ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ: СПЕШИТЬ МЕДЛЕННО УЖЕ НЕКОГДА

30 октября, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 44, 30 октября-6 ноября 1998г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

спешить медленно уже некогда Для жителя бывшего Советского Союза, привыкшего годами стоять в очер...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

спешить медленно уже некогда

Для жителя бывшего Советского Союза, привыкшего годами стоять в очереди на телефон в городской квартире и даже не мечтавшего заиметь такую полезную вещь у себя на даче, современные средства связи кажутся сказочной роскошью. Да и перед лицом залетных иностранцев мы уже не выглядим дремучими дикарями: можем похвастаться не только обогащением нашей лексики новыми понятиями, но даже и практическим знакомством с факсами, пейджерами, модемами, мобильными и спутниковыми телефонами и прочею недавней невидалью. Тем не менее наш отрыв от цивилизованного мира особенно остро ощущается именно в области телекоммуникаций.

Прежде всего о количественных показателях. Даже в самых передовых посткоммунистических странах количество телефонных линий на 100 жителей едва достигает половины показателя, привычного для развитых промышленных стран мира. А ведь к этому прибавляется еще и отставание качественное. Если весь цивилизованный мир уже практически шагнул в эпоху мультимедиа, то для большинства восточноевропейцев этот Рубикон еще только предстоит перейти. И основная сложность здесь скорее уже не техническая, а психологическая. Мало знать о существовании Интернета и даже время от времени умудряться выудить из него полезную информацию или даже оплачивать свои счета при помощи электронных кредитных карточек. Нужны достаточно серьезные изменения менталитета, которые помогут нам работать в оптимальном режиме с использованием последних достижений научно-технического прогресса и с обязательной кооперацией как по горизонтали, так и по вертикали. Очевидно, что одними правительственными постановлениями добиться модернизации системы телекоммуникаций не удастся.

Практически во всех странах первым этапом такой модернизации стало установление в той или иной степени монополии на предоставление соответствующих услуг. Этот начальный этап позволил создать так называемую комфортную зону для развития новых средств телекоммуникаций, что заложило костяк будущей системы. Однако на нынешнем, следующем, этапе именно господство крупных монополистов на восточноевропейском рынке телекоммуникаций создает значительные преграды для его дальнейшего развития.

В условиях экономической и политической нестабильности, характерной для самых первых лет переходного периода, выжить могли лишь крупные транснациональные компании. Однако теперь крупногабаритные ниши рынка уже заняты и «втиснуться» в отдельные пустующие каморки могут лишь юркие компании, обладающие достаточной гибкостью. Но при этом нельзя забывать, что крупные монополии приходили на восточноевропейский рынок чаще всего с требованием предоставления монопольных прав на развитие систем телекоммуникаций на достаточно длительные сроки. Естественно, те страны, которые этот процесс раньше начали, раньше его и закончат. Например, в Венгрии и Чешской Республике срок этих полномочий истекает в 2000 году. А вот Болгария и Румыния, которые только сейчас пускают на свой рынок транснациональные корпорации, ориентируются уже на 2010 год.

Тем не менее срок предоставления таких эксклюзивных прав, по мнению западных специалистов, должен быть значительно сокращен. Естественно, совершенно законным и ни в коем случае не силовым методом. В качестве компенсации за его сокращение компаниям могут быть предложены значительные денежные выплаты, предоставление налоговых льгот или пакеты акций приватизируемых средств телекоммуникации.

Именно приватизация и является самой ответственной стадией в процессе модернизации системы телекоммуникаций. При этом для ее успешного осуществления необходимо обладать немалой толикой рыночного реализма, позволяющего осознать, что, несмотря на тот объективный факт, что средства телекоммуникаций постепенно становятся самым привлекательным объектом для инвестиций, цена, предложенная за приватизируемые объекты, может быть значительно ниже ожидаемой. В этом случае очень важно найти ту золотую середину, которая позволит избежать поспешных и непродуманных решений (в первую очередь имеется в виду решение о снятии объекта с приватизации).

Наиболее наглядный пример успешной приватизации показала Эстония. Еще в 1991 году в стране были проданы пакеты акций двух небольших телекоммуникационных компаний. Тогда это решение вызвало очень много критики: и конкуренции якобы никакой не было вообще, и цену предложили поистине смехотворную, да и вообще, зачем нужно было пускать на собственный рынок заморских акул империализма?

Тем не менее сейчас этот шаг эстонского правительства воспринимается как очень продуманный и необычайно дальновидный. Ведь частично приватизированные компании не только помогли создать необходимую инфраструктуру, но и задали нужный темп, правильное направление и для внутренних операторов, которые приложили максимум усилий для повышения своей конкурентоспособности. Поэтому в этом году в стране уже практически никто не возражает против решения об осуществлении очередного этапа приватизации Estonian Telecom Company и Estonian Mobile Company. А в целом эстонский рынок телекоммуникаций подлежит окончательной либерализации к 1 января 2001 года. К этому сроку, как предполагается, количество телефонных линий на 100 жителей достигнет в стране уже 43 процентов...

В Чехии, например, 27 процентов акций SPT Telecom уже принадлежат швейцарской и шведской компаниям. 60 процентов венгерской Matav - у немецкой Deutsche Telecom и американской Ameritech. В результате количество телефонных линий на 100 жителей в Чехии за два года повысилось с 32 процентов до 43, а в Венгрии вот-вот достигнет 32 процентов.

Следующими на очереди стоят Польша и Болгария. Влияние российского экономического кризиса на их национальные фондовые рынки оказалось гораздо более сильным, чем у соседей, и были опасения, что правительства отложат приватизацию своих телекомов из-за опасения не получить ожидаемых от приватизации сумм. Однако, как показал экономический анализ, именно акции телекоммуникационных компаний остаются наиболее стабильными и наиболее привлекательными в условиях кризиса.

Правительство Польши уже на прошлой неделе приступило к реализации от 15 до 25 процентов акций Telekomunikacija Polska SA, в общей сложности рассчитывая получить за них не менее 1,1 миллиарда долларов. Сама же компания оценивается в 8 миллиардов долларов, и в результате ее акционирования ожидается повысить капитализацию Варшавской фондовой биржи как минимум вдвое. Эта мера сейчас крайне актуальна, так как с января 1998 года индекс польской биржи упал на 26,5 процента. На Лондонскую фондовую биржу акции компании должны будут поступить с 9 ноября с.г.

В Болгарии запланировано реализовать в этом году 51 процент акций Bulgarian Telecommunications Co. Кроме того, компании, предложившей за этот пакет наивысшую цену, будет предоставлена вторая в стране лицензия на мобильные телекоммуникации. Deutsche Morgan Grenfell, который выполняет функции консультанта болгарского правительства по вопросам приватизации, отберет наиболее выгодного покупателя уже к концу 1998 года.

Софийская фондовая биржа, которая и так характеризуется самыми низкими в регионе показателями, потеряла 50 процентов своего индекса по сравнению с пиковым значением, отмеченным в апреле сего года. В процессе приватизации Bulgarian Telecommunications Co ожидается получить не менее 600 миллионов долларов, а акции этой компании, как ожидается, станут самыми привлекательными на болгарском фондовом рынке. При этом именно болгарский вариант специалисты считают более предпочтительным, так как в случае с Польшей отсутствие стратегического инвестора может сыграть на данном этапе резко отрицательную роль.

Особого внимания заслуживает рынок провайдеров Интернета. В странах СНГ только 24 из каждых 10 тыс. жителей имеют доступ к Интернету. В балтийских странах этот показатель составляет 71 человек на 10 000 жителей, а в Восточной Европе - 120. В Германии, например, доступ к Интернету имеют 600 человек на каждые 10 тыс. населения, и этот уровень более чем вдвое ниже, чем в США.

Хотя столь удручающе низкие показатели «интернетизации» предоставляют поистине неограниченные возможности для роста, тем не менее особой радости у провайдеров они почему-то не вызывают. Ведь до «интернетизации» необходимо решить вопрос о всеобщей «компьютеризации», а сделать это намного труднее, чем кое-кто себе представляет. Только у 3 процентов жителей Центральной Европы есть персональный компьютер, а в странах Балтии таких счастливчиков вообще меньше 1 процента. В странах же СНГ этот процент невооруженным глазом вообще неразличим. Как указывают западные аналитики, объясняется подобное отставание относительной дороговизной персональных компьютеров: его стоимость эквивалентна шестимесячной зарплате жителя Восточной Европы. Тем не менее прогресс и в этой области налицо, и все большее количество региональных газет выходят в режиме on-line, а правительственные материалы размещаются на собственных web-страничках.

Рынок телекоммуникаций стран Восточной Европы начинает привлекать западных инвесторов, пожалуй, даже сильнее, чем вожделенные нефть и газ. Тем более что цены на нефть продолжают падать, а на телекоммуникационные услуги - расти. К тому же в условиях финансового кризиса бензина потребляется значительно меньше (как, впрочем, и продуктов питания, и товаров ширпотреба). Зато звонить люди вряд ли будут меньше. Тем более в условиях всеобщей глобализации.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК