ТАЕТ ЛЕД, СКОВАВШИЙ СУДОСТРОЕНИЕ

Поделиться
Многие жители Николаева не без горькой иронии констатируют, что нынче город вполне мог бы обойтись и без разводных мостов и что даром, мол, старались наши предшественники...

Многие жители Николаева не без горькой иронии констатируют, что нынче город вполне мог бы обойтись и без разводных мостов и что даром, мол, старались наши предшественники. Что ж, есть в этом доля правды, ведь мосты разводятся в основном тогда, когда с судостроительных заводов выходят построенные крупные суда, а сие происходит и впрямь нечасто.

Тем не менее, за последние месяцы эта приятная процедура была проделана несколько раз. Так, с судостроительного завода имени 61 коммунара ушел на ходовые испытания, а после них и сдан заказчику рефрижератор «Капитан Мокеев». Судно это примечательно во многих отношениях: первое за довольно длительный период «молчания», в период забастовок и нестабильности на заводе, оказывалось своеобразным заложником. В свое время рабочие заявили, что пока долги по зарплате не будут выплачены, судно заказчик не получит. Таким образом, сдача рефрижератора свидетельствует: лед, сковавший судостроение, все-таки тронулся.

Не менее показательно и то, что судно - первое из семи плавучих морозильников, предназначено для заказчика, который имеет прямое отношение к отечественному морскому флоту. Оно, как и его собратья, поступает в распоряжение совместного украино-греческого предприятия «Югрефтранспорт», которое размещается в Севастополе.

Как сообщил журналистам директор судостроительного завода А.Фирсов, сейчас одновременно строятся четыре морозильника. В их числе - и более мощный рефрижератор. Если вместимость трюмов «Капитана Мокеева» 260 тысяч кубофутов, то у «новичка» - в два раза больше.

Несколько оживились стапеля завода и после того, как правительство Москвы выделило часть средств для ремонта крейсера «Москва», который уже не один год находится на заводе в качестве долгостроя. Именно благодаря этому и некоторым другим заказам основные судостроительные цеха и участки нынче работают пять дней в неделю, а вспомогательные - три.

На еще один судостроительный завод - «Океан» поступили средства для достройки балкера «Киев», техническая готовность которого составляет 95 процентов. Первый Украинский международный банк осуществил первые платежи в рамках кредита, предоставляемого верфи под гарантии Министерства финансов.

Но все это пока сугубо внешнее впечатление от работы судостроительных заводов. Неумолимая же статистика, которая учитывает не тенденции, а готовый продукт, свидетельствует: отрасль еще пока далека от выхода из кризиса. Да, в промышленности Николаевской области спад преодолен: прирост за прошлый год - 0,8 процента, за январь 1998-го - 0,9 процента. Но, по данным облстата, судостроительная отрасль как раз не находится в числе идущих на подъем: в январе нынешнего года спад здесь составил около 30 процентов.

Конечно, этот спад - отголосок процессов, наблюдавшихся и год, и два, и три назад. Лишь теперь, когда многие сложные вопросы начали решаться, становится очевидным, в каком поистине катастрофическом положении оказалось судостроение. Если называть вещи своими именами, то все три николаевских судостроительных завода - по существу банкроты. Согласно решению областного арбитражного суда, завод имени 61 коммунара уже признан официально. Корреспонденту «ЗН» стало известно и то, что кредиторы добиваются признания банкротства Черноморского судостроительного завода и «Океана».

Не так давно произошло событие, не очень афишируемое среди широкой общественности, и понятно почему. Ведь речь идет о встрече администрации завода и кредиторов под эгидой облгосадминистрации. С помощью государства, местных органов власти заводу имени 61 коммунара удалось покрыть долги на сумму 20 миллионов гривен. Но их еще остается немало.

Теперь долги разделены на две части. Одна из них - невозвращенный кредит «Проминвестбанку» на сумму 23,7 миллиона гривен, вторая - долги более мелким кредиторам (от 50 до 500 тысяч). В ходе встречи председателя облгосадминистрации Николая Круглова с председателем правления «Проминвестбанка» В.Матвиенко была подтверждена договоренность: главный кредитор завода не будет инициировать вопросы банкротства, но, ясное дело, усилит контроль за работой и использованием средств на предприятии.

Остальные кредиторы в полмесяца после встречи отрабатывали со специалистами судостроительного завода имени 61 коммунара взаимоприемлемые схемы погашения долгов. При этом были строго выдержаны два условия: долги возвращаются в течение года, гарантировать это обстоятельство завода должна облгосадминистрация. Такие гарантии Николай Круглов дал, пообещав при этом издать специальное распоряжение и заверив, что после его подписи кредиторы получат бюджетные гарантии, и что он, в свою очередь, не даст заводу не выполнить своих обязательств перед кредиторами в полном объеме и в оговоренные сроки.

Скорее всего, конфликт между кредиторами и двумя другими судостроительными заводами Николаева, чья задолженность несколько меньше, будет разрешаться по подобному же сценарию, при поддержке руководства области.

Из прошлых лет известно, что наибольшее социальное напряжение на судостроительных заводах возникало во время заключения коллективных договоров. Год назад именно на этой волне и были созданы стачкомы, начались предупредительные забастовки. Острым получился разговор в ходе заключения коллективных договоров и на 1998 год. Разговор вышел острым. Но, ввиду того, что задолженность по зарплатам сократилась с шести до двух месяцев, что в недрах отрасли ощутимы перемены к лучшему, обошлось без социальных потрясений. Деловой характер диалога - лучшее свидетельство тому, что параллельно с организационными и технологическими происходит и, возможно, наиважнейший - психологический сдвиг. Приходит осознание того факта, что в своем прежнем виде судостроение выжить не может, требуется поиск путей перехода на рыночные рельсы не на словах, а на деле.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме