Правительство у нас, похоже, учится делать погоду. Стоило Кабмину в слякотный и холодный вечер минувшей среды решить отдать в ВР проект госбюджета-97, как сразу - прямо с утра в четверг - наступила благодать. В том смысле, что тепло и хорошая погода. Не могли они сделать это в декабре - сколько энергоносителей сэкономила бы страна! Но мы отвлеклись. Итак, имеем честь сообщить в третий раз, что третий по счету проект Государственного бюджета Украины на 1997 год готов и в пятницу те депутаты ВР, кто с утра попадет на заседание, смогут увидеть долгожданный финдокумент.
Не было ни гроша…
…да вдруг алтын, удивляется народная мудрость и мы вместе с ней. Не было ни пакета, ни толком принятых ВР налоговых законов, да вдруг появился бюджет на новой налоговой основе. Так что, кроме погоды, Кабмин умеет делать и другие чудеса, если чувствует в них потребность. По другой версии, никакого чуда тут нет, просто сработал рыночный закон, гласящий, что спрос рождает предложение. На бюджет был предъявлен весьма суровый президентский спрос, он-то и породил предложение госбюджета на суд да дело Верховной Рады…
И какое предложение! Все строго «в рамочках», все, как и планировалось еще в прошлом году. Ну, может, чуть-чуть отредактированное. Так что правительство, пребывающее в полной уверенности, что какой-то из предыдущих проектов бюджета прошел процедуру первого чтения, представляет свое детище на чтение второе.
Предполагается, что реальный ВВП вырастет в нынешнем году на 0,3% и составит 100,4 млрд. грн. Предполагается также, что доходы составят 37,5 млрд. грн., а дефицит не вырвется за пределы 5,8 млрд. Автор долго думала, называть ли народу цифру обменного курса (поскольку предыдущие показатели волнуют в основном правительство и МВФ), и решила ограничиться более загадочными данными. Индекс потребительских цен - 1,25, предельный уровень государственных внешних займов - 4,3 млрд. долл. США, внутренних госзаймов - 9,7 млрд. грн. (из которых около 4,2 млрд. предполагается потратить на погашение зарплатных и прочих долгов).
Дефицит предполагается гасить за счет 3,3 млрд. грн. внутренних и 2,4 млрд. внешних «одолжений». Сверхплановой эмиссии НБУ не предвидится.
Судить, какое отношение имеют к действительности эти (и многие другие) цифры, записанные в проекте, можно будет только после решения МВФ о предоставлении Украине пары миллиардов долларов этих самых внешних «одолжений». По идее, это случится через три-четыре недели после того, как парламент утвердит, а Президент подпишет госбюджет.
Кабмин же, сделавший свое дело, уходить не собирается, а собирается ожидать, что парламент покончит с двумя налоговыми законами и примется за второе чтение бюджета в середине мая. Вот, а теперь о любимом - о тех двух законах и о том, что из этого может получиться.
Где тут у вас база?..
Основной налоговый доход бюджета дает НДС (в первом квартале - 18,1% от запланированного на год, или что-то около 15 млрд. грн.). Кстати, общий объем доходов за первый квартал составил 16% от годового плана, ну да мы сейчас не об этом. Закон об НДС, как известно, парламентом принят. Сложнее с другими. Если налог на прибыль предприятий, принятый во втором чтении, уже можно засчитать в актив (поскольку приняты основные статьи, влияющие на бюджетные доходы), то все остальное…
Знаете, дело даже не в том, как там пойдут дела с налогом на доходы физических лиц и уж тем более (в этом году) - с налогом на недвижимость. Дело в том, что в «базовом» супе чего-то не хватает. А именно: экономической реформы. Налоги-то в конечном счете платятся с неких доходов, прибылей, оборотов («зафиксированных» государством). Так вот, неплохо бы все это как-то получить.
В том смысле, что налоги удобнее и приятнее собирать в бюджет с живой экономики, а не с полуживой. Например, если не решить (и даже не попытаться решить) проблем платежной системы, налоги - что на старой базе, что на новой - собрать будет трудновато. Уже к осени ГНА придется брать не налог, а оброк: сахарком, цементиком и прочими натуральными отечественными продуктами. Налоговая инспекция и с этим, конечно, справится, но вот собесам будет затруднительно выдавать пенсионерам каждый месяц по мешку цемента или килограмму железа…
Между тем ни в парламенте, ни в правительстве о платежном законе (помните, был такой в пакете экономического роста и мы о нем подробно писали) - ни слуху ни духу. И правильно, потому что он мало стоит без другого, недавно поделенного на 63(!), пакетного законопроекта, того самого, где о дерегулятивных мерах, упрощении процедуры лицензирования и регистрации предприятий, сокращении излишних и неэффективных льгот, пенсионной реформе и все такое прочее. Последнего (не «всего такого», а пенсионной реформы) мы вообще не дождемся. Даже в проекте, во всяком случае в этом году.
Между тем именно мероприятия, предусмотренные в «дерегулятивном» проекте, с одной стороны, привели бы к уменьшению и оптимизации расходов бюджета. С другой стороны, отпущенные на волю из государственной «зоны» предприятия почувствовали бы себя лучше, развернулись-раскрутились, получили бы долгожданную денежную прибыль. Глядишь, и налогов бы больше заплатили. С большей-то прибыли. Очень приятный получился бы общий баланс. Все. Словосочетание «если бы» автора решительно утомило (читателя, пожалуй, тоже). А если без «если бы»?
Ну тогда примерно так. Летом принимается бюджет (любой, как и было сказано), соответствующий по записанным в нем макроэкономическим параметрам Меморандуму правительства МВФ. Принимается он на полгода, прошедшее же с начала 97-го засчитывается в нем «как факт». Открывается внешнее финансирование (далеко не только МВФовское). Пожалуй, это - единственный бесспорно приятный результат принятия бюджета. Казалось бы - живи да радуйся, выпускай ОВГЗ, делай займы, плати пенсии и зарплаты.
Хорошо, если так. Дело в том, что до последнего времени выдерживать оговоренные пристойные показатели и правительству, и НБУ удавалось с большим трудом. Кстати, удавалось намного лучше, чем их коллегам из той же России (о чем и было ненавязчиво замечено украинской делегацией на ежегодном собрании ЕБРР в Лондоне). Но это - начало года, как известно, пора для демонстрации хороших манер и хороших цифр самая удачная. И, как ни страшно сказать, достичь хороших цифр при отсутствии бюджета намного легче. Все-таки режим кассового исполнения: пришли доходы, можно делать расходы, причем, надо отдать должное исполнителям, довольно большая часть расходов пошла на социальную сферу.
Но вот принят бюджет, а в нем чего только нет: и госзакупки, и госзаказы, и финансирование приоритетов… Еще и ВР подсобит, примет пару-тройку спецзаконов вроде недавнего «Об остановке спада сельскохозяйственного производства (ну это ж надо, а! - С.Р.) и продовольственном обеспечении страны…», да как попросит Нацбанк «предоставить» миллиардов столько-то. Нацбанк, конечно, вежливо промолчит, но все-таки… В общем, расходов пойдет (может ведь так быть) немеряно. А вот доходов маловато будет.
Платежный кризис ведь мы оставили в покое - он себе там и развивается. Предприятия-то мы оставили под многократным (государственным и не очень) рэкетом. Естественные монополии-то у нас пока на воле (в данном бюджетном случае я имею в виду такую естественную монополию, как жилкоммунхоз). Мораторий-то на приватизацию земли не отменили.
Вот такая, привычная в общем, может получиться картина. Конечно, кто-нибудь (в правительстве?) что-нибудь придумает, кто-то (в Нацбанке?) какие-то дыры залатает. Но надоело же до смерти - может, кроме написания и принятия бюджета еще что-нибудь сделать?