Этот строй утратил общую для всех граждан цель, которая могла бы их сплотить между собой
Шесть лет назад под напором победоносно шествующего по всей планете капитализма рухнула Берлинская стена, и, переступив через ее обломки, капитализм, похоже, в растерянности остановился, не видя перед собой достойной цели. Положение дел в капиталистическом мире радужным назвать нельзя никак. Японская экономика в состоянии стагнации, безработица в Европе выражается уже двузначными числами, а в Соединенных Штатах Америки кандидаты в президенты, стараясь завоевать симпатии избирателей, состязаются в оголтелой ругани двух столпов капиталистического общественного строя: свободы торговли и ничем не ограниченной погони за прибылью. Одновременно с этим усиливаются тенденции к утрате капитализмом манер цивилизованного общества, усиливаются позиции нахрапистого и наглого предпринимательства, обещающего достаток толпам и заставляющего беспомощные правительства угодливо кланяться, смиренно дожидаясь распоряжений от толстосумов.
Как понимать эти находящиеся в очевидном противоречии между собой тенденции развития? Экономист Лестер Сьюроу из Массачусетского технологического института говорит, что все это проявления ожесточенной борьбы, сопутствующей продвижению рыночной экономики. В своей книге «Будущее капитализма» Сьюроу утверждает, что никакая другая система не обеспечивает такого высокого уровня производительности труда и развития технологий. Но если, кроме алчности, людьми не будет руководить никакая другая идеология, то эти могущественные силы могут стать инструментом уничтожения самой системы - ведь в таком случае научно-технический прогресс будет лишь усугублять несбалансированность мировой экономики. Капиталистическое общество страдает от утраты общих целей и ценностей, которые могли бы сплотить за собой его членов. Так что, по мнению Сьюроу, капитализм может завести мировое сообщество в мрачные подземелья еще одного периода невежественного средневековья.
Преувеличение? Возможно. Но по мере того как Сьюроу увлекает за собой читателей в удручающие экскурсии в будущее, полные опасностей, на каждом шагу подстерегающих капитализм, становится ясно, что рыночная экономика не может быть той волшебной палочкой, которой суждено спасти мир от серьезных проблем. Собственно, подобные опасения не раз уже высказывались и другими экономическими обозревателями: серьезную тревогу вызывают проблемы с заработной платой, ожидание более частой и более глубокой рецессии, нагнетание нетерпимости и сепаратизма. Однако именно Сьюроу принадлежит приоритет в сведении всех этих проблем в стройную, логически обоснованную систему.
Правда, он не очень сильно распространяется о возможных решениях этого клубка проблем. Состояние современного мира сравнивается с кораблем, на котором отправился в плавание Христофор Колумб по неведомому морю и в результате пристал к неизвестному берегу. Сьюроу практически не дает советов по поводу того, как сделать это путешествие безопасным, зато детально описывает всех чудовищ, которые могут встретиться на пути. Отталкиваясь от Колумба, он продолжает описывать экономические ситуации с помощью геологических терминов. На кипящей магме технологической революции пять новых тектонических плит сталкиваются друг с другом, порождая все виды экономических конвульсий. Под этими плитами подразумеваются: конец коммунизма, сдвиг в сторону наукоемких технологий, повышение удельного веса энергичных пожилых людей, глобальная экономика и утрата Соединенными Штатами роли доминирующей экономической силы. В целом получается апокалиптическая картина мира, гибнущего из-за собственной неопределенности.
После триумфального шествия капитализма в конце 1980-х множество стран, от Азербайджана до Аргентины, стали разворачиваться в направлении рыночной экономики. Это с неизбежностью привело к тому, что мировая экономика оказалась наводнена невостребованной малоквалифицированной рабочей силой, вызвало массовые эмиграции, обострение борьбы за рабочие места и способствовало росту популярности таких ультранационалистов, как Жан-Мари Ле Пен во Франции, Владимир Жириновский в России и Пэт Бьюкенен в Америке.
Лишившись пугала коммунизма, объединенные прежде капиталистические страны, по словам Сьюроу, сцепились между собой в борьбе за приспособление к столь стремительно изменяющемуся миру. Многие граждане этих стран увидели, что их доходы стали стремительно сокращаться, а пропасть между бедными и богатыми разверзлась еще больше. Мексика послужила наглядным примером того, что даже богатым странам приходится мириться со всеми болезненными издержками капитализма, такими, как высокая безработица, только для того, чтобы защитить свою внутреннюю валюту от жестоких капризов мирового рынка.
При чтении этой книги возникает ощущение, будто бесчисленные невидимые руки сталкивают капиталистический мир в бездонную пропасть. «В некотором смысле основные капиталистические ценности находятся в ... прямом противоречии с самим капитализмом, - утверждает Сьюроу. - Капитализм сможет преуспеть или же потерпеть неудачу в зависимости от инвестиций, которые он делает, поскольку он проповедует теологию потребления». Без «холодной войны», необходимой для того, чтобы оправдать траты на инфраструктуру и образование - а именно этого требует глобальная экономика - страны попали в тяжелое положение. Суровые правила игры по законам рынка заставляют снижать траты по этим статьям расходов, но вскоре избиратели, стонущие сейчас из-за снижения своих доходов, взвоют от налогового бремени.
Основным упущением современного общества Сьюроу считает отсутствие идеологии, за которую избиратели были бы готовы терпеть лишения. Сьюроу анализирует и другие цивилизации, такие, как древнеегипетская или же древнеримская, и показывает, как концентрация внимания скорее на обществе, чем на индивидууме приводила к значительному прогрессу. И наоборот, 500 лет назад, говорит Сьюроу, Китай владел технологией, которая позволяла ему занять господствующее положение в мире, но ему не хватило единства мнения по поводу того, куда же эта технология должна их завести. Поэтому Китай утратил свои преимущества, так же как и Рим на тысячу лет до него. Такой же упадок может произойти и сейчас, считает Сьюроу, поскольку этнические и финансовые вулканы, дымящиеся по краям капиталистического болота, начнут свое извержение уже в недалеком будущем. Он предсказывает, например, что торговый дисбаланс между Соединенными Штатами и Азией - основная «линия геологического сброса» - спровоцирует глобальный финансовый коллапс, аналогичный кризису 30-х годов.
Выводы? Автор книги «Будущее капитализма» более чем лаконичен. Похоже, он смирился с мыслью, что капитализм двинется по пути своего спасения только тогда, когда сохранять свой статус кво будет уже невозможно.
По материалам журнала Business Week