...«Сотрудниками службы по борьбе с уголовным сокрытием доходов от налогообложения Ирпенского райотдела в Киевской области на Киево-Святошинском межрайонном оптово-розничном складе были выявлены сигареты импортного производства различных наименований без акцизных марок на общую сумму 312 млрд. карбованцев. Владелец сигарет не установлен...
...Налоговой милицией в том же Киево-Святошинском районе на складе райпотребсоюза в г.Вишневом, который арендовало фиктивное СП «Емельяныч», изъято сигарет импортного производства без акцизных марок на сумму 37,5 млрд. карбованцев...
...Сотрудниками налоговой милиции Васильковского райотдела со склада Института им. Патона в пгт. Глеваха изъяты сигареты «L&M» без акцизных марок, принадлежащие ООО «Петра» (зарегистрировано в г.Киеве на сумму 45 млрд. карбованцев...
...Сотрудниками УМВД Украины в Волынской области на Луцком таможенном лицензионном складе выявлена хранившаяся здесь водка на сумму 35 млрд. 484 млн. карбованцев. Водка оформлена как транзитный груз. При проведении проверки установлено, что по поручению иностранных фирм «Юнион-Стейл» (Румыния), «Виктория» (Польша), «Гаррада» (Германия) на складе должно было храниться 729 тыс. 513 литров водки шести наименований с акцизными марками Российской Федерации. Водка поступила от СП «Сатентур», г.Брест - в адрес московского ООО «Акватория». В ходе инвентаризации выявлена недостача 18 тыс. литров водки. Не исключена (мягко говоря. - Авт.) реализация этой водки в Украине...»
Это лишь выдержка из сводки боевых действий на «акцизном фронте», которая ведется государством с торговцами контрабандным спиртным и табачными изделиями. Одной из самых серьезных проблем в ней является «транзитный беспредел», связанный с перевозкой подакцизных товаров по территории Украины. Механизм прост, как все гениальное: машина, скажем, с водкой, заявляется на границе Украины, как транзитная, платежи не производятся, а груз... растворяется на бескрайних просторах страны, чтобы потом всплыть во всевозможных коммерческих ларьках. То есть имеет место самая настоящая контрабанда, приносящая державе громадный ущерб.
Борьба с контрабандой идет нешуточная. Только в зоне деятельности Южного территориального таможенного управления в 1996 году пограничниками пресечено 14 попыток незаконного ввоза подакцизных товаров, сотрудниками дорожной милиции - 13. С начала этого года подразделениями по борьбе с контрабандой и службами оперативного реагирования задержаны 199 грузовых автомобилей с подакцизными товарами, которые перемещались с нарушением действующего законодательства, изъято товаров на общую сумму 13,5 млн. долларов. Кроме того, только на территории Киева выявлено 5 складов, принадлежавших различным коммерческим структурам, на которых незаконно, без каких-либо оснований, хранились подакцизные товары почти на 4,5 млн. долларов.
Борьба идет всерьез - с обеих сторон. Несмотря на запрет реализации табачных изделий без акцизной марки и уменьшение (по статистическим данным) импорта табака, физическими лицами такая реализация продолжается вовсю. Контрабандисты вербуют в свои ряды в качестве реализаторов людей пожилых, инвалидов, несовершеннолетних.
«Бабушки с сигаретами» - увы, обычная картина на улицах наших городов. Расчет, очевидно, на то, что на стариков у милиции рука не поднимется (было бы возможно, поставили б торговать сигаретами и грудных детей).
Все свидетельствует о том, что оптовиками-контрабандистами завезено и завозится немало товара...
Впрочем, теперь контрабандистам, похоже, придется туговато. 29 июня 1996 года Кабинетом министров Украины принято постановление №699 «Об утверждении Положения о порядке охраны и сопровождения товаров таможенными органами с привлечением в случае необходимости подразделений Министерства внутренних дел».
Однако, прежде чем говорить о содержании и смысле этого постановления (которое, по идее, должно означать в «акцизной войне» если не коренной перелом, то серьезное наступление государства), стоит обратиться к документу другому, послужившему для нынешнего постановления предпосылкой. Речь идет о результатах проверки внешнеэкономической деятельности, связанной с ввозом подакцизных товаров на внутренний рынок, осуществленной правоохранительными органами по поручению Кабинета министров Украины. Проверка проводилась в зонах Карпатского и Западного территориальных таможенных управлений, через которые осуществляется примерно 25% всех транзитных перевозок по Украине.
Что оказалось? Да ничего хорошего: на тот момент, по статистическим данным Чопской и Ужгородской таможен, ежесуточно оформлялись 50-60 крупнотоннажных автомобилей, ввозивших в Украину (в основном из Венгрии и Словакии) более 1000 тонн спиртных напитков. Общая стоимость (спиртное плюс табачные изделия) составляла 400-500 млн. долларов, причем около 80-90%, а то и все 100% оформлялись при ввозе как транзит!
На деле же примерно половина этого «транзита» оседала в нашей стране. Лишь в 1995 году комиссией, проводившей проверку по Украине, было выявлено 4177 случаев невывоза товаров.
Проведенный анализ показал, что, осуществляя контрабандные операции под видом транзита, преступники использовали фиктивные документы фирм-получателей, в основном из России, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Прибалтики, фиктивные печати и паспорта водителей и экспедиторов, которые служили основанием для их таможенного оформления на отгрузку с таможенных лицензионных складов и дальнейшего провоза по территории Украины. Сам товар сопровождался реальными покупателями - предприятиями и гражданами Украины. Также имели место и злоупотребления со стороны коррумпированных служащих таможни.
По оперативным данным подразделений МВД, СБУ и Государственной налоговой инспекции за 1995 год, ущерб, нанесенный государству за счет невыплаты акцизного сбора и других налогов, составил около 1 млрд. долларов США...
В упомянутой докладной записке, помимо всех приведенных выше неутешительных данных, были изложены и меры по борьбе с контрабандой. Пожалуй, главная из них реализована.
Каков же теперь порядок транзита? Как объяснили мне в управлении по борьбе с уголовным сокрытием доходов от налогообложения, суть новых правил состоит в следующем: если подакцизный товар заявляется на таможне как транзитный - пожалуйста! Будь добр, выбирай один из двух вариантов - либо вноси на таможне акциз и все прочие положенные платежи в качестве залога и езжай с Богом (деньги будут возвращены на другой границе, естественно, при честном выполнении всех условий транзита), либо бери сопровождение (которое будет осуществляться силами таможни и подразделений МВД), оплати его и вези что хочешь - под надежным контролем и охраной. Утвержден и перечень дорог для транзитных грузов.
Насколько эффективной окажется эта мера, покажет жизнь. Однако, по мнению специалистов из налоговой милиции, она должна надежно перекрыть поток контрабанды, захлестывающий сегодня Украину, сделав эту контрабанду либо экономически невыгодной, либо физически невозможной. Впрочем, это тоже не все. В готовящемся проекте Таможенного кодекса Украины предлагается предусмотреть в качестве санкций за нарушение обязательств по транзиту («...в случае невывоза алкогольных и табачных изделий...») конфискацию не только контрабанды, но и транспортного средства, на котором она перевозилась.