяйство.

Во-первых, с самого начала было ясно, что некоторые госструктуры вовсе не заинтересованы в том, чтобы отпустить сельхозпроизводителя в свободное плавание по волнам рыночного ценообразования. Опасения подтвердились: в самый разгар проводимых НБУ сельскохозяйственных аукционов Совет по вопросам экономической реформы одобрил и передал на рассмотрение в администрацию Президента проект указа о создании Агентства рынка сельскохозяйственной продукции и сырья, который предоставляет Минсельхозпроду возможность существенным образом влиять на цены продукции, попадающей на рынок.

Согласно проекту, создаваемая на базе сельскохозяйственного министерства структура будет располагать и распоряжаться так называемым интервенционным фондом продовольствия, «выбрасываемым» на рынок в случае необходимости корректировки цен. Предполагается, что объемы этого фонда будут колебаться в пределах 20 % общего уровня потребления продовольствия в стране. Казалось бы, создание подобного фонда никоим образом не повлияет на процессы реформирования агропромышленного комплекса - ведь производит же НБУ аналогичные интервенции в сфере денежного обращения...

Однако Минсельхозпрод - не Нацбанк, а пшеница - не деньги... Знаменательно, что для создания фонда предполагается безвозмездная (!) передача Минсельхозпроду из фондов Государственного комитета по материальным ресурсам 500 тыс. тонн пивоваренного ячменя, 100 тыс. тонн гороха и 200 тыс.тонн пшеницы. Еще более знаменательно, что финансирование фонда, как считают в главном сельскохозяйственном ведомстве, будет проводиться с привлечением существенной доли государственных дотаций. Таким образом, «бесплатный» арсенал для товарных интервенций будет существенным образом влиять на механизм чисто рыночного ценообразования - и явно не лучшим образом. Не говоря уже о том, что эти интервенции могут пойти в несколько ином по отношению к задуманному направлении...

Во-вторых, с повестки дня доныне не снят витающий в воздухе вопрос о том, где, как и почем будет покупать сельхозпродукцию государство для бюджетных потребностей. Как известно, введение госконтракта предполагает, что потребности эти будут опеределяться исключительно бюджетными возможностями и удовлетворяться что называется в порядке общей очереди, т.е. на аукционах и по рыночным ценам. Однако гладко было на бумаге: из 25 трлн. карбованцев февральской кредитной эмиссии ВС широким жестом направил 5 трлн. на кредитование весенних полевых работ. Воодушевленные бюджетники тут же принялись считать - но отнюдь не имеющиеся в казне средства, а именно потребности.

Незадолго до своей отставки премьер Виталий Масол заявил, что годовой объем потребления зерна в Украине составляет 7 млн. тонн. Однако ВС еще одним широким жестом (имеется в виду постановление «О состоянии подготовки и создании благоприятных условий для проведения весенне-полевых работ в 1995 г.») определил потребности только бюджетной сферы в 10 млн. тонн того же зерна. В задаче спрашивается: съест ли армия вкупе с милицией, больными, заключенными и прочими на 3 млн. тонн хлеба больше, чем все население страны вместе взятое? Ответ очевиден: они-то съедят, только... Любители сопоставления цифр могут попытаться решить еще одну задачу: если при формировании интервенционного фонда считается, что заложенные в него 200 тыс. тонн пшеницы составляют 20 % общего объема потребления, то какую величину составляют 100 % этого объема? Ответ не менее очевиден, а все вышеизложенное свидетельствует о том, что потребности считают почему-то в разных системах исчисления.

Наконец, в-третьих, включение чисто рыночных механизмов ценообразования (имеются в виду прежде всего нацбанковские аукционы) носит пока исключительно воспитательный характер и призвано доказать аграриям очевидную вещь: продукция стоит столько, сколько за нее готов заплатить покупатель. Однако, судя по высказываниям аграриев - от упорно ориентировавшихся на «мировые цены» во время первых торгов рядовых производителей до вице-премьера Петра Саблука, заявившего о том, что цена пшеницы в сто долларов за тонну не обеспечит восстановительных процессов в сельском хозяйстве, - очевидное часто представляется как невероятное. К тому же, изрядно огорчает пробуксовка форварда, на который реформаторы изначально возлагали основные надежды. За пять январско-февральских торгов сделки по форварду состоялись только однажды, и то в весьма скромных объемах: было продано 15 тыс.тонн пивоваренного ячменя по 8,5 млн.карбованцев за тонну и 6 тыс. тонн семян подсолнечника - по 20 млн. карбованцев за тонну. Эти цены, судя по всему, являются предельными: последующие попытки продать по форварду, к примеру, подсолнечные семечки за 28 млн. карбованцев за тонну успехом не увенчались.

Учитывая все вышеизложенное, нельзя, однако, не признать, что реформы в сельскохозяйственном секторе страны все же начались. Вместе с тем понятно, что месяц - слишком короткий срок для того, чтобы делать какие бы то ни было выводы об их ходе и интенсивности. Однако уже сейчас очевидно, что заданное реформаторами направление агропромышленный комплекс вряд ли выдержит. Необходимость поправок, делаемых на силы торможения, свидетельствует о том, что в сельскохозяйственном секторе нашей экономики движение есть. Если не вперед, как того хотелось бы многим, то по крайней мере по равнодействующей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК