АГРАРНАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ

Поделиться
Успешное проведение аграрной реформы имеет для реформирования экономики Украины особое, стратегическое значение...

Успешное проведение аграрной реформы имеет для реформирования экономики Украины особое, стратегическое значение. От нее в значительной степени зависит и решение проблем стабильного обеспечения населения продовольствием, экономической безопасности страны, ее эффективной интеграции в мировые экономические структуры.

Возможно, поэтому 12 июня с.г. в работе «круглого стола», организованного Центром Разумкова и Фондом Ганса Зайделя приняли участие более 140 чел. — народных депутатов Украины, руководящих работников администрации Президента, СНБО, министерств и ведомств, причастных к формированию аграрной политики, представителей аграрных союзов и ассоциаций, ученых Национальной академии наук Украины, неправительственных исследовательских центров, ведущих средств массовой информации. Дискуссия была жаркой, но в целом конструктивной.

Первое десятилетие: подведем итоги

Аграрная реформа в Украине начала уже свое второе десятилетие — с момента, когда Верховная Рада, тогда еще УССР, своим постановлением от 18 декабря 1990 года «О земельной реформе» инициировала этот процесс. Однако практически до декабря 1999-го преобразования были вялотекущими. Украинское село стремительно деградировало и в новых макроэкономических условиях, наступивших в начале 1990-х, оказалось не способным к эффективному хозяйствованию.

Принятый 3 декабря 1999 года указ Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» радикально изменил скорость процесса трансформации отношений собственности на селе. Он вызвал ожесточенные споры и в ходе состоявшегося заседания за «круглым столом»: в выступлениях отдельных участников прозвучали обвинения в «неконституционности этого указа» (А.Ткаченко), «сознательном разрушении (обескровливании) сельского хозяйства» (Н. Витренко), «отбрасывании села на 40—50 лет назад» (председатель Крестьянского союза Украины И. Мозговой). С другой стороны, заместитель министра аграрной политики Р.Шмидт возразил, что все указы Президента по вопросам аграрной реформы издавались во исполнение действующих в Украине законов и что все мероприятия по аграрной реформе как раз и направлены на активизацию частной инициативы, призванной преодолеть глубокий кризис в аграрном производстве.

Следует прямо признать, что защищать свои позиции реформаторам сегодня очень даже не просто. Даже беглый анализ результатов развития АПК за десятилетие дает многие аргументы противникам нынешней реформы.

По производству зерна на душу населения Украина уступает не только развитым европейским странам, но и Болгарии, Польше, Румынии, Венгрии. Производство мяса на душу населения за десять лет сократилось более чем втрое (с 84 кг в 1990-м до 33,6 кг в 2000-м). Это один из самых низких показателей в Европе.

Особую остроту приобрела проблема технической оснащенности АПК: парк зерноуборочной техники составляет лишь половину от потребности, 70% его — техника устаревших образцов.

В результате экономическая эффективность аграрного производства крайне низка. Если в странах ЕС потребности в сельхозпродукции обеспечивают около 5% общей численности рабочей силы, в США — 3%, то в Украине наши, крайне ограниченные неплатежеспособностью, потребности — целых 25%! На одного работника в сельском хозяйстве Украины приходится годовая валовая добавленная стоимость в $2500, что в 8–16 раз меньше, чем в развитых странах мира.

Украина утратила важные позиции на отдельных международных аграрных рынках. Так, если в 1996 году она экспортировала 1420 тыс. тонн сахара, то в 2000-м — лишь 12,8 тыс., а импортировала — 318 тыс. тонн.

Стремительно падает уровень жизни на селе, причем происходит это значительно быстрее, чем в городах. Если в 1990 году средняя зарплата в АПК была близкой к показателю промышленности, то сейчас она вдвое ниже. Приходит в упадок социальная сфера села.

Было бы неверным относить все эти «достижения» именно на счет ускорения процессов реформирования. Скорее наоборот — все это стало следствием затяжного кризиса в стране в целом, чрезвычайно медленного и противоречивого процесса трансформации в направлении рыночного хозяйства. Более того, как правильно подчеркнул в ходе дискуссии заведующий секретариата Комиссии по вопросам аграрной политики при Президенте Украины В. Демьянчук, при внедрении мер по выполнению Указа Президента от 3 декабря 1999 года «все ожидали спада, а его не произошло». Наоборот, в 2000-м был обеспечен рост сельскохозяйственного производства как во внутренних, так и в международных ценах — за счет сектора хозяйств населения (см. диаграмму 1).

Статья не ставит целью анализировать позитивные достижения аграрной реформы. Они изложены в специальном выпуске журнала «Національна безпека і оборона», №5 за 2001 год. Мы же остановимся на самых острых проблемах и деформациях в развитии аграрной реформы, нерешенных задачах.

Трудности в достижении целей аграрной реформы объясняются тремя главными причинами:

— высокой степенью сложности задач, направленных на решение комплексных и застарелых структурных проблем, которые охватывают материально-технические, технологические, технико-экономические, социально-экономические, экономико-правовые и социально-психологические факторы;

— наличием мощных инерционных процессов, которые опираются на неформальные ориентации крестьян (в т.ч. их представления, сформированные бывшей директивно-плановой системой) и с большим трудом поддаются регулированию со стороны государства;

— допущенными просчетами в стратегии и тактике реформы, прежде всего переоценкой значения частной собственности по сравнению с другими факторами эффективного сельскохозяйственного производства, недооценкой значения социальных факторов ее проведения, роли современной инфраструктуры и экологии землепользования.

Недостаточно в структурной политике учитываются общемировые рамки перспективного развития агросферы, намеченные Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO), в частности Стратегическими рамками FAO на 2000—2015 годы.

Все эти просчеты носят не частный, а системный характер.

Основные проблемы

Формирование нормативно-правовой базы на сегодняшний день значительно отстает от потребностей регулирования новых отношений на селе. В отсутствие основополагающих законодательных актов, прежде всего новых редакций Земельного и Гражданского кодексов, процесс реформирования неизбежно приобретает хаотические, бессистемные и даже асоциальные черты.

Формирование на цивилизованных основах рынка земли невозможно из-за отсутствия и ряда законов Украины — «О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество», «О государственном земельном кадастре», «Об оценке земель», «Об ипотеке», «Об охране земель» и других.

Пробелы в нормативно-правовой базе создают предпосылки для распространения теневой экономики и криминализации экономической деятельности на селе. Сейчас в «тени» АПК оборачивается свыше 8 млрд. грн. (для сравнения: в ТЭК эта цифра превышает 5 млрд. грн.).

Однако не только формальные, но и неформальные общественные институты оказывают сдерживающее воздействие на развитие реформ. Процесс формирования новых ценностных ориентаций, от которых зависит степень социальной поддержки реформ, и «рыночного поведения» на селе довольно противоречив. Об этом свидетельствуют результаты опроса социологической службы УЦЭПИ, согласно которым лишь собственность на небольшие земельные участки имеет поддержку преобладающей части населения (77% на селе и 77,9% — в целом по Украине); население не определилось в своем отношении к процессу раздела земли КСП. Неоднозначным является и отношение наших сограждан к свободной купле-продаже земли. Количество ее противников на селе достигает 43,2%, по Украине в целом — 37%.

Процесс формирования новых социальных групп, которые базируются на частной собственности и независимой от государства частной инициативе, происходит очень медленно. На фоне глубоко укоренившегося сознания «коллективного хозяина» это объективно препятствует быстрому продвижению вперед. В значительной мере эта проблема усугубляется низким уровнем образовательной подготовки украинских крестьян, их неготовностью работать в рыночной среде, пробелами в информационном обеспечении.

Одним из следствий социально-психологической неготовности значительной части сельского населения воспринимать возможности аграрной реформы, отсутствия у него характерного для западных демократий уровня общественной самоорганизации является быстрое формирование новой аграрной элиты, в которую трансформируется бывшая аграрная бюрократия. Именно она в нынешних условиях становится реальным проводником преобразований в АПК больше всего выигрывает от реформы. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса УЦЭПИ, приведенные в диаграмме 2.

Развитие аграрной реформы сопровождается значительными структурными перекосами. Так, преобладающее развитие получили лишь отдельные высокорентабельные области растениеводства. Важные его области (льноводство, производство сахарной свеклы и кормов), а также животноводство до сих пор находятся в упадке.

Структура производственных издержек стимулирует прогрессирующую потерю конкурентоспособности сельхозпредприятий, поскольку сокращаются затраты на повышение их производительности — за счет одноразовых затрат, которые составляют чистое потребление невозобновляемых ресурсов. Так, удельный вес материальных затрат вырос в 1990-х годах почти на треть и достиг 64,1% по сравнению с 49,4% в 1990-м. Сократились затраты на семена и посадочный материал, корма, минеральные удобрения; вместе с тем стремительно возросли затраты на нефтепродукты и топливо — с 5,8 до 19,4%, а также электроэнергию — с 1,4 до 5,4%.

Ограниченность бюджетного финансирования. Сегодня законодательно предусмотрены определенные гарантии государственной поддержки АПК. Государственным бюджетом на 2001 год на его поддержку (с учетом средств на финансирование лизинга) выделено почти 4,3 млрд. грн., или 10,2% расходной части. Однако указанные объемы бюджетного финансирования не соответствуют реальным потребностям полуразрушенного аграрного сектора. Они просто несопоставимы с объемами поддержки, оказываемой аграриям в наиболее развитых странах. К примеру, бюджет ЕС на 2000 год предусматривал дотирование аграрного сектора в размере 41,5 млрд. евро (через European Agricultural Guidance and Guarantee Fund) — это составляет 44,5% его общих расходов. А развитые страны в целом на поддержку конкурентоспособности своего сельского хозяйства выделяют $1 млрд. на день.

Особое внимание следует обратить на ограниченность финансовой базы для развития инфраструктуры села: в госбюджете на 2001 год целевое финансирование отдельной строкой соответствующих затрат не предусмотрено. Крайне ограниченным является финансирование социальной сферы села: в государственном бюджете на 2001 год — лишь 1,1% от общего объема расходов на потребности АПК.

Имеются и существенные недостатки в механизмах распределения государственной помощи селу. Как подчеркнул в ходе «круглого стола» президент Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины И.Томич, деньги центра, поступающие в регионы, далеко не всегда распределяются по назначению.

Кредитно-финансовые механизмы в агросфере базируются на компенсации части кредитных ставок коммерческих банков за счет бюджета — в 2001 году в размере 50—70%. Однако объемы льготного кредитования недостаточны (в госбюджете-2001 на компенсацию ставок коммерческих банков выделено всего 150 млн. грн.), если учесть финансово-экономическое положение, в котором находятся большинство реформированных хозяйств. Кредитные ресурсы почти не поступают в животноводство, где инвестиционные ресурсы особенно нужны.

Система долгосрочного кредитования находится лишь в стадии становления. Ее развитию может содействовать финансовый лизинг, объемы которого в 2001 году должны составить почти 2,8 млрд. грн. Однако немалая часть этих средств является фиктивным капиталом, поскольку состоит из бюджетных долгов, прежде всего по кредитам, полученным под государственные гарантии для закупки сельхозтехники зарубежного производства (93,2%).

Все еще на стадии проектирования механизм страхования рисков в аграрном секторе, включая страхование урожая и многолетних насаждений, с компенсацией из Государственного бюджета Украины части затрат на обязательное страхование.

Но наиболее серьезным негативным фактором в этом блоке проблем является то, что по-прежнему в кризисном состоянии находится инвестиционная деятельность в аграрном секторе. Уровень инвестиций, начиная с 1990 года, имеет устойчивую тенденцию к падению, причем динамика капиталовложений в сельское хозяйство — заметно хуже, чем в экономику в целом. На 1 января 2001 года объем иностранного инвестирования в аграрный сектор составлял лишь $78,8 млн. (2% от общих объемов иностранных инвестиций в страну). При этом общая потребность в инвестициях в АПК превышает в Украине $35 млрд.

Как показало социологическое обследование УЦЭПИ, несмотря на отдельные благоприятные изменения в кредитно-финансовой области, подавляющее большинство населения (около 90%!) скептически относится к эффективности этих мероприятий. Это объясняется непродолжительностью действия и несовершенством внедренных механизмов помощи, эффект от которых еще в полной мере не сказался; неадекватностью распределения соответствующих ресурсов, возможностью присвоения преобладающей их части относительно ограниченным количеством субъектов хозяйственных отношений; недостаточной направленностью на решение ряда наиболее болевых проблем села.

Ценовые факторы. Либерализация цен на аграрную продукцию существенно снизила уровень убыточности аграрного производства: значительная часть сельскохозяйственных предприятий превратилась в рентабельные, а общая сумма убытков в 2000 году уменьшилась по сравнению с 1999-м в 10 раз. Но отрицательным моментом стал довольно резкий рост цен: в целом индекс цен реализации сельхозпродукции в 2000 году составлял 155,8%; цены же на основные продукты сельского хозяйства возросли за этот период в два-три раза.

