ТРУДНОСТИ РОСТА

04 октября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 40, 4 октября-11 октября 1996г.
Отправить
Отправить

За последние два года Украина, несмотря на свой объявленный декларацией о суверенитете нейтральный статус, успела стать членом ряда международных и межгосударственных объединений и организаций...

За последние два года Украина, несмотря на свой объявленный декларацией о суверенитете нейтральный статус, успела стать членом ряда международных и межгосударственных объединений и организаций. Учитывая геополитическое положение нашей страны, вполне оправданным выглядит ее желание присоединиться прежде всего к европейским экономическим и политическим структурам. Судя по всему, украинское руководство совсем не прочь бы увидеть Украину и в системе евроатлантической безопасности, но в силу известных причин разговоры о членстве Украины в НАТО ведутся сейчас чисто в гипотетической плоскости. Зато совсем недавно было недвусмысленно заявлено о намерении добиваться членства в Европейском союзе. Что ж, как говорится, плох тот солдат...

Но пока перспектива того, что украинская звезда засияет на синем полотнище флага ЕС, выглядит довольно отдаленной, я предлагаю взглянуть на те трудности и проблемы, с которыми сталкиваются сейчас государства, чье членство в Европейском союзе может состояться в ближайшие пять-семь лет. Речь идет о бывших наших «сокамерниках» по советскому и социалистическому лагерю - странах Балтии и Восточной Европы.

Десять реальных кандидатов на вступление в ЕС - Чехия, Польша, Словакия, Словения, Болгария, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия и Литва - вскоре после выражения своей решимости стать членами этого объединения получили из Брюсселя пухлый 200-страничный каталог с массой вопросов, на которые им предлагалось дать самые исчерпывающие ответы. Брюссельских еврократов интересовало буквально все: от подробного описания налоговой инфраструктуры до национальных мер по защите зерновых культур от вредителей и технологии производства пищевого льда.

Начатая в апреле комиссией Евросоюза «акция анкетирования» была завершена в самые сжатые сроки. Один из словенских дипломатов жаловался, что на составление опросника комиссии понадобилось шесть месяцев, а ответы она хотела получить всего лишь за три. Лишь на перевод каталога, разосланного на французском, английском и немецком языках, уходило больше недели. Кроме того, «брюссельский стиль» не всегда был понятен чиновнику из Вильнюса или Братиславы даже после перевода. Уж очень разнились политико-экономические и юридические нормы, по которым жила еще не так давно разделенная на два лагеря Европа.

Зато теперь титанический труд восточноевропейских экспертов перешел по эстафете к их западным коллегам. Изучаются горы бумаг и мегабайты электронной информации, пришедшей от десяти честолюбивых претендентов. Один лишь словенский фолиант, составленный по анкете ЕС, насчитывает более 3 тысяч страниц.

Свои суждения о готовности бывших соцстран к вступлению в Евросоюз его комиссия должна подготовить уже к середине будущего года. Речь идет прежде всего о том, в состоянии ли каждый отдельно взятый кандидат взять на себя обязательства члена Европейского союза. На основании этих документов Совет министров ЕС и примет решение о проведении конкретных переговоров с каждым из претендентов.

С тем, что расширение Евросоюза на Восток состоится, его члены согласились еще в июне 1993 года. Одновременно были выдвинуты довольно жесткие требования. А основными предпосылками для вступления в ЕС стали «наличие функционирующей рыночной экономики и способность выдерживать конкуренцию и рыночные усилия в рамках ЕС». Следующий решительный шаг на пути расширения ЕС был сделан в декабре 1994-го на встрече глав государств ЕС в Эссене. Здесь была выработана общая «стратегия посвящения», с помощью которой предполагалось подготовить кандидатов к жестким реалиям общего рынка. И наконец, в мае 1995-го была выпущена в свет «Белая книга», в которой были четко сформулированы конкретные шаги по приему в Евросоюз новых государств.

От одного лишь взгляда на этот двухтомный фолиант может стать не по себе. В нем перечислены законодательные основы общего рынка, а это сотни постановлений и инструкций. То есть кандидаты должны либо принять огромное число новых законодательных актов, либо привести в соответствие со стандартами Евросоюза уже действующие национальные законы. (Трудно даже представить, сколько бы времени понадобилось на это сегодняшнему, столь «продуктивному», украинскому парламенту.) Причем изменения должны касаться буквально всего: защиты окружающей среды, гражданского кодекса, защиты интеллектуальной и материальной собственности, защиты информации - всего 23 области правовых отношений.

Например, польское правительство в процессе изучения вышеназванного документа ЕС пришло к выводу, что Польше необходимо принять 785 новых законов, чтобы быть готовой к вступлению в Евросоюз. К чести местных законодателей следует сказать, что 351 из них уже находятся в процессе подготовки.

Как бы то ни было, до тех пор, пока кандидаты в ЕС не станут практиковать в своих странах правила и принципы общего рынка, их вступление в союз будет весьма иллюзорным. Одной из труднейших проблем остается аграрная политика. Если десять бывших соцстран станут членами Евросоюза, общая площадь его сельскохозяйственных угодий возрастет на 40%. Это станет большой нагрузкой для его агропромышленного комплекса, в котором то и дело возникают острые недоразумения. Уже сегодня многие члены Евросоюза выражают опасение, что с притоком брюссельских миллионов в аграрную индустрию новых членов ЕС наступит катастрофическое перепроизводство. Поэтому на повестке дня - серьезная реформа аграрной политики ЕС, от которой, скорее всего, наиболее пострадают нынешние претенденты на вступление в Евросоюз.

Не менее серьезные проблемы предстоит решить в области структурной политики. Если все десять кандидатов будут приняты в Евросоюз одним махом и сохранятся старые принципы структурной политики, то это будет означать, что страны ЕС ежегодно будут тратить на 45 миллиардов долларов больше, чем теперь. Трудно представить себе, чтобы, например, Болгария могла бы добавить к своему бюджету адекватные статьи расходов.

Но час истины пробьет, очевидно, во время непосредственных переговоров о вступлении с каждым из кандидатов. «Евросоюзовцам» приходилось вести подобные переговоры уже четырежды. И нельзя сказать, чтобы это было приятным занятием. Вспомним, как в течение семи лет проходили жесткий конкурсный отбор Испания и Португалия. И даже последние переговоры 1993 и 1994 годов с такими высокоразвитыми странами, как Австрия, Швеция, Норвегия и Финляндия, были трудными и далеко не доброжелательными.

Так что десятка претендентов из Восточной Европы и Балтии не без опасений ожидает часа «Х». Конечно, для тех из них, кто ощущает себя послабее остальных, наиболее благоприятным был бы вариант одновременных переговоров со всеми десятью кандидатами. Однако у комиссии ЕС до сих пор не сложилось единого мнения на сей счет. Не исключено, что коллективной «сдачи экзаменов» может и не получиться. Первыми тогда пойдут лучшие ученики. Тем более, что некоторые из них, прежде всего Чехия, проявляют все большее нетерпение. Премьер-министр Вацлав Клаус безапелляционно заявил, что его страна станет членом ЕС не позднее 1999 года. И подчеркнул, что ему безралично, будут ли готовы к этому сроку Польша и Венгрия.

Между тем Болгария и Румыния проявляют все большее беспокойство по поводу перспективы вовсе остаться за чертой государств - членов ЕС в ближайшие десять лет. Их опасения укрепились после высказывания Ханса ван дер Брука о том, что «было бы реалистичнее ожидать приема в ЕС в 2000 году Словении, чем Румынии и Болгарии», которые, по его словам, «должны преодолеть огромную пропасть», чтобы прийти к заветной цели. А о какой-либо конкретной дате вступления в ЕС хотя бы одной из стран десятки в Брюсселе сегодня вообще предпочитают не говорить....

А каковы же шансы Украины присоединиться к Евросоюзу еще при жизни нынешнего поколения? Будем реалистами: если не произойдет вдруг эдакого украинского экономического чуда, они весьма невелики. Впрочем, особо отчаиваться по этому поводу я бы не стал. Несмотря ни на что, медлительность нашей страны в проведении реальных рыночных реформ несет, как ни парадоксально, и некоторый позитив. Избавившись последней среди стран СНГ от советской конституции, Украина получила далеко не самый плохой в мире Основной закон, а введя позже всех национальную валюту, избежала многих ошибок соседей при проведении денежной реформы.

Что ж, учиться на чужих ошибках совсем не плохо. А насчет ЕС... Прежде чем вступать, пусть даже и в отдаленной перспективе, в эту структуру, неплохо было бы присмотреться к тому, как получится это у наших бывших «солагерников». Может быть, и вовсе передумаем. Ведь живет же без Евросоюза маленькая, но процветающая Швейцария. А уж считать-то швейцарцы умеют отменно.

Уровень благосостояния стран-членов ЕС и кандидатов

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК