Через три года украинские антикоррупционные органы улучшили свои показатели способности, управления и взаимодействия. О чем говорится в результатах исследования Transparency International Ukraine, проведенного при поддержке проекта USAID «Поддержка организаций-лидеров по противодействию коррупции в Украине «ВзаємоДія».
Исследование охватывает период с августа 2020 года по июнь 2023 года с отдельными событиями после этого периода. В частности, антикоррупционные органы оценивали по 5-балльной шкале, где 5 – это максимально высокий балл, а 1 – минимальный.
«Так, согласно результатам, антикоррупционные органы улучшили свой средний общий балл из предыдущего исследования 2020 года на пол балла - с 3,4 до 3,9», - говорится в исследовании.
В частности, антикоррупционные органы получили следующие оценки:
- Высший антикорсуд – 4,6 балла (в 2020 году – 4,0 балла);
- Специализированная антикорпрокуратура – 3,5 балла (в 2020 году – 3,3 балла);
- Национальное антикорбюро – 4,3 балла (в 2020 году – 3,6 балла);
- Нацагентство по вопросам противодействия коррупции – 3,7 балла (в 2020 году – 3,3; в оценке 2021 года – 3,6 балла);
- Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА) – 3,4 балла (в 2020 году – 3,0 балла).
В TI добавили, что в исследовании 2020 года дали антикоррупционным органам 103 совета. С тех пор они выполнили 23, частично выполнили – 36, совсем не выполнили – 41. На этот раз антикоррупционным органам также дали советы.
В частности, ВАКС рекомендовали:
- расширить судейский корпус Высшего антикорсуда и пропорционально увеличить аппарат в первую очередь патронатную службу суда;
- разработать и принять законодательную базу по противодействию злоупотреблению процессуальными правами среди участников уголовного производства;
- принять законодательную базу, чтобы судьи ВАКС единолично могли рассматривать дела определенной категории;
- обеспечить надлежащее финансирование текущих потребностей ВАКС, конкурентной заработной платы и судейского вознаграждения;
- выделить помещение для Апелляционной палаты ВАКС и передать в постоянное управление суда.
САП получила следующие рекомендации:
- изменить организационно правовой статус Специализированной антикорпрокуратуры;
- изменить законодательство об установлении взаимозависимости предельной численности прокуроров САП и детективов НАБУ и судей ВАКС;
- ввести систему оценки эффективности работы прокуроров, включая прокуроров САП. Выработать заранее определенные критерии результативности работы САП и каждого прокурора в связи со всеми стадиями уголовного производства;
- разработать и принять собственную коммуникационную стратегию САП, а также приложить усилия к развитию англоязычных площадок коммуникации;
- предусмотреть возможность проведения независимого аудита САП – отдельно от Офиса генпрокурора.
НАБУ дали следующие рекомендации:
- отнести экспертную службу НАБУ в число государственных специализированных учреждений;
- выделить бюджетное финансирование на создание и техническое обустройство экспертной службы НАБУ, создать такую службу;
- разработать и согласовать технические требования и решения по автономному прослушиванию НАБУ;
- определить критерии и методику внешнего аудита деятельности Бюро;
- установить критерии оценки эффективности проверок на добродетель и мониторинг образа жизни работников НАБУ, а также проверки данных по обращениям физических и юридических лиц.
Рекомендации НАПК следующие:
- согласовать штатную структуру органа с законодательством;
- изменить методику и критерии независимого аудита НАПК;
- обнародовать на сайте проекты и принятые документы, проводить публичные консультации перед их принятием;
- увеличить предельную численность аппарата НАПК и бюджет для создания его территориальных органов;
- провести прозрачные и открытые конкурсы на вакантные должности.
Также рекомендации получило АРМА :
- обеспечить достаточный уровень финансирования АРМА в госбюджете;
- привлекать АРМА к обсуждению в уголовных производствах перед возможным арестом и передачей активов в управление;
- определить более широкий перечень данных для публичного доступа в Едином реестре арестованных активов и качественно наполнять его;
- обеспечить надлежащую нормативную базу для проведения внешнего аудита АРМА;
- наладить взаимодействие с медиа и гражданским обществом. Разработать и принять коммуникационную стратегию органа и контролировать его выполнение.
Отчет внешней независимой оценки эффективности деятельности Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) — это прецедент. 217 страниц подробного разбора полетов руководителя и команды ключевого звена всего антикоррупционного блока. Под лупой международной комиссии - 2020-2021 годы деятельности НАПК во главе с Александром Новиковым. Читайте, вдумывайтесь, делайте выводы! Все карты раскрыты. К сожалению, ликвидация «феодальной раздробленности» когда-то коллегиального НАПК не гарантировала защиту институции от «царька», оглохшего от звука медных труб. Подменивший цели и задачи института лояльностью к власти. Что абсолютно беспристрастно и зафиксировали аудиторы. Подробности в материале «Итоги внешнего аудита НАПК: стратегический провал институции или Новикова?» раскрывает редактор отдела политики Инна Ведерникова.