Заметку о назначении Владимира Ланового исполняющим обязанности председателя Фонда госимущества Украины мы готовились поместить еще в предыдущем номере «ЗН», однако соответствующий президентский указ был обнародован лишь в субботу, 22 марта. 25-го и.о. председателя официально представлен руководящему составу Фонда, 27-го состоялась первая пресс-конференция. Словом, жизнь идет своим чередом...
Послужной список нового руководителя ФГИ сколь обширен, столь и известен широкой публике. Государственный министр по вопросам собственности и предпринимательства в 1991-м, далее - министр экономики, вице-премьер, кандидат в Президенты Украины на выборах 1994-го, в последнее время - депутат Верховной Рады и советник Президента. Обширны и планы Владимира Тимофеевича на новом посту. Уже в первом после назначения интервью агентству «Интерфакс-Украина» он подчеркнул важность принятия «новых решений» в работе ФГИ. «Приватизация, - подчеркнул он, - должна сопровождаться комплексом работ по восстановлению производства, улучшению финансового состояния предприятий, реструктуризации долгов, переходом на выпуск новых видов продукции». А для этого должны использоваться как собственные средства и доходы от приватизации, так и средства финансовых структур, внутренних и внешних инвесторов.
Последний вопрос корреспондент «ЗН» попытался прояснить на пресс-конференции В.Ланового. Какие-такие доходы от приватизации на развитие производств, если, согласно проекту программы приватизации на нынешний год, 80 процентов полученных средств, а по некоторым группам предприятий - и все 90 - планируется направлять в госбюджет (читай: на финансирование его дефицита)! В принципе такой подход нельзя считать правильным, согласился Владимир Тимофеевич. Если государство довело свои предприятия до ручки, то почему деньги на их восстановление должен изыскивать новый собственник? Однако в контексте нынешних усилий по реформированию налоговой системы ситуация выглядит иначе. «Как исключение - как экономист, я допускаю, что в этом году мы должны пожертвовать доходами предприятий, которым мы даем снижение налогового бремени и рост собственных ресурсов для финансирования оборотных капиталов, и направить полученные от приватизации доходы в бюджет. Раз уж избрана такая стратегия... А в 1998 году, если не будет налоговых изменений, мы будем идти к максимальному сбалансированию бюджета, снижению процентных ставок и кредитному наполнению экономики реальными деньгами. И уж тогда от приватизации ни копейки не должно поступать в бюджет», - резюмировал В.Лановой.
Можно было бы еще долго рассказывать о видении новым руководителем ФГИ приватизационных процессов, о его решимости приостановить девальвацию приватизационных бумаг, продажу привлекательных предприятий по заниженной стоимости, о планах соединить приватизацию объектов с приватизацией земельных участков, включить Фонд «в процесс погашения задолженности, неплатежей». Однако у нас еще будет повод поговорить об этом по ходу воплощения намеченного в жизнь. Сейчас же хотелось бы отметить, что нелегкие времена ожидают прежде всего аппарат ведомства. Новый руководитель заявил, что грядет «серьезная реорганизация Фонда», призванная «повысить уровень управляемости». Она и станет первым и важнейшим вопросом, который необходимо решить в течение месяца. Надо понимать - уже после прохождения Владимиром Тимофеевичем парламентской процедуры назначения на должность председателя ФГИ?