Взяточничество – это всегда «танец вдвоем». Поэтому казалось бы, что тех, кого привлекли к ответственности за дачу взятки и тех, кто ее взял, должно быть одинаковым. Или же количество первых может быть меньше — учитывая предусмотренную законом возможность освобождения от уголовной ответственности «дающих» (см. часть 5 статьи 354 УК). Однако, на самом деле выходит совсем другая ситуация, пишет эксперт Центра политико-правовых реформ и Реанимационного Пакета Реформ Николай Хавронюк в статье для ZN.UA «Цифры (НЕ) врут, или борьба с коррупцией по данным статистики».
«На самом же деле наоборот: в 2022 году за предоставление неправомерной выгоды осужден 851 человек, в то же время за получение — только 65. Это, очевидно, связано с тем, что показатели «борьбы» проще обеспечивать через видеофиксацию, в частности полицейскими и таможенниками, фактов предложения неправомерной выгоды, чем сложными способами извлекать доказательства преступной деятельности взяточников на должностях», - отметил автор.
По словам Хавронюка, не может не удивлять тот факт, что из 64 человек, в отношении которых суды выносили решение по статье 364 УК (злоупотребление властью или служебным положением), в отношении 57 были приняты постановления о закрытии уголовного производства. Еще в отношении четырех судьи вынесли оправдательные приговоры, и только в отношении трех — обвинительные (менее 5%; в отношении лиц, в отношении которых выносили решение по статье 185 (кража), обвинительных приговоров гораздо больше — 71%).
Похожий порядок цифр – и по некоторым другим статьям УК. В частности:
- статья 364-1 (злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права): из 20 судебных решений 11 - о закрытии уголовного производства; одно – оправдательный приговор; восемь – обвинительные приговоры;
- статья 368 (получение неправомерной выгоды должностным лицом): из 140 судебных решений 57 - о закрытии уголовного производства; 18 - оправдательные приговоры; 65 - обвинительные приговоры;
- статья 369-2 (злоупотребление влиянием): из 131 судебных решений 40 - о закрытии уголовного производства; четыре - оправдательные приговоры; 87 - обвинительные приговоры;
- статья 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением): из 359 судебных решений 151 - о закрытии уголовного производства; семь – оправдательные приговоры; 201 - обвинительные приговоры.
А по статьям 210 (нецелевое использование бюджетных средств) и 368-5 (незаконное обогащение) - ни одного обвинительного акта и судебного решения.
«Тишина и благодать. Хотя трудно поверить, что средства бюджетов всех уровней используются сугубо по целевому назначению, а ни один функционер незаконно не обогатился. Действительно трудно, поскольку в 2022 году в правоохранительные органы для возбуждения уголовных производств только Государственная аудиторская служба Украины передала 1228 материалов, а Счетная палата Украины — еще 15», - подытожил Хавронюк.
Ответственность за борьбу с коррупцией лежит не только в Национальном антикорбюро, Специализированной антикорпрокуратуре и Высшем антикоррупционном суде, но и в Нацполиции, Государственном бюро расследований и других судах и прокуратурах. Однако из-за сосредоточенности НАБУ, САП и ВАКС на делах топкоррупционеров, вне внимания общества, государства и международных партнеров остаются другие правоохранительные органы.