Наиболее важная сегодня задача украинской промышленности вообще и металлургической отрасли в частности — создание внутреннего рынка. 25% всех объемов промышленного производства и 47% валютных поступлений страны — это показатели именно металлургов.
Не случайно на Втором съезде металлургов Украины, где присутствовал и Президент Украины Леонид Кучма, большое внимание было уделено именно вопросу формирования внутреннего рынка Украины.
Крупнейшими потребителями на внутреннем рынке металла являются предприятия метизной промышленности. Сейчас украинские метизники на десяти заводах перерабатывают 260 тысяч тонн катанки, получаемой с Макеевского и Криворожского металлургических заводов. Имеются потенциальные возможности в ближайшее время увеличить производство до 500—600 тыс. тонн в год, создав при этом до 10 тысяч рабочих мест.
Есть у метизников Украины общая проблема — сырье. К сожалению, сегодня конъюнктура рынка катанки такова, что ее выгоднее реализовывать за рубежом. Да и неустойчива работа Макеевского металлургического комбината вносит свои коррективы. Криворожский металлургический готов поставлять катанку в необходимых количествах, но на условиях полной предоплаты. А для метизников, имеющих дефицит оборотных средств и производственный цикл от 30 до 40 дней, это проблематично.
Как чувствуют себя метизники Украины, можно рассмотреть на примере открытого акционерного общества «Силур» (в недавнем прошлом — Харцызский сталепроволочно-канатный завод).
Предприятие выпускает 60% объема украинского метиза в денежном выражении, причем широчайшего ассортимента. Канаты диаметром от 0,55 мм до 72 мм, проволоки диаметром от 0,175 мм до 6 мм, металлокорды, сетки, трубы, фибры, гвозди. Все это выпускает завод, на котором трудятся 6,5 тысячи рабочих.
Завод, как и все метизные предприятия, «тянет» большой груз нерешенных проблем: отсутствие оборотных средств, недостаточное количество сырья — катанки, ее качество, оставляющее желать лучшего, невозвращенный НДС, достигший 7 млн. гривен. Из-за этих и других проблем три года назад завод оказался на грани остановки. Были законсервированы три из восьми основных цехов. Под угрозой закрытия оказался крупнейший цех по производству металлокорда (только в одном этом цехе трудились 1,5 тысячи рабочих). Надежды на помощь акционеров практически не было.
В России, крупнейшем производителе метизов в Европе, давно решили — чтобы поднять метизную промышленность на удовлетворительный уровень, необходимы многомиллионные вливания. Что акционеры и сделали по отношению к Череповецкому и Орловскому сталепрокатным заводам, группе магнитогорских предприятий. Это, в свою очередь, значительно повысило конкурентоспособность российского метиза.
Принимая во внимание, что на тот момент среди собственных акционеров платежеспособных инвесторов «Силур» не имел, руководство завода три года назад приняло решение ориентироваться на собственные силы и потенциал.
Продолжительная работа на внешнем рынке — а «Силур» экспортирует продукцию более чем в 40 стран — помогла прийти к пониманию, что без европейского качества выпускаемой продукции, без экономичных технологий, без надежного оборудования и значительных мощностей для обеспечения оговоренных с партнерами сроков работы будущего у завода нет. Поэтому акцент был сделан на всестороннюю модернизацию оборудования. И если раньше в процессе производства использовалось дорогостоящее немецкое оборудование, то сейчас все необходимое завод производит самостоятельно.
Результат — свое в пять-шесть раз дешевле импортных аналогов. В короткие сроки был автоматизирован и усилен кадрами проектный отдел, получила дальнейшее развитие собственная строительная компания, в которой сейчас работают 350 квалифицированных специалистов, укреплены ремонтные цехи, именно на их базе и развернуто производство собственного оборудования.
Благодаря усилиям коллектива, за три года накоплен огромный опыт, при ограниченных финансовых возможностях произведена уникальная модернизация, оцениваемая специалистами по западному рынку оборудования в 35—40 млн. долл.
Уникальность такой реконструкции и модернизации производства, проведенной коллективом, возглавлял который Владимир Зубанов, сейчас избранный народным депутатом Украины, вместе с высококвалифицированными заместителями, позволила заводу выйти в лидеры метизной промышленности Украины, стран СНГ и Восточной Европы по качеству и ассортименту. Отсюда же и уверенный взгляд в будущее.
Завод отметили на различных всеукраинских и международных конкурсах: за использование энергосберегающих технологий он занял второе место по Украине и первое по Донецкой области, получил первый приз 2000 года «Золотой Скиф», «Золотую Фортуну» 2001 года за достигнутые показатели, кроме того, «Силур» — неизменный лауреат различных конкурсов качества и модернизации.
Пример «Силура» доказывает, что даже при ограниченных финансовых ресурсах можно добиться многого.
Однако, по глубокому убеждению народного депутата Владимира Зубанова, одним метизникам эти проблемы без помощи акционеров-инвесторов, «больших» металлургов и государства, даже имея примеры такого эффективного хозяйствования, как в «Силуре», не решить. Владимир Зубанов обратился к премьер-министру Украины Анатолию Кинаху с просьбой рассмотреть эти вопросы на заседании Кабинета министров. Даны соответствующие поручения.