UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жизнь продолжается

Национальная безопасность после Вильнюса

Автор: Сергей Немырыч

За ночь в нашем положении, в положении всей русской армии, я бы сказал, в государственном положении Украины произошли резкие и внезапные изменения...

М.Булгаков. "Белая гвардия"

Решение об отказе от подписания Соглашения об ассоциации Украины и ЕС относится к разряду стратегических. Конечно, на уровне деклараций евроинтеграционный курс будет пока продолжен. Официально речь лишь о паузе, развернуть страну на 180 градусов в одночасье сложно. Но многие и в Украине, и в Европе, и в США, и в России осознают, что произошло нечто большее, а именно глубокий кризис украинской внешнеполитической стратегии. Вильнюс-2013, как и Бухарест-2008 останутся в памяти как серьезные внешнеполитические поражения Украины, и что при этом чрезвычайно важно, значимые успехи путинской РФ. Такая вот игра с нулевой суммой получается.

В ноябре 2013 года в истории украинской внешней политики, возможно, дописывается глава, начатая еще в 1993 году при президенте Л.Кравчуке. Именно тогда Верховная Рада 1-го созыва приняла Основы внешней политики Украины, зафиксировавшие курс на европейскую интеграцию. Президенты Л.Кучма и В.Ющенко в силу своих способностей и возможностей более или менее последовательно реализовывали этот стратегический вектор. Президент В.Янукович совершил почти невозможное. Он подошел на расстояние протянутой руки к созданию политической ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС. А затем не выдержал давления россиян...

История с подготовкой Соглашения об ассоциации с ЕС выявила все достоинства и ограничения евроинтеграции как политико-экономического проекта украинской элиты. Евромайдан доказал - этот проект может стать проектом украинского народа. Произойдет ли это - будущее покажет.

Не вдаваясь в анализ ситуации, отметим лишь ее основные моменты. Подорвано доверие европейцев и американцев к украинскому руководству и его предсказуемой и последовательной политике - таких кульбитов не прощают. И отмена визита госсекретаря США Дж.Керри только первый звоночек.

Уже в ближайшие месяцы руководство страны имеет все перспективы осознать, что такое международная изоляция. Один пример: сегодня введение санкций в стиле списка Магнитского уже не стоит отбрасывать как невозможную опцию.

Кремль подтвердил высокую действенность своих инструментов воспитания СНГовских элит. И что даже более важно, прекрасное понимание их психологии. На свете есть только деньги, а все остальное на самом деле неважно - кто как не хозяева Кремля понимают всю глубину элитных постсоветских натур. К сожалению или к счастью, для самих же россиян имперское величие России не пустой звук.

Конечно, в стратегической перспективе достигнутый успех для РФ достаточно эфемерен и скорее всего со временем обернется новыми проблемами. По мудрым словам российского аналитика Дм.Лукьянова, выигран раунд, а не игра. Украинцам доходчиво растолкуют, что в срыве евроинтеграции-броска в рай виновата Россия. Градус же антироссийских настроений в нашей стране и так уже достаточно высок. И его скачок может стать реальной проблемой.

На сегодня же неоспоримым фактом является только то, что выход Украины из российской зоны влияния приостановился. Наша страна прочно зависла в серой зоне безопасности между ЕС/НАТО - с одной стороны и Россией со товарищи - с другой, то есть между двумя блоками с различными нормативно-ценностными системами. Отсутствие действенных гарантий безопасности в сочетании со слабым государством существенно повышает риски для национальной безопасности.

Организованная преступность и коррупция, проникшие на все этажи украинской государственной машины, - самая очевидная опасность. Проблема не в том, что через территорию страны идут потоки нелегальной миграции (справедливости ради отметим, пока достаточно небольшие), и даже не в растущем транзите и потреблении в самой Украине наркотиков, хотя с этим дело значительно серьезнее. Далеко не новость для экспертов и то, что Украину иногда используют как временное пристанище представители экстремистских и даже террористических организаций, в том числе с Ближнего Востока. Да и информация, что открытые северные и восточные границы не самая надежная преграда на пути опасных элементов, в том числе с Кавказа и из Центральной Азии, имеет не бог весть какую новизну.

Хуже, что в условиях геополитической неопределенности основной задачей для Украины становится не развитие, а выживание. И важнейшее направление борьбы за это выживание - усиление государства. Увы, маловероятно, что в нашей стране будут развиваться демократические институции. С демократами и либералами в государстве как-то не сложилось. Намного вероятнее усиление авторитарных тенденций, причем вне зависимости от фамилий президента и премьера, а также их партийных знамен.

Фон для закручивания гаек - внутриполитическая нестабильность. Население столицы и западно-центрального региона уже научилось выражать свою волю на улицах. Восток и юг, вероятно, подтянутся. Впрочем, это тема отдельного разговора, мы же отметим, что складывающаяся ситуация - питательный бульон для разнообразных политических авантюристов-популистов.

События августа 2013 года, когда Россия протестировала один из инструментов торговой войны, продемонстрировали потенциал угроз экономической стабильности, а с другой стороны - неспособность государства адекватно реагировать. Наряду с газовыми войнами 2006 и 2009 годов эти события показали, что экономика и энергетика были и остаются ахиллесовой пятой украинской безопасности.

"Внешнеполитическое одиночество" Украины, а серая зона означает именно изолированность от общеевропейских и во многом - мировых процессов, ограничение способности влиять на международное развитие существенно усложняет реагирование на экологические и техногенные угрозы. Сложнейшая проблема климатических изменений - также вызов, на который Киев не способен ответить самостоятельно.

Впрочем, хотя перечисление угроз и необходимо, однако далеко не достаточно. Намного важнее анализ возможных путей реагирования на эти угрозы и прогноз. Прежде всего отметим, что Российская Федерация не способна, да и, в общем-то, не очень хочет брать на себя ответственность за безопасность Украины. Своего рода безответственная империя, не так ли?

Доказательство тому - Харьковский казус, который, несмотря на множественные, порой апокалипсические, прогнозы, оказался достаточно изолированным событием, а не началом большого пути. Хотя решение 21 ноября 2013 года и более значимо, однако и его важность с точки зрения безопасности все же не следует переоценивать. Формально ведь ничего не изменилось.

Украина, а точнее ее экономические (особенно остатки советского ВПК и сельское хозяйство), демографические (45 миллионов населения) и, что немаловажно, идеологические ресурсы (Киев - мать городов русских), весьма нужна Кремлю.

Политика принуждения к братству не только будет продолжена, но и еще больше интенсифицируется. Стратегия работает, объект поддается, так в чем же дело? Надо дожимать. И надеяться на разворот российской политики как плату за отказ от ассоциации с ЕС - весьма наивно. Доверия к "неомазепинцам" как не было, так и не будет. Ставки как росли, так и будут расти. И вступление в Таможенный союз только промежуточная цель в этой игре.

И хотя противостоять давлению РФ будет сложнее, чем раньше, мощные факторы, ограничивающие перспективы украинского движения в российском направлении никуда не исчезли. Украинские элиты как не желали, так и не желают делиться своими ресурсами, общественные настроения в Западной и Центральной Украине были и остаются далеко не прокремлевскими, да и реальная ограниченность российских возможностей никуда не пропала. Неспособность России окончательно подчинить куда более податливую и существенно меньшую Беларусь - факт общеизвестный.

Украине следует искать более эффективную форму отношений с Россией. Сделать это без поддержки Запада будет сложно, однако пытаться необходимо. Новый формат должен исключать любые отсылки к "братству", иными словами платить и полную цену надо за все и всем, а не только населению. Украина должна обрести подлинную независимость, а сделать это невозможно без учета и удовлетворения законных интересов России. И договариваться с Таможенным союзом придется, невзирая на чьи-то желания. Напомним, что в его составе еще и Казахстан и Беларусь.

Ключевая задача для Украины - формирование нового баланса сил России и Запада, выстраивание адекватных форматов взаимоотношений ЕС и США с Украиной. Массовая и наглядная поддержка жителями крупных городов, прежде всего Киева, евроинтеграции упрощает задачу балансировки. Однако только упрощает, а не решает. Отметим тут как успешный пример выстраивания балансов эффективное взаимодействие с американцами в энергетической сфере. Хартия о стратегическом партнерстве США–Украина 2008 года может работать, если захотеть, конечно.

В который раз подчеркнем, НАТО - это не агрессивный империалистический блок, и не чаша Грааля, а эффективный инструмент защиты национальных интересов. Тем более, что у нас есть годичная национальная программа - гибкий и при правильном использовании весьма действенный формат. Политика внеблоковости в том виде, как она была сформулирована в 2010 году, сыграла свою в целом положительную роль и должна быть переформулирована. Естественно, речь не идет об отказе от нее, однако целесообразно предусмотреть более активное практическое сотрудничество и с НАТО, и с Общей европейской политикой безопасности и обороны.

Следует научиться эффективно использовать инструменты, которые предоставляет членство в международных организациях, таких как ВТО, ООН, да и СНГ.

К тому же и необходимость подписать соглашение с ЕС после завершения действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, как уже отмечалось, не снята с повестки дня. Причем соглашение двухстороннее, на чем справедливо настаивают наши европейские партнеры.

Развитие отношений с Вышеградской четверкой и другими региональными объединениями - естественное направление украинской политики. Ну и, конечно, значение взаимоотношений с европейскими грандами, прежде всего Германией, Францией, Великобританией, да и с Польшей, невозможно переоценить.

Надеемся, что в Вашингтоне и европейских столицах понимают - поиск баланса интересов с РФ важны не только для Киева. Ведь превращение Украины в российского сателлита, кроме всего прочего, означает и появление в Европе новых разделительных линий, чего так боялись европейские и российские дипломаты в последнее двадцатилетие. Для самой же РФ подчинение Украины - это, конечно же, выигрыш В.Путина и его режима. Однако выигрыш собственно для России в этом случае далеко не очевиден. Успех Кремля продлит жизнь существующей общественной модели, что будет означать новое откладывание надежд на полноценную модернизацию, которая необходима России.

Отношения с Китаем, мировой державой "первого класса" - важный ресурс украинской политики. Стратегический диалог с этой великой страной должен быть продолжен. Ключевое же условие для этого - поменьше воровать и больше думать. Совместные проекты с Турцией - это на самом деле возможно. То же верно и по отношению к другим новым центрам силы, в том числе Индии и Бразилии.

Главная же внутренняя задача в сфере национальной безопасности - развитие соответствующих институтов. Серая зона требует инструментов, способных к работе в "сером режиме". Дипломатия и спецслужбы - потенциально наиболее эффективные государственные структуры для этих целей.

Увы, пока именно потенциально. И первая задача состоит в том, что руководству следует осознать возможности и ограничения этих инструментов. А дальше четко определиться с тем, что же ему, руководству то есть, на самом деле необходимо. Какие цели следует достигать в ходе переговоров. Если необходима информация, то какая, а если влияние, то где и на кого. Необходимо научиться, хотя бы на уровне, достигнутом при Л.Кучме, координировать политическую и экономическую активность, в первую очередь за рубежом. Во многом бутафорские сегодня органы стратегического планирования и управления стоит превратить в действующие. И еще очень многое надо.

Но главное, чтобы выжить и в перспективе выйти из "серой зоны" Украине, и в первую очередь ее руководству, надо определиться с видением будущего, причем всей страны, а не только собственным. А также прекратить надувать воздушные шарики интеграционных надежд. В конце концов все зависит от нас, а не от России и даже ЕС со Штатами.