УКРАИНЕ ПОРА БЫ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ КОЭФФИЦИЕНТОМ ТРАНЗИТНОСТИ

Поделиться
Есть на свете государства, щедро одаренные климатом, другим Бог отсыпал с лишком полезных ископаемых - то и другое с умом да при желании обращают на благо государств их правительства...

Есть на свете государства, щедро одаренные

климатом, другим Бог отсыпал с лишком полезных ископаемых - то и другое с умом да при желании обращают на благо государств их правительства. Украину вроде Бог не обделил ни климатом, ни ископаемыми. Ей даже повезло оказаться на пересечении всех возможных путей. Но пока что ни из воздуха, ни из недр, ни тем более от возможных прибылей страны-транзитора Украине ничего толком не досталось.

Впрочем, кажется, о том, что Украина должна что-то получать из своего геостратегического расположения, начинают задумываться всерьез. Во всяком случае в Национальном институте украино-российских отношений, организованном при СНБО Украины. Здесь, кроме глобальных исследований и разработки позиции Украины в геостратегической системе координат, взялись вырабатывать концепцию транснациональных транспортно-коммуникационных коридоров, в системе которых Украина занимает одну из ключевых позиций, но пока что ничего из этого не имеет.

Изменится ли это положение и что за этим может последовать, рассказывает директор Национального института украинско-российских отношений, член-корреспондент НАН Украины Сергей Пирожков.

- Каково значение для внутренней и внешней политики Украины начавшейся разработки и практической реализации, если это состоится, концепции транснациональных транспортно-коммуникационных коридоров?

- Проблема определения территории Украины в системе международных транспортно-коммуникационных связей объективно выходит за пределы собственных интересов Украины в связи с ее месторасположением в географическом центре Европы. Уже одно это обстоятельство может определить приоритеты развития страны в направлении более тесной интеграции со странами ЕС и с другими межгосударственными институтами Европы.

Но нельзя игнорировать и то обстоятельство, что Украина находится в маргинальной (пограничной) зоне, и это всегда создавало для нее же уникальную позицию как зоны транстерриториальной. В силу этого через территорию Украины испокон веков формировались важнейшие торгово-транспортные маршруты, связывающие «по вертикали» северные регионы Европы с Передней Азией и Северной Африкой с последующим выходом «на горизонталь» - Великий шелковый путь - торговый маршрут, соединяющий Европу и Переднюю Азию со странами Центральной и Юго-Восточной Азии. По этим маршрутам проходил интенсивный обмен товарами, информацией, культурными и духовными ценностями - всем тем, что определяло совокупный образ культуры международного сообщества.

По данным английского института «Рендел», по коэффициенту транзитности (т.е. по развитости всех видов транспортных связей и соответствующей им инфраструктуры) Украина занимает первое место в Европе. Вместе с тем загруженность этих путей далеко не соответствует их возможностям. А ведь существует аксиоматическое положение: для полноценного развития экономики наличие путей транспортировки сырья, комплектующих и готовой продукции является решающим фактором, так сказать «локомотивом прогресса».

- Однако потребность в транспортировке товарной массы, на мой взгляд, выступает все же следствием, а не первопричиной развития экономики: прежде чем что-либо перевезти, необходимо его произвести. Кроме того, существующая на территории Украины транспортно-коммуникационная система нуждается в существенной модернизации, а значит, в значительных вложениях. Где взять эти средства?

- Ну, во-первых, связь между уровнем развития экономики страны и ее транспортно-коммуникационной структуры имеет характер опосредованный, синхронный. А потому развитие экономики и транспорта представляет собой цельный, не дифференцированный процесс.

Во-вторых, модернизация всей совокупной системы транспортно-коммуникационных связей является заботой не одной только страны, на территории которой она формируется: ведь и другие страны заинтересованы в транзите своих товаров через Украину. Это, в свою очередь, означает, что принципы международной кооперации должны быть направлены на формирование материальной базы, обеспечивающей программы модернизации транспортных путей и обслуживающей их инфраструктуры.

Обратите внимание на то, что США выделило специальный целевой кредит Грузии для обеспечения прокладки транзитного нефтепровода через ее территорию. Кстати, в числе основных документов, которые рассматривались на встрече президентов Украины и Узбекистана, были договоренности о формировании и материальном обеспечении транзитных коридоров через территории наших стран. И примерам подобного рода сотрудничества в международной практике несть числа.

Модернизация транспортно-коммуникационной системы привлечет ресурсы не только транспортного ведомства, но и широкую группу исполнителей из других отраслей. Программа эта приобретает статус макроэкономического проекта, реализация которого привлечет значительные людские ресурсы, решая попутно проблемы социальные.

Что же касается непосредственной эксплуатации транспортных коридоров, то она должна стать стабильным источником доходов, складывающихся из транспортно-тарифных поступлений за транзит по территории страны.

- Но ведь не одна только Украина может претендовать на роль транспортного коридора, тем более что это сулит очевидные выгоды?

- Верно. Кроме Украины, предоставить свою территорию в качестве транспортного коридора могут Румыния, Беларусь и Российская Федерация, так сказать, на конкурентной основе. Однако шансы Украины в этой конкуренции, если рассматривать ситуацию под углом объективных условий и предпосылок и прежде всего из наличия уже сложившейся транспортной инфраструктуры, представляются более предпочтительными.

Против могут сработать факторы субъективного характера, вытекающие, скажем, из политической аргументации и спорадических конъюнктурных импульсов вне экономического характера. Именно здесь многое будет зависеть от выверенных позиций дипломатических служб и от политической воли руководства страны.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме