"Слуги" Зеленского предлагают "улучшить" антикоррупционное законодательство, ослабив ответственность за коррупцию

Поделиться
Законопроект, среди инициаторов которого более 80 депутатов "Слуги народа", обсудят на заседании комитета в ближайшее время.  

В Верховной Раде Украины зарегистрировали законопроект №13271-1 об изменениях в уголовный и административный кодексы, в случае внесения которых чиновники смогут избегать ответственности за коррупционные правонарушения после увольнения с должности.

Как отмечает Центр противодействия коррупции, инициаторами законопроекта являются более 90 народных депутатов, из которых не менее 82 принадлежат к президентской фракции "Слуга народа", такие как Александр Ткаченко (главный автор), Максим Бужанский, Юрий Камельчук, Павел Халимон, Игорь Фрис, Георгий Мазурашу и другие. А также в перечень входят несколько представителей бывшей "ОПЗЖ", в том числе Григорий Мамка и Антонина Славицкая. При этом многие из авторов законопроекта являются фигурантами антикоррупционных расследований правоохранительных органов или журналистов.

Законопроект внесли как альтернативный к предложению депутата от "Батькивщины" Сергея Власенко, который существенно уменьшает возможности для привлечения чиновников к ответственности. Так, законопроект демонтирует эффективный контроль за декларированием, незаконным обогащением и ответственностью чиновников.

Согласно пояснительной записке к законопроекту он должен "повысить доверие граждан к антикоррупционной политике государства". На практике же законопроект предлагает ослабить существующие инструменты предотвращения коррупции, в частности мониторинг образа жизни субъектов декларирования.

В законопроекте предложены следующие изменения:

1. Запрет проверять имущество должностных лиц, приобретенное до или после пребывания на государственной должности. То есть Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции сможет проверять только то имущество и состояние, которое чиновник приобрел за время на должности. Таким образом, любые активы, оформленные до или после пребывания в должности, нельзя будет проверить. В ЦПК предполагают, что таким образом чиновники смогут "декларировать" несуществующие сбережения, чтобы потом оправдывать необоснованные доходы.

Также НАПК не сможет проверить имущество, если декларант оформил его на третьих лиц или пользуется им, не будучи непосредственным владельцем. Такая система в принципе нивелирует мониторинг образа жизни как таковой.

2. Сужение возможностей для гражданской конфискации имущества коррупционеров. Чтобы чиновника можно было наказать за незаконное обогащение, правоохранители должны будут доказать, что стоимость его имущества значительно превышает его официальные доходы. И хотя законопроект предлагает снизить предел, после которого наступает уголовная ответственность, до 8,3 млн грн или 2750 прожиточных минимумов (сейчас это 9,8 млн грн или 6500 необлагаемых минимумов), сейчас незаконно приобретенное имущество на меньшую сумму можно конфисковать путем гражданской конфискации.

3. Сужение полномочий НАБУ. Депутаты предлагают сузить подследственность бюро делами о коррупции, где речь идет о крупных суммах:

  • для коррупционных преступлений - от примерно 3 млн грн (1000 прожиточных минимумов, вместо 1,5 млн (500 прожиточных минимумов сейчас));
  • для других служебных преступлений - от примерно 9 млн грн (3000 прожиточных минимумов). Сейчас речь идет о примерно 6 млн грн (2000 прожиточных минимумов);
  • дела о лжи в декларациях - только если сумма превышает 6 млн грн (2000 прожиточных минимумов).

В таком случае расследование "меньшей" коррупции будет вести подконтрольное Офису президента Государственное бюро расследований.

4. Повышение порогов для наказания за ложь в декларациях:

  • Административная ответственность - если ложь превышает 150 прожиточных минимумов, это 454 тыс. грн. Сейчас законодастрво предусматривает ответственность от 100 прожиточных минимумов - 302 тыс. грн.
  • Уголовная ответственность - если сумма превышает 750 прожиточных минимумов - 2,27 млн грн. В действующем законе это от 500 прожиточных минимумов, то есть 1,51 млн грн.

В ЦПК отмечают, что законопроекты №13271, №13271-1 и №13271-2 Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности под руководством "слуги" Сергея Ионушаса планирует рассмотреть уже в ближайшее время. При этом рабочая группа комитета уже одобрительно отозвалась на предложенные изменения.

Кейс Романа Насирова показал, что пока украинские воины защищают государство на фронте, некоторые топ-коррупционеры превращают военную службу в инструмент избежания правосудия.Старший юридический советник Transparency International Ukraine Павел Демчук в статье "Как закрыть лазейки для обвиняемых в топ-коррупции" размышляет, почему в 2025 году обвиняемые чиновники все еще пользуются "правовыми зонтиками" и что нужно изменить, чтобы мобилизация, сроки давности и процессуальные манипуляции перестали быть индульгенцией, освобождающей от ответственности

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме