Жизнь каждого человека - как личная, так и в области общественной, политической деятельности, - обозначается вехами. Кредо украинца считаю ежедневный кропотливый труд на благо нашей отчизны, построение современного, могущественного государства. И уже нет необходимости доказывать, что это реально. Можно обойтись без громких слов. Такие понятия, как развитие, перестройка, интеграция, реформы, переходный период, вошли в наш быт, и их не обойти, как не обойти событий, которыми ознаменовано наше время, год минувший и наступивший.
Немало ступеней пришлось преодолеть, чтобы 1996 год стал годом финансово-денежной стабилизации, являющейся своеобразным фундаментом для значительных позитивных сдвигов в экономике. Можно с уверенностью сказать, что монетарная политика, которая проводилась в последние годы, реализована. Сама по себе денежно-кредитная политика, осуществляемая Национальным банком Украины, как и банками ведущих государств мира, не оказывает прямого влияния на состояние реального сектора экономики, производства. Но не будет лишним еще раз подчеркнуть, что, регулируя денежное обращение, осуществляя главную функцию банка Украины, а именно - поддержание стабильности и укрепления национальной валюты, а также развивая банковскую систему и финансовые рынки, мы создаем объективные предпосылки, чтобы новая национальная денежная единица заработала для формирования денежных сбережений всеми экономическими агентами с последующей трансформацией их в производственные инвестиции.
Итак, стратегия денежной реформы рассчитана на перспективу и удачное по всем критериям и оценкам ее проведение стало важным этапом создания социально-ориентированной рыночной экономики. Не следует забывать, что начинать приходилось практически с нуля. Ведь с обретением Украиной независимости мы не имели собственной монетарной политики, отсутствовала и сама банковская структура. И прежде чем получить продукт банковской системы - национальные «стабильные деньги», нужно было хорошо подготовить почву макроэкономической стабилизации. Теперь можно говорить уже и о «стабильных ценах». Ни одна страна мира не достигла экономического роста, не добившись прежде финансовой стабилизации.
В наследие от опустошительного советского времени нам досталось почти полное отсутствие энергоносителей: вспомним, газовые месторождения Дашавы были крупнейшими в Европе, их хватило бы нам на сотни лет. Никто не подсчитывал, сколько антрацита - высшего качества угля - было вывезено. Ныне его почти не сыскать. Не счесть разоренных и опустошенных земель.
Проведение так называемой «коллективизации» с дальнейшим «развитием сельского хозяйства», мелиорация и создание морей привели к упадку украинское село. С детства у меня перед глазами встают картины родного села Хоружевки Недригайловского района Сумской области. Они схожи с большинством чудом уцелевших сел Украины. Заброшенные ветряные мельницы или их обломки, которые прежде всего видит приезжий на живописных холмах, за ними - маленький поток, бывший когда-то речкой. Даже во времена российско-царского режима в Хоружевке, где проживало шесть с половиной тысяч сельчан, действовали более 70 ветряных мельниц и хлебопекарня, сеть общественных прудов была заполнена рыбой. Каждую неделю проводились воскресные базары и четыре раза в год - ярмарки. Действовали две церкви, была и больница. А главное - существовала народная культура, создававшаяся столетиями. Напоминают о тех не столь уж далеких временах заброшенные обмелевшие пруды и фундамент церкви, на котором соорудили клуб, да еще кладбище далеко за селом, где на могилах не увидишь табличек или крестов - там похоронены жертвы голодомора 1933-34 годов.
В наследство от СССР нам досталась умирающая экономика с низким производственным потенциалом, финансовая нестабильность. Кризис и инфляция были неминуемы. Глобальный вывод, сделанный с периода 1992 - 1994 годов, состоит в том, что был утрачен основной приоритет - стоимость денежной единицы и стабильность цен. Из-за этого средний украинец потерял все, что имел. Таким образом, нам следует хорошо запомнить этот урок. Не может быть сильной держава, если у нее слабая национальная валюта. А поэтому нам необходимо шаг за шагом решать эту проблему, формируя политику поддержки экономики сильных денег. Ведь от этого зависит судьба «маленького» человека, пенсионера с его ограниченным достатком, крестьянина, который никогда не остается без работы.
В то же время необходимо остановить бесперспективные предприятия и не вкладывать деньги в безнадежно неэффективные. Нужно активизировать структурные преобразования в экономике, наращивать отечественное производство. Завершение денежной реформы придало необходимый толчок для позитивных сдвигов и изменений в нашем обществе.
Препятствием остается кризис платежей, который невозможно преодолеть эмиссией и долгосрочными кредитами, как кое-кто и до сих пор полагает, так же, как и непрерывными забастовками. Ведь сдвинуть поезд с места намного сложнее, чем его затормозить. Мы должны объединить наш народ главнейшей целью - ежедневным трудом ради благополучия дня нынешнего, а не только будущего, как вдалбливали нам в течение последних десятилетий.
Украина может. Она обречена на успех. Наша задача - ей помочь. Гривня должна стать залогом внутренней воли человека, а не просто средством к существованию, а также обеспечить возможности достижения жизненных благ, которыми пользуются в цивилизованном мире.
Более двух лет тому назад, разрабатывая концепцию развития банковской системы и закладывая основы монетарной политики государства, мы изучили опыт 127 стран мира, приобретенный ими в течение трех последних десятилетий в приближенных к нашим условиям. Существует почти линейная зависимость: ни одна страна мира, при произвольной инфляции, то есть при нестабильности цен выше 40%, никогда не имела физического прироста национального продукта. При нестабильных ценах и слабых деньгах экономика не имеет шансов на выживание.
