ВЛАСТЬ ИЩЕТ ДЕНЬГИ ДЛЯ НАРОДА

28 марта, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 13, 28 марта-4 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

Вот именно - тронулись. - сказал Иа-Иа, - но я тут ни при чем. Б.Заходер. Винни-Пух и все-все-все Как справедливо заметил наш Президент в выступлении по поводу своего ежегодного послания ВР, «дело не в курсе»...

Вот именно - тронулись. - сказал Иа-Иа, - но я тут ни при чем.

Б.Заходер. Винни-Пух и все-все-все

Как справедливо заметил наш Президент в выступлении по поводу своего ежегодного послания ВР, «дело не в курсе». Имелся в виду курс экономический, государственный. И правда - не в курсе дело, а в его наличии. А при наличии курса - в его осознании. А при осознании курса - в его исполнении. Такая вот причинно-следственная матрешка получается, в которой не разберешь - что есть причина, а что не более чем следствие. Но нас-то на самом деле интересует результат (причем желательно - не конечный, т.е. не связанный с концом света). Промежуточный же результат сводится к утверждению: у государства нет денег. Оставим в стороне сакраментальный вопрос: почему? Попробуем в общих чертах ответить на другой вопрос: что делает власть, дабы изыскать средства к существованию государства.

Бюджетный процесс пришел

Этот самый бюджетный процесс, в отсутствие главного предмета дискуссии - госбюджета, приобрел явно филологический характер. То есть основными событиями стали высказывания: Президент подчеркнул, премьер отметил, ВР обсудила. Например: Президент подчеркнул, что «процесс утверждения бюджета не должен выходить за апрель». Премьер отметил, что правительству понадобится не менее полугода после принятия бюджета для погашения существующей на сегодня задолженности по зарплатам и социальным выплатам. Верховная Рада (по крайней мере, часть депутатского корпуса) обсудила идею проведения «круглого стола» Президент - КМ - ВР (по поводу скорейшего принятия все того же бюджета) и глубоко задумалась…

Чтобы еще больше дезориентировать уважаемого читателя

(т. е. привести его в общегосударственное состояние), добавим, что КМ подготовил 14 существенных поправок к уже принятому ВР в третьем чтении закону об НДС. Поскольку это единственный из проектов новой налоговой базы, дошедшей до третьего чтения, поскольку без поправок правительства он «принесет» бюджету около 2 млрд. грн. недополученных доходов, можно себе представить, какая дикая неопределенность существует с доходной частью бюджета в целом.

Пакет построен на концептуально иных, нежели существующие, подходах - прежде всего статистических и бухгалтерских, так что рассчитывать на то, что бюджет может быть «немножечко пакетным» - иллюзия, причем опасная. Впрочем, заодно уж и малоосуществимая, поскольку в согласительной комиссии по пакету ни один из законопроектов, прошедших первое чтение, ко второму не готов. Трудно представить, что парламент, полгода мариновавший налоговую революцию, упорно называя ее «налоговой авантюрой», внезапно очнется, осознает и за месяц все примет.

Насколько нам известно, правительство подготовило-таки некий проект закона о госбюджете. Проект сильно смахивает на жест отчаяния, поскольку, во-первых, базируется на не принятых налоговых законах, а во-вторых, традиционно нарушает Конституцию в той ее части, где определяются отношения между центральным и местными бюджетами - в проекте опять все отношения строятся на бюджетах областных. Единственная прелесть этого проекта в том, что макроэкономические параметры, рассчитанные на его основе, находятся в разумных «рамочках» - дефицит, как положено, 5,2% ВВП, инфляция, как положено, 24,9% в год и т.д.

С другой стороны, дефицит бюджета-97, если считать по сегодняшней налоговой системе, с учетом необходимых социальных выплат, по подсчетам экспертов, может достигнуть 30% ВВП. Никаких денег, никаких источников для покрытия такого дефицита нет и быть не может. Успокаивает только то, что на принятие такого дефицита никто не пойдет.

Пока бюджетный процесс идет, правительство делает расходы в привычном режиме - в режиме ручного управления, когда понять, что приоритетный расход, а что - не очень, весьма и весьма трудно. В частности (по данным источников) резервный фонд правительства улетучивается, как шагреневая кожа, и если темпы всевозможных расходов из него не снизятся, месяца через два годовой размер резервного фонда будет исчерпан. Думается, читателю уже ясно, что власти пока не знают реального дефицита бюджета-97, а именно эта неизвестная цифра - «краеугольный вопрос современности». Но расходы, повторим, расходы-то идут: обслуживание внешнего долга (перед ЕС и Всемирным банком - что-то около 230 млн.долл.), выплаты по ОВГЗ (на прошедшей неделе - 65 млн.грн.), кой-чего для ублажения шахтеров (миллионов 150 гривен). И все это без внешних источников финансирования, естественно. Власть знает несколько способов добычи денег на расходы, коими в последнее время и пользуется.

Идеальная техника для реальной жизни

Если представить себе, что дефицит хотя бы 5,5% ВВП, сразу становится как-то легче на душе. Тогда все более или менее ясно: это значит, что пакет прошел, бюджет сверстан на новой основе, а следовательно, открываются и перспективы добычи средств из программы EFF от МВФ. А там на подхвате стоит программа кредитования Всемирного банка. Тогда можно и собственных евробондов выпустить миллионов на 250 долларов (чего до принятия бюджета делать ни в коем случае нельзя). вопреки сложившемуся впечатлению от паркетных репортажей о визите и встречах МВФовцев и представителей Всемирного банка с нашими властями, приезжали они не для того, чтобы выразить поддержку украинским реформам и дать под это деньги. Акцент был несколько иной: приезжали сказать, что не дадут никаких кредитов в случае невыполнения заранее оговоренных реформ.

Более того, напомним: увеличение дефицита бюджета, связанное с периодом постпакетной адаптации экономики к новым налоговым и дерегулятивным законам, не смущало внешних кредиторов, они были готовы такое увеличение компенсировать. Не готовы они к увеличению дефицита без принятия и воплощения пакета. Так что международные финансовые организации намерены терпеливо ждать от Украины заявленных ее правительством макропоказателей. Так что «снаружи» особо рассчитывать пока не на что. А внутри?

О, «внутри» Украины происходит некая драма идей. Правительство, которое не знает, сколько оно может потратить, тем не менее неплохо освоило метод финансирования расходов под названием «покупка НБУ облигаций внутреннего госзайма». Народной приметой того, что этот метод задействован, является снижение доходности ОВГЗ при крупных объемах продажи. Значит, НБУ купил облигации, профинансировав Минфин. С другими владельцами ОВГЗ при этом происходит простая вещь: они начинают искать другие точки приложения своего капитала.

Кратковременные вспышки активности НБУ на рынке ОВГЗ влияют в первую (и, пожалуй, в единственную) очередь на валютный рынок, бумерангом «аукаясь» все тому же Нацбанку. Коль скоро возникает спрос на валютные ресурсы, НБУ делает валютные вливания в рынок. Неуправляемо изменяется количество базовых денег - неуправляемо потому, что не заданы правила игры для НБУ, потому, что неизвестны макроэкономические показатели, потому, что нет бюджета, нет бюджета потому, что…

В идеале, снижение доходности ОВГЗ при одновременном увеличении их «длины» (на год - три - десять лет) - дело нормальное. Если к этому добавить нормальную биржевую (а не аукционную) технику их продажи. Но пока таких правил нет.

Впрочем, одно правило для НБУ настойчиво «рекомендуется». А именно - валютный коридор. Причем «идущий вверх» - по мнению Кабмина, так аж до пресловутых, рассчитанных еще в прошлом году Минэкономики 2,25 гривни за доллар. На чем основаны эти расчеты - загадка. Тут у автора просто нет слов. Поэтому мы обратились за словами к Сергею Терехину - экономисту, финансисту и депутату: «Курсовой коридор - это плата финансовым спекулянтам. Его можно вводить, если валютный рынок децентрализован, емок, агентов на нем много, риск «договорной» целенаправленной спекуляции минимизирован. В противном случае немногочисленные участники рынка попросту будут соревноваться с НБУ. Я категорический противник коридора, тем более, такого, как предлагает правительство, - коридора, идущего по восходящей».

Ну вот, «традиционные» методы финансирования госрасходов на сегодня если и дают некий временный эффект, так это за счет полного разбалансирования рынка. Но есть и «нетрадиционные» методы.

Например, на последнем заседании Кабмина решили добыть деньги из совместных предприятий. Определили даже «главных добытчиков» по отраслям. Так, глава налоговой администрации депутат Николай Азаров возглавит проверку 27 газотрейдерских СП, первый вице-премьер Василий Дурдинец займется СП по нефти и углю, министр финансов Игорь Митюков - по продтоварам и т.д. При этом совершенно непонятно (автору, например), в чем будет состоять суть всех этих проверок. если в вопросе: почему СП не платили налога на прибыль, так ведь ответ очевиден: по закону. И вообще, ужесточение контроля за уплатой налогов имеет смысл тогда, когда эти налоги можно в принципе заплатить. В конце концов, любой предприниматель оценивает риск неуплаты налога и риск быть пойманным на этой неуплате. При существующей налоговой базе (с ужасом взглянем правде в глаза) - неуплата предпочтительнее. Так что любое «ужесточение контроля» приведет только к росту тени, доходный же эффект от такой операции - нулевой со склонностью к отрицательному.

Причем даже нормального (реально выполнимого) налогового законодательства для исправления ситуации недостаточно. В идеале - налоговая инспекция или администрация не должна быть озабочена проблемой «собрать как можно больше». В идеале - это проблема казначейства. А инспекция может ограничиться только контролем за правильным и своевременным начислением налогов. Но это из области цивилизации (инопланетной) и к нам не относится. У нас принято дополнение к Уголовному кодексу: за уклонение от налогообложения (а что такое это «уклонение», естественно, не определено) в размере 1700 грн. предприятие могут закрыть, а руководителя - судить. Куда пойдет предприятие, имеющее такую перспективу? В эти новоявленные управления апелляций при налоговой инспекции? Да нет - в тень пойдет такое предприятие.

На этом краткий обзор способов добычи ресурса для официальной экономики мы закончим. И приготовимся к началу новой парламентской недели, в начале которой Президент попросил премьера выступить перед депутатами и уточнить позицию правительства «по поводу бюджетного процесса». Посмотрим, что получится.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК