Тридцатиминутное выступление премьер-министра Павла Лазаренко на вечернем заседании Верховной Рады 26 декабря знаменовало второе явление налогового пакета депутатам. Тон был не очень характерным для волевого и решительного Павла Ивановича - он с готовностью разделял недовольство депутатов положением дел в экономике, смиренно соглашался с недостатками первоначального варианта государственного бюджета-97, в связи с которым, собственно говоря, и заварилась вся нынешняя законодательная «каша», заверял, что правительство и в мыслях не имело «наезжать» на заслуженные льготы инвалидов, ветеранов, чернобыльцев, что оно не сократит против прошлого года расходы на медицину, образование, науку и прочую социальную сферу. В заключение последовала просьба рассматривать налоговый пакет в комплексе и выражалась готовность к тесному сотрудничеству с каждой депутатской комиссией и фракцией при его прохождении через парламент... Если в этом месте кто-нибудь и ожидал трогательных аплодисментов, то их не последовало.
Итак, официальное возвращение пакета состоялось. За неполный месяц он подрос до 12 документов (два из которых, по утверждению председателя Верховной Рады А.Мороза, все еще не поступили), но схема та же - проекты законов о платежах, о налогах на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество предприятий... Меры по стабилизации народного хозяйства и возобновлению экономического роста, разработчики которых пытались впопыхах совместить несовместимое - механизмы банкротства и пенсионную реформу, ликвидацию льгот и поддержку предпринимательства - нынче разделены на четыре отдельных документа. И уже заранее можно сказать, что очень многое в них депутатам не понравится. В частности, в связи с ожидающимся серьезным «наездом» на социальные завоевания трудящихся, хоть и порядком «отощавшие» за последние годы, но все еще дорогие сердцу большинства народных избранников.
Но об этом позже. Теперь уже в новом году. Так как в четверг парламентарии успели рассмотреть только один «пакетный» документ - об осуществлении платежей на территории Украины и порядке обеспечения налоговых обязательств. И несмотря на массу замечаний и неожиданно появившийся в пакете с ним в некотором роде альтернативный проект, - приняли! В первом чтении. Исключив только одну статью. Еще один - и весьма существенный тезис - разработчики предусмотрительно исключили сами, пойдя навстречу «общественному мнению»: из проекта изъято даже упоминание о том, что «юридические лица имеют право самостоятельно устанавливать сроки платежей по экспортным контрактам».
Честно говоря, не принять проект платежного закона было сложно. Ведь его авторы расписали в статье 7 весьма заманчивый порядок реструктуризации задолженности по налогам и другим платежам, которая тянет в общей сложности на 2,5 млрд. гривен. Причем налоговые долги вместе с пеней, возникшие до 31 декабря 1993 года, списываются вообще (пока, напомним, в первом чтении). Более поздние недоимки - с 1 января 1994-го по 31 декабря 1995-го - погашаются равными частями поквартально в течение 10 лет, начиная уже с будущего января.
Самая свежая задолженность реструктуризируется на пять лет. Правда, здесь случился казус - в тексте проекта речь шла о долгах, возникших с 1 января 1996-го по 31 ноября. Но чутко прислушивавшийся к ходу дебатов премьер сразу же уточнил - имелось в виду 31 октября... То, что задолжали после 31-го, надобно платить. Без всяких скидок и поблажек. Иначе...
А вот что иначе, так и осталось загадкой. Раскритиковав механизм возмещения налоговых недоимок за счет имущества должника, опиравшийся на закон о залоге и предоставлявший немалые полномочия налоговым администрациям, парламент при голосовании и вовсе изъял из проекта соответствующую статью. П.Лазаренко не только не возражал: было обещано, что правительство предложит новый механизм. Будто механизмы можно менять, как перчатки.
Итак, комплексного подхода к решению проблемы налоговых обязательств не получилось. думается, это не единственная неувязочка: если уж решать вопрос о задолженности, то неплохо было бы знать, что будет с долгами иного сорта - бюджетов разных уровней перед предприятиями различных форм собственности. А то как-то нехорошо получается: предприятиям-должникам - реструктуризировать, а бюджетам-должникам - простить...
Впрочем, обо всем этом есть время подумать - до 10 января в проект будут вноситься замечания и предложения. Что в нем после доработки останется - это, конечно, вопрос. Я бы не взялась гарантировать, что уцелеет весьма революционное положение о том, что предприятие может открывать неограниченное количество счетов в одном или нескольких банках, или целый раздел, регулирующий порядок расчетов наличными...
Пока, по-видимому, ни парламент, ни правительство конечным результатом всерьез не озабочены. Главное - приличия соблюдены, политическая воля продемонстрирована, один проект первое чтение прошел. А то, что погоды в налоговом законодательстве он не делает... Да какая в декабре может быть погода?!