Глобальной победой стало то, что в 1996 году была достигнута ожидаемая финансовая стабилизация, благодаря чему, в частности, появилась возможность сегодня сконцентрировать пока что ограниченные финансовые ресурсы на решении главных задач экономики. Создана также надежная основа для развития инвестиционных проектов. Впервые в истории украинских банков начался прирост финансовых ресурсов не только в абсолютном выражении (этот прирост всегда был), но и в реальных кредитных ресурсах. На протяжении всего 1996 года удерживалась положительная ставка по депозитам.
Комментируя политику регулирования денежной массы 1996 года, хочется подчеркнуть, что Национальный банк работал в этом направлении исключительно в соответствии с программой действий правительства и бюджетом 1996 года. В разделе «Денежно-кредитная политика» определено, что «в ходе осуществления финансовой стабилизации главной задачей денежно-кредитной политики является сдерживание темпов инфляции». Мы приложили все усилия ради достижения этой цели, и не будет преувеличением сказать, что именно монетарная политика, проводимая НБУ, остановила инфляцию.
Уровень девальвации украинских денег в 1996 году - 5,5% - соответствует доктрине социальных паритетов и свидетельствует о стабильности нашей денежной единицы. Уровень этот должным образом оценен - наша валюта не уступает любым деньгам из постсоветских государств, в том числе денежным единицам стран Балтии.
С целью дальнейшего укрепления национальных денег и стабильности цен, дальнейшего развития банковской системы Украины правление НБУ завершило работу над законопроектом «О Национальном банке». мы направили его на рассмотрение в парламент Украины. Он насчитывает 15 разделов, 87 статей, в нем содержатся больные, требующие немедленного решения вопросы, которые в последнее время более всего дискутируются. Это финансовая независимость Нацбанка и независимость в проведении монетарной политики, двухуровневая система управления Банком Украины, а также серьезно усовершенствованная и детализированная надзорная деятельность за коммерческими банками. Таковы четыре основных блока, которым я придаю особое значение.
Органом, который дает освящение политической деятельности банка, то есть определяет главные экономические принципы на очередной год, является совет Банка, состоящий из 14 лиц, назначаемых парламентом и Президентом Украины. В его состав входят, в частности, председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности, председатель комитета Верховной Рады по вопросам бюджета, министр финансов, министр экономики. Совет банка возглавляется председателем банка Украины. В то же время совет директоров банка Украины в соответствии с основными принципами денежно-кредитной политики при помощи соответствующих монетарных инструментов обеспечивает реализацию денежно-кредитной политики, организует выполнение других функций и осуществляет управление деятельностью банка Украины.
Совет банка является исключительно консультативным органом - это залог плодотворной работы в будущем. Ведь он обеспечивает консолидацию стратегии текущего года, сбор информации, мнений различных представителей бизнеса, банковской сферы, политики. Но ни в коем случае не разработку самой стратегии. То есть совет предлагает лишь положения монетарной политики, представляя интересы всех сторон, тем самым предупреждая блокирование чьих-либо предложений. Сами же инструменты реализации принципов монетарной политики, их воплощение в конкретные действия определяет исключительно совет директоров банка.
Казалось бы, все понятно, взвешено, но снова и снова именно эти положения вызывают возражения, так как сугубо экономические принципы путают с политическими амбициями.
Ныне по сравнению с 1995 годом мы наблюдаем рост доверия населения к стабильности национальной валюты. За 1996 год уровень срочных и долгосрочных депозитов населения увеличился на 180%. растут и долгосрочные кредиты. Сейчас речь даже не о суммах. Сформирована тенденция. Главное сегодня - ее сохранить и придать большую динамику этому процессу. От этого зависит создание капитала: если и в дальнейшем поддерживать стабильность гривни, украинец первым, как кредитор, поддержит государство, бюджет, национального производителя.
Наша цель - и в дальнейшем придерживаться политики сильных денег и стабильных цен. Можно без преувеличения утверждать, что при стабильной политике Украина может мобилизовать больше средств от населения и юридических лиц, чем предполагается в бюджете 1997 года. Также потенциальным ресурсом государства, который еще не мобилизован на финансирование нынешних потребностей, являются средства, находящиеся вне банков и на счетах предприятий. Это потенция субъектов хозяйствования. Введение этих средств в оборот может дать эффект, намного превышающий международную помощь.
За минувший год резервы Национального банка возросли на 297 миллионов долларов. Только за последнюю неделю 1996 года валютные резервы увеличились на 13 млн. долларов. Динамика резервов, их состояние и сохранение являются интегральным показателем политики НБУ по отношению к национальным деньгам. Потеря этих резервов будет обозначать искусственность политики.
Дальнейшим шагом в ее совершенствовании стало то, что согласно решению правления Национальный банк ушел с межбанковского рынка. Но это не значит, что в 1997 году Национальный банк утратил свое позитивное присутствие на валютных рынках. НБУ остается глобальным покупателем на межбанковском рынке и на украинской валютной бирже. В конечном счете мы получили практический механизм управления курсообразованием национальных денег.
Подводя итоги, можно сказать, что продолжающаяся реструктуризация валютного рынка Украины дает свои положительные результаты. В 1995 году объем торгов на межбанковской валютной бирже составлял 1,7 млрд. долларов, в 1996 году - 9,1 млрд. долларов. С прошлого года банковская система стабильно присутствует на международном валютном рынке. Против 670 млн. долларов в 1995 году сумма операций на этом рынке составила 2 млрд. 900 млн. долларов. О динамичном развитии валютного рынка свидетельствуют и другие показатели, в частности, по наличному рынку.
Таким образом, Национальный банк Украины создал эскиз развития финансового рынка, позволяющий в 1997 году использовать самые радикальные краски для написания более оптимистичной картины.