О неординарности происходящего свидетельствовал как состав участников церемонии, включавший высокопоставленных иностранных и отечественных чиновников, бизнесменов, депутатов, так и протокол - с шампанским, цветами, приветствиями, хлебом-солью и суетой довольно многочисленной журналистской братии. Хотя, по большому счету, само событие отнюдь не относилось к разряду выдающихся. В конце концов все свелось к перерезанной красной ленточке на воротах одного из бывших цехов АО «Мотор Cіч». Подремонтированный и подкрашенный корпус переходил в распоряжение совместного украинско-итальянского предприятия «Мотор Січ» - «Iveco».
История создания этого СП насчитывает уже три года переговоров и сотрудничества, год от года все более успешных. Так, на подготовку и подписание контракта украинского АО и дочернего предприятия итальянского концерна «Fiat» понадобился рекордно короткий срок - всего девять месяцев. Соглашение сторон предусматривало создание предприятия по выпуску итальянских силовых агрегатов (двигателей с коробками перемены передач) на базе запорожского предприятия. По условиям контракта, доля «Iveco» составила 60 процентов уставного капитала, «Мотор Січі» - 40. Взнос итальянцев был определен в виде финансовых инвестиций для изготовления необходимой оснастки, приобретения недостающего оборудования и передачи на условиях лицензии технологий и права на производство трех современных дизельных силовых агрегатов. Украинская сторона, исходя из реальных возможностей, могла предложить лишь производственные площади, персонал и часть оборудования.
Согласно разработанной программе, часть продукции предприятия предназначалась для комплектации малотоннажных грузовиков и микроавтобусов фирмы «Iveco», выпуск которых налаживался на аналогичном СП в Кременчуге, на базе автомобильного завода. Силовые агрегаты, невостребованные кременчугским СП, итальянцы намеревались самостоятельно реализовывать за рубежом. И не ввиду отсутствия спроса на них в Украине - зарубежные партнеры не намерены были способствовать укреплению конкурентов хорошими двигателями. Планом на нынешний год предусматривалось освоение сборки 20 тысяч силовых агрегатов и овладение выпуском в Запорожье дизельного двигателя.
Однако... Существенные коррективы в осуществление задуманного начала вносит складывающаяся в Украине экономическая ситуация. Несмотря на подписанный контракт, выпуск машин в Кременчуге не заладился. Помехой оказались не производственные трудности, а причины, связанные со сбытом автомобилей. Спрос на них практически отсутствовал, что, собственно, и неудивительно с учетом цены машин, которая оказалась на 20 процентов выше, чем у завозимых из-за рубежа аналогов. Дело дошло до того, что в общении с украинскими коллегами иностранные партнеры вынуждены были перейти на язык ультиматумов: либо вы убедите свое правительство в необходимости и целесообразности предоставления декларированных ранее льгот для СП, либо, как говорится, развод и девичья фамилия. Это, естественно, накладывало отпечаток и на деятельность запорожского СП.
Совместно с КрАЗом моторостроители подготовили предложения по реанимации закона, изначально предоставлявшего льготы совместным предприятиям на первые пять лет деятельности. Основной смысл этих предложений сводился к тому, что облегчением налогового бремени должны располагать не все без разбора СП, а лишь те, в уставном фонде которых иностранные инвестиции занимают не менее 10 миллионов долларов и располагающие графиком размещения заказов на комплектующие на украинских предприятиях.
Каково мнение по поводу ситуации со льготами для СП у производственников, наверное, догадаться нетрудно. Поэтому, дабы не портить людям праздник, с подобным вопросом я к ним не обращался. Но, воспользовавшись случаем, попросил прокомментировать ситуацию заместителя председателя Комитета по экономической политике и управления народным хозяйством, представителя УСПП в Верховной Раде Александру Кужель.
- Я считаю, что имеющееся решение проблемы льгот для СП - это провокация против собственного государства, которая продемонстрировала неуправляемость исполнительной власти, - говорит Александра Владимировна. - Сейчас, когда зарубежные инвесторы избегают участия в украинской экономике, основной причиной тому является не отсутствие льгот, а нестабильность законодательства. Иностранцев оскорбляет не столько изменение закона, а то, что это вошло в практику и делается постоянно. Поэтому я призываю все СП обращаться в суд - создать прецедент, чтобы у парламентов и правительств навсегда исчезло желание инициировать бесчетное количество законодательных изменений и поправок...
Что ж, предлагаемый депутатом вариант вполне вписывается в рамки здравого смысла. Проблема лишь в том, что пока отечественные предприниматели соберутся с исками да пока появятся судебные решения, у иностранцев может напрочь отпасть желание делать бизнес в Украине. И лишь потенциальная привлекательность возможностей делового сотрудничества удерживает их от полного разрыва контактов. Об этом, в частности, свидетельствует высказывание вице-президента концерна «Fiat» г-на де Палена, открыто заявляющего о желании внедриться на рынок Украины и расценивающего нашу страну в качестве очень важного и выгодного партнера. Это обстоятельство, кстати, подвигает зарубежных партнеров, обычно предпочитающих в угоду дипломатическому этикету не давать прямых оценок, быть более откровенными в выражении своих мыслей.
- На мой взгляд, Украине сейчас остро недостает правительственной поддержки национальных производителей, - говорит руководитель фирмы «Iveco» г-н Боскетти. - Яркий пример тому - существование отдельных нормативных актов, которые фактически наказывают деловую инициативу местных производителей. Но ведь общеизвестно, что помимо создания промышленности, правительство должно заботиться и о востребованности выпускаемой продукции. Конечно, не наше дело указывать правительству, какую политику оно должно проводить, но необходимо учесть тот факт, что мы не можем вкладывать средства в производство при вакууме сбыта.
Сложившаяся экономическая ситуация заставила иностранцев пойти на пересмотр некоторых подходов к деятельности СП. Уже не ставится условие о реализации итальянских силовых агрегатов исключительно фирмам, работающим под патронажем «Iveco». Как сказал г-н Боскетти, «мы будем продавать двигатели нашим конкурентам - тем господам в Крыму, которые делают легкие грузовики». Существенные изменения ожидаются и в структуре СП «Мотор Січ» - «Iveco». В состав закрытого АО намерен войти Европейский банк реконструкции и развития, получив 30 процентов уставного капитала. Итальянская сторона согласна поступиться 20 процентами акций, доля «Мотора» уменьшится до 30 процентов. Вполне возможно, что эти меры подвигнут украинское правительство отнестись к СП с большим вниманием. Тогда в помещении сборочного цеха, пока зияющем пустотой, рабочие смогут приступить к изготовлению дизельных силовых агрегатов, потребность в которых давно и остро испытывает отечественное машиностроение.