Совместное узбекско-корейское предприятие «УзДЭУавто» 25 марта 1996 года начало серийное производство первой очереди автомобилей в Асаке (Андижанская область).
А начиналось все это в 1992 году, когда президент республики И.Каримов побывал с визитом в Южной Корее. В городе Чанг Вон посетил автомобильную фирму «Дэу паблик моторс», входящую в группу известной в мире корпорации «Дэу». С ней в последствии правительство Узбекистана подписало взаимовыгодное соглашение, одним из пунктов которого было создание в республике автомобильной индустрии.
В марте 1993 года уже было зарегистрировано совместное предприятие «УзДЭУавто» как акционерное общество закрытого типа. Уставный капитал - равные доли сторон. Контракт подписан на 99 лет, то есть по существу бессрочный. Кредиты давали как узбекистанские, так и корейские банки. Тогда же, весной, и началось строительство.
Небольшой городок Асака для возведения автомобильного завода был выбран не случайно. Там уже были производственные площади завода тракторных прицепов, действующие производства. Но площади пустовали, прицепы не находили спроса. Когда-то этот завод должен был покрывать потребность в своей продукции всего бывшего Советского Союза.
Это первая причина того, что в Асаке решили организовать совместное предприятие. Вторая - здесь, в Ферганской долине, остро стоит проблема занятости населения. Уже сейчас на заводе работают полторы тысячи человек. С выходом на проектную мощность трудоустроено будет около четырех тысяч рабочих.
Словом, сэкономили и время, и деньги, правильно выбрав объект. С опережением графика вели проектирование, строительство, параллельно - демонтаж и снос старого оборудования. Нынче на площади 156 тысяч квадратных метров разместили прессовочный, сварочный, сборочный цеха и цех окраски, немало пристроек сделано к главному корпусу. Новые - энергетика, очистные сооружения, складские помещения, лаборатория по испытанию двигателей.
Асакинский завод будет выпускать в основном три вида автомобилей - легковушки «Тико», микроавтобус «Дамас» и автомобиль среднего класса «Нексия». Это машины, выпускаемые «Дэу», - дешевые, экономичные. В серийное производство в первую очередь будет запущен «Дамас». На рынке СНГ нет аналогов этому семейному микроавтобусу. На 100 км потребляет лишь 4,7 литра бензина. Рассчитан на семь мест. Но есть вариант для коммерческого использования - фургон на два места, перевозящий до полутонны груза.
«Тико» - легковой автомобиль класса «Таврия», «Ока», но другого поколения, более совершенен и комфортабелен. Вне конкуренции «Нексия», которая по всем параметрам превосходит своего «одноклассника» «ВАЗ-99» - бескарбюраторный, с пятиступенчатой коробкой передач, с кондиционером. В перспективе - выпуск маленького грузовика «Лабо», который мог бы стать хорошим помощником для сельчан, фермеров.
Отмечу, что вторую очередь серийного производства «УзДЭУ авто» намечено запустить 25 июля с. г. А проектная мощность завода - 200 тысяч машин в год.
Совместный автогигант начинен современным оборудованием. И не только корейским. Используются ноу-хау из Японии, Голландии, Италии, Швейцарии, США. Конечно, чтобы работать на новых линиях, необходима соответствующая квалификация. Поэтому в фирме «Дэу паблик моторс» постоянно стажируется до трети узбекских работников. Не случайно на одно место на заводе сейчас претендуют пять человек.
Создается целая отрасль по производству автомобильных компонентов. Только в Андижане разрабатываются проекты по созданию нескольких СП с американскими и корейскими бизнесменами по изготовлению специальных лакокрасочных материалов, бамперов, дисков, по отделке салонов.
По узбекским заказам будут работать ряд предприятий и в других республиках Центральной Азии. Например, в Казахстане станут выпускать для асакинского завода аккумуляторы, шины, в Кыргызстане - радиаторы, топливные баки, различные штамповочные агрегаты. Эксперты подсчитали, что на сателлитных предприятиях, создающих собственно всю инфраструктуру автомобильной индустрии, будут работать около 50 тысяч рабочих.
Начинают складываться вполне рыночные отношения с банками, страховыми компаниями. Известно, что даже в богатых странах машины покупают в основном в кредит. Разрабатывается с «Асака банком» такая целостная система кредитования, при которой граждане смогли бы приобрести автомобиль без особых проблем. Машины «УзДЭУавто» должны стать действительно народными.