В Харьковском производственном объединении «Завод им.Малышева» начались приемосдаточные испытания танков. Готовится к отправке третья партия машин, изготовленная по пакистанскому контракту. По мнению специалистов, нынешний Т-80УД значительно отличается от предыдущих изделий. В ходе выполнения заказа харьковчане внесли десятки конструкторских изменений, направленных на улучшение танка. В нынешней партии установлена новинка - сварно-катанная башня украинского производства. Характеризуя ситуацию, генеральный директор, заместитель министра промышленной политики Григорий Малюк сообщил «Зеркалу недели»:
- Испытания сварно-катанных башен показывают, что они прочнее и легче по весу, чем литые. Преимущество доказано установкой их в ряде других стран. А что касается информации о том, что украинская пушка в Пакистане не выдерживает и 20 выстрелов… Так это сама информация не выдерживает никакой критики. Люди, тиражирующие подобные вымыслы в российских средствах массовой информации, вероятно, обеспокоены тем, что доныне мы ставили на танки пушки российского, пермского производства. Кстати, их уровень нас устраивает и сейчас. Российские пушки соответствуют требованиям, их использование согласовано с Пакистаном.
В арсенале малышевцев есть и другие новинки. На предприятии заканчивается подготовка к производству артиллерийских систем. Что касается поставок материалов и комплектующих, то сейчас харьковчане практически независимы, ибо в состоянии решать вопросы и с российскими фирмами, и с дальним зарубежьем, выбирая наиболее выгодные варианты. К примеру, когда Казахстан завысил цену на пулемет, малышевцы закупили его в Болгарии, так же поступили они и в ситуации с российскими пулеметами. Кроме того, к кооперации привлечены сотни украинских предприятий.
Продукция объединения вызывает традиционно высокий интерес. Об этом свидетельствует и приезд в Харьков делегаций разных стран, оценки, выставляемые технике на международных выставках. Недавно в Турции малышевцы выставили свой танк
Т-84. Рядом с ними свои изделия демонстрировали США, Франция, Словения, так что конкуренция была достаточно высокой. Украинская машина успешно продемонстрировала свои ходовые качества, без осложнений преодолела все виды препятствий, показала резкий старт с места, разворот вокруг собственной оси, преодолела ров шириной 2,5 метра и брод глубиной 1,8 метра без подготовки, взяла стенку метровой высоты. При этом танк показал очень высокую скорость - до 75 км в час. В основном это объясняется значительно меньшим весом по сравнению с зарубежными образцами (украинская машина имеет массу 46 тонн, другие - за 60) и мощным 1200-сильным дизелем.
Оценивая участие в выставке, Григорий Малюк отметил доброжелательное отношение военных и специалистов к нашей технике. И добавил:
- У нас довольно высокие шансы выиграть этот тендер на участие в перевооружении турецкой армии. Хотя должен отметить, что заявления отдельных депутатов Верховной Рады Украины, которые присутствовали на выставке, о том, что мы уже подписали договор-контракт на поставку Турции одной тысячи танков, не соответствуют действительности. Речь идет пока о первом шаге. Если все будет нормально, то в недалеком будущем проведем демонстрационно-огневые испытания, покажем, как машина работает в климатических условиях. Армия страны, которая закупает технику, должна быть убеждена, что машина надежна и не откажет через сотню километров.
Решение о закупке танков будет принимать тендерный комитет Турции, а затем - военное и политическое руководство страны. Определяющими могут стать любые факторы. Нужно учитывать и то, что Турция входит в НАТО, что на нее имеют сильное влияние США, которые заинтересованы в продаже своей техники. Есть различные группировки и в самой стране, их точки зрения бывают диаметрально противоположными. Борьба за победу в тендере будет тяжелой, результаты ее станут известны где-то через год.
Сегодня малышевцы решают вопросы улучшения организации производства, готовят предложения для Кабинета министров Украины по созданию на базе предприятий и организаций Харькова концерна по производству бронетехники. Предполагается, что в него войдут завод им.Малышева, КБ им.Морозова, КБ по производству танковых дизелей, ряд технологических и проектных институтов, танковое училище, танко-ремонтный завод, полигон.
От редакции. По сведениям из компетентных источников, руководство завода им. Малышева самостоятельно ведет переговоры с маловлиятельным турецким посредником с тем, чтобы обеспечить победу украинского танка в тендере. В то же время переговоры - но уже с другим, влиятельным посредником - ведет государственная компания «Укрспецэкспорт», на которую решением Совета национальной безопасности и обороны возложены экспорт украинских вооружений и посреднические функции на рынке оружия. При таком разнобое и проиграть в тендере недолго. Даже если по всем техническим характеристикам наш танк - действительно самый-самый лучший…