Правда, следует иметь в виду, что цены на основные виды продукции АПК в Украине уже достигли или почти достигли уровня цен международных рынков, а по пшенице и сахару существенно превысили их (соответственно на 35% и в 2,6 раза). Дальнейший рост внутренних цен, при нынешнем стабильном курсе гривни, приведет к потере смысла производства этой продукции в Украине. В условиях достижения сельскохозяйственными товарами уровня мировых цен и сохранения монополизированных каналов снабжения материально-техническими ресурсами и энергоносителями тенденция к углублению диспаритета цен может возобновиться.

Внешнеэкономические факторы. Значительный потенциал экспорта ряда продуктов АПК используется в незначительной мере. Главная проблема — формирование оптимальной структуры вывоза, с ориентацией на вывоз не сельскохозяйственного сырья, а продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.

Сегодня Украина фактически превращается в импортера зерна (что представляет угрозу национальной продовольственной безопасности) и экспортера семян подсолнуха (что невыгодно с позиции сохранения плодородия земель).

Качество некоторых видов украинской сельскохозяйственной продукции остается ниже мировых стандартов, вследствие чего для них практически закрыты наиболее емкие рынки агропродукции.

В целом же вызывает опасение все более укореняющееся представление многих видных политиков о процессе глобализации как о чем-то исключительно разрушительном, от которого нужно поплотнее отгородиться. Движение вразрез с общемировыми тенденциями приведет к консервации неконкурентоспособности украинских производителей. Поэтому в долгосрочном плане принятие регулятивных положений, противоречащих действующей международной практике и обязательствам Украины, принятым в связи с процедурами вступления к ВТО, будет отрицательно сказываться на развитии аграрной сферы.

Экологические факторы. Сельскохозяйственное использование земельных ресурсов Украины чрезмерно высоко: распахано 56,7% общей территории страны. Такого показателя не имеет ни одна страна в мире, кроме Бангладеш: средний показатель в странах ЕС составляет 25,6%, а в высокоразвитых странах в целом — 11,8%.

Имеет место катастрофическое падение плодородия почв, их эрозия охватила 80% площадей сельхозугодий. На протяжении последних лет, вследствие ориентации на быстрый, краткосрочный результат, полностью игнорировались требования севооборота. Под подсолнухом, который, как известно, истощает землю, площади за последние десять лет выросли на 80%.

Социальные факторы. Низкий уровень жизни, безработица, падение рождаемости и пр. — все это стало отличительными признаками нынешнего украинского села. Аграрная реформа в той форме, как она реализуется, пока что не только не решила этих проблем, а наоборот — обострила их.

По подсчетам специалистов, количество полностью и частично незанятых жителей села составляет около 3 млн. чел. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет лишь половину от ее довольно низкого уровня в народном хозяйстве. Удельный вес оплаты труда в структуре доходов сельских жителей уменьшился вдвое. Затраты на оплату труда в структуре затрат производства аграрного сектора составляют лишь 14,9%, а вместе с отчислениями на социальные нужды — 17,4%, тогда как в 1990 году составляли 37,8%.

Социологический опрос, проведенный УЦЭПИ, показал, что материальное положение жителей села вследствие проведения аграрной реформы не изменилось (45,0% крестьян) или даже ухудшилось (так считают 39,8% сельских жителей).

Социальная сфера села фактически заброшена, ее состояние все более усугубляется, поскольку многие социальные объекты все еще находятся на балансе убыточных предприятий.

Старение сельского населения происходит более быстрыми темпами, чем по стране в целом. Среди сельских жителей лишь 50% — трудоспособного возраста. За период 1990—2000 гг. сельское население сократилось с 16,9 до 15,8 млн. чел. — на 6,6%, тогда как сокращение городского населения составило 4,4%.

В целом нужно констатировать, что бессистемное внедрение в процессе аграрной реформы не согласованных между собой мероприятий на одном направлении нередко «нейтрализует» положительные достижения на другом. В результате темпы реформирования замедляются, результативность реформы снижается.

Исходя из этого, аграрной реформе необходимо придать комплексный характер, обеспечив приоритеты социализации и экологизации.

Экспертами УЦЭПИ разработан комплекс предложений, которые позволяют системно подойти к процессу дальнейшего реформирования аграрного сектора Украины. Наиболее важные из них приведены ниже.

Что делать?

Регулирование прав собственности на землю

В новой редакции Земельного кодекса Украины и в законе Украины «О формах собственности на землю» разделить понятия «собственность на землю» и «собственность на земельный участок» и определить их в отдельности.

Нужно предусмотреть, что собственность на земельный участок сельскохозяйственного назначения может ограничиваться законодательно определенными требованиями, включая:

а) запрет изменять без разрешения государства форму и направления использования земель;

б) обязанность осуществлять мероприятия по сохранению плодородия почв, соблюдать требования севооборота.

Не предусматривать ограничений на размер земельных участков, находящихся в частной собственности, если они приобретены у государства, поскольку иначе оказались бы поставленными под сомнение результаты приватизации земельных участков и создание новых частных хозяйств корпоративного типа на базе бывших КСП.

Ввести ограничения на увеличение размера земельных участков, которые находятся в частной собственности, определив предельную его величину в 100 га (за исключением случая приобретения дополнительных земельных участков у государства) — сроком на пять лет после принятия новой редакции Земельного кодекса Украины. Это даст возможность ограничить перераспределение земельной собственности на период создания необходимой законодательной базы и развитой инфраструктуры рынка земли.

Через пять лет после принятия новой редакции Земельного кодекса Украины снять запрет для иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков – при условии, что их размер во владении одного лица не будет превышать 100 га или другого размера, установленного законом для этой категории собственников. Сохранение этих ограничений диктуется необходимостью выравнивания условий доступа к земельным ресурсам со стороны юридических и физических лиц всех форм собственности в условиях, когда иностранные юридические и физические лица имеют значительно больше финансовых возможностей для покупки земли. Особого внимания при этом требуют меры по предотвращению заключения фиктивных (притворных) сделок относительно земельных участков.

В течение 2001—2004 годов необходимо завершить процесс юридического и технического оформления землевладений и землепользований всех типов, урегулировать и юридически оформить права собственности крестьян на имущество — с финансированием этих мероприятий отдельной статьей госбюджета и за счет привлечения средств международных организаций.

Следует срочно устранить нарушения земельного законодательства, допущенные при проведении паевания земель, в особенности относительно права на получение земельного и имущественного пая, незаконного присвоения земли и имущества, неправильного оформления соглашений о приобретении или передаче собственности на земельную часть (пай). Так, исполнительный директор Союза собственников земли В.Ананьев в своем выступлении на заседании «круглого стола» заявил, что «крестьяне отстранены от реформы, все присваивается бывшими директорами», и призвал «прекратить вакханалию» с выдачей государственных актов на право собственности на землю.

Регулирование организационно-правовых форм хозяйствования и хозяйственных отношений

В течение 2001—2004 годов сформировать на основе новых редакций Гражданского и Земельного кодексов Украины целостную правовую базу рыночного хозяйствования на селе. Она должна включать новый закон Украины «О частных сельскохозяйственных предприятиях» (вместо устаревшего закона Украины «О коллективном сельскохозяйственном предприятии»), а также закон Украины «О личном подсобном хозяйстве граждан».

Следует четче определить в законе права и обязанности арендодателей и арендаторов земли, установить экономически обоснованный и дифференцированный, в зависимости от месторасположения и качества (плодородия) земли, размер арендной платы в 1—10% (вместо нынешнего минимального 1%).

Важно разработать комплекс мероприятий по восстановлению кооперации на селе путем стимулирования развития сельскохозяйственных кооперативов, в т.ч. производственных. В этой связи актуальным является предложение академика НАН Украины А.Онищенко о необходимости четкого закрепления в законе права «совместной долевой собственности».

Включение земли в экономический оборот

На протяжении 2001—2004 годов нужно принять законы Украины «О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество», «О государственном земельном кадастре», «Об оценке земель», «Об ипотеке», «Об охране земель», «О землеустройстве», «О размежевании земель государственной и коммунальной собственности».

Кабинет министров Украины с привлечением коммерческих банков, ведущих фирм-операторов аграрного рынка мог бы создать Земельную биржу Украины — закрытое акционерное общество, в котором контрольный пакет (50% плюс одна акция) был бы закреплен сроком на 10 лет в собственности государства. В течение пяти лет все соглашения купли-продажи земельных участков следовало бы осуществлять исключительно через Земельную биржу Украины, а все другие соглашения относительно отчуждения имущества подлежали бы обязательной регистрации на бирже. Внедрение такого механизма на начальном этапе создания земельного рынка позволит осуществлять операции под эффективным контролем государства. В этом плане следует, видимо, учесть предупреждение профессора Л. Шепотько об опасности создания крупных латифундий.

Вообще, этот пункт вызвал горячие споры на «круглом столе»: если Ю.Лупенко, заместитель руководителя Главного управления по вопросам экономической политики администрации Президента, говорил о том, что «частная собственность без продажи земли невозможна», то Н.Витренко — о том, что «идею продажи земли поддерживают только «запроданці».

Интенсификация развития инфраструктуры аграрного рынка

На протяжении 2001 года разработать и принять закон Украины «О регулировании деятельности аграрных рынков», в котором отразить специфику функционирования аграрных бирж, внебиржевых аграрных и продовольственных рынков; предусмотреть механизмы интервенции государства в рыночные операции с целью стабилизации цен и обеспечения надлежащего уровня товарного предложения.

Министерству аграрной политики Украины следует обеспечить непрерывность мониторинга цен и конъюнктуры аграрного рынка. Но эту цель можно реализовать только при условии значительного расширения и укомплектования опытными кадрами профильных департаментов министерства, выделения им средств на модернизацию информационно-аналитических систем, обеспечение связи с международными информационными системами.

Интересное предложение высказал на «круглом столе» народный депутат И. Юхновский — создать торгово-кредитную корпорацию, которая бы специализировалась на торговле товарами для нужд села. С другой стороны, председатель Государственного агентства по управлению государственным материальным резервом Е.Червоненко видит перспективу в выполнении руководимой им структурой роли «материально-технического банка». А генеральный директор Центра аграрных реформ Л. Молдован обосновала идею создания маркетинговых каналов, принадлежащих самим производителям.

Повышение конкурентоспособности аграрного производства

Следует разработать программу создания в различных регионах Украины сельскохозяйственных технополисов и инновационных центров, в т.ч. с привлечением иностранного капитала.

Стимулирование производства конкурентоспособной отечественной сельскохозяйственной техники может осуществляться, в частности, путем:

а) гармонизации национальных стандартов в этой области со стандартами ведущих стран-экспортеров сельскохозяйственной техники;

б) разработки и реализации межгосударственных программ кооперации ее производства с Россией, США, странами ЕС;

в) выделения в Государственном бюджете Украины целевым порядком средств на компенсацию части кредитных ставок коммерческих банков по кредитам, которые привлекаются предприятиями-производителями сельскохозяйственной продукции для освоения производства новейших образцов техники.

Следует принять меры по сдерживанию роста затрат и цен в АПК, в частности, за счет создания Государственным агентством по управлению материальным государственным резервом достаточных «буферных» запасов ГСМ и агрохимикатов, которые в случае необходимости могли бы предлагаться на рынке для стабилизации цен.

В течение пяти ближайших лет необходимо гармонизировать национальные стандарты сельскохозяйственной продукции (в частности плодоовощной) с европейскими, что создаст предпосылки для выхода с ней на европейские рынки.

Для стимулирования инвестиций в АПК следует ввести сроком на пять лет нулевую ставку НДС на товары инвестиционного назначения для нужд АПК, при условии их освоения в производстве в нормативные сроки, предусмотренные действующими в Украине нормами или заключенными импортными контрактами.

Формирование эффективной системы поддержки национального аграрного производителя, совместимой с принципами ВТО и ЕС

С этой целью можно ввести льготное налогообложение части дохода коммерческих банков, пропорционально части кредитных ресурсов, которые выделяются ими на кредитование сельхозпроизводства.

Для развития долгосрочного ипотечного кредитования Кабинету министров Украины следует создать Государственный департамент гарантирования кредитов сельскому хозяйству.

Принятие в перспективе закона Украины «О страховании коммерческих и некоммерческих рисков в сельском хозяйстве» имело бы важное значение в плане четкого определения основных видов рисков, которые подлежат страхованию, форм и механизмов государственного регулирования страховых операций, гарантий выплаты страховых сумм.

С целью страхования аграрных рисков Кабинету министров Украины в течение 2002 года следовало бы создать с участием государства специализированную акционерную компанию.

Начиная с 2005 года необходимо ликвидировать скрытые субсидии сельскому хозяйству (предоставляемые через налоговые и кредитные льготы) и перейти к системе открытых прямых бюджетных субсидий — преимущественно на стадиях, предшествующих рыночной конкуренции: научно-технологические разработки, внедрение новых продуктов, мероприятия по повышению качества продукции и т.п.

Экологизация землепользования

В течение 2001—2002 годов нужно принять закон Украины «Об охране земель и плодородия почв», в котором определить: (а) базовые экологические требования в условиях частного землепользования и частных форм хозяйствования; (б) механизмы ответственности арендаторов за сохранение плодородия земель; (в) ограничения относительно использования земель под культурами, истощающими землю; (г) стандарты севооборота и механизм стимулирования их соблюдения.

Необходимо увеличить затраты Государственного бюджета Украины на охрану и воспроизводство плодородия земель — с нынешних 0,023 до не менее 0,1% его расходной части. Разработать мероприятия по развитию и внедрению технологий рационального и экологически безопасного землепользования путем принятия и реализации соответствующей государственной программы.

В течение 2001—2004 годов выкупить у частных собственников часть земельных участков, которые подверглись сильной эрозии и являются малоплодородными, вывести их из состава пахотных земель, провести рекультивацию.

Обеспечение социальной направленности преобразований в АПК

В 2001—2002 годах для решения всего комплекса социальных вопросов разработать Государственную программу социального развития села на период до 2015 года. На общегосударственном и местном уровнях в течение 2001—2003 годов с целью предотвращения безработицы на селе принять программы создания новых рабочих мест, трудоустройства и переквалификации.

Уже в ближайший год следует увеличить затраты госбюджета на развитие социальной сферы села — с нынешних 1,1 до 10% ассигнований на потребности АПК; целевое финансирование развития инфраструктуры села определять отдельной строкой в соответствующих статьях бюджета.

Министерству образования и науки Украины в 2001—2002 годах разработать Государственную программу повышения уровня образования в сельской местности, предусмотрев, в частности, создание в сельскохозяйственных регионах филиалов и отделений ведущих высших учебных заведений Украины, разработку новых учебных курсов по дефицитным специальностям.

Стимулирование аграрного производства, повышение уровня продовольственной безопасности Украины

До конца 2002 года разработать и принять Концепцию продовольственной безопасности Украины, в которой, в частности, определить основные критерии ее соблюдения, механизмы обеспечения, порядок действий государственных органов в чрезвычайных условиях, угрожающих продовольственной безопасности.

В течение 2001—2002 годов усилить государственное регулирование структурных изменений в АПК с целью перераспределения доходов, получаемых в высокорентабельных областях, в пользу тех, которые требуют значительных инвестиций (животноводство, льноводство, свекловодство и пр.). С этой целью создать государственный Фонд структурного регулирования сельского хозяйства, предусмотреть, что его средства формируются за счет дополнительного налога на высокорентабельные виды сельскохозяйственного производства, а расходуются исключительно на предоставление субсидий убыточным и низкорентабельным областям.

Создание благоприятных внешних условий для развития АПК

Министерству экономики Украины, Министерству аграрной политики Украины в течение 2001—2002 годов разработать программу мероприятий, направленных на восстановление утраченных рынков сбыта продукции АПК в странах СНГ (прежде всего рынка сахара), на освоение новых рынков, исходя из приоритетности экспорта продукции с повышенным уровнем обработки.

Принять обязательство ликвидировать до 2004 года ограничения импорта, несовместимые с нормами ГАТТ/ВТО, — путем внедрения соответствующих изменений в закон Украины «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции».

Следует безотлагательно разработать программу действий по взаимосогласованной адаптации законодательства Украины, регулирующего аграрную сферу, к требованиям единого аграрного рынка ЕС и соглашения о создании единого аграрного рынка государств — членов СНГ.

Подготовить и обеспечить на протяжении 2001—2002 годов вступление Украины в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (FAO). Это даст возможность получать помощь от специалистов этой организации в вопросах развития аграрного сектора экономики.

По мнению экспертов УЦЭПИ, комплексная реализация изложенных предложений будет содействовать повышению результативности аграрной реформы в Украине.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме