СХОЯТ: УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВА

Поделиться
После продолжительных переговоров и дискуссий к середине прошлого года в акте госприемки, позвол...

После продолжительных переговоров и дискуссий к середине прошлого года в акте госприемки, позволяющем ввести в опытно-промышленную эксплуатацию сухое хранилище отработавшего ядерного топлива (СХОЯТ) на Запорожской АЭС, были собраны все необходимые подписи, и 18 июля начата загрузка первого контейнера. Департамент ядерного регулирования Минэкологии еще в мае 2000 года признал проект хранилища в Энергодаре соответствующим нормам и выдал лицензию на его эксплуатацию. Но основной причиной столь длительной задержки оказалась позиция местных властей, готовых дать добро на эксплуатацию СХОЯТ лишь после выполнения определенного объема работ по достройке объектов городской инфраструктуры.

Откровенно говоря, неуступчивость властей была вполне объяснимой. Используя право вето, они отстаивали интересы горожан, что вряд ли было присуще их ситуативным союзникам, выступающим от имени общественности. В качестве контраргумента активно муссировалось мнение о том, что новый объект влечет за собой большую экологическую угрозу, поскольку в Энергодаре якобы планируется создать «могильник» не только украинских, но и зарубежных радиоактивных отходов. Хотя на самом деле это не соответствовало действительности.

Изначально лицензия на эксплуатацию СХОЯТ предусматривала хранение отработавшего топлива только с энергоблоков Запорожской станции. Эти же условия содержал и контракт с американской фирмой, предоставившей технологическую и техническую помощь в создании хранилища. Наконец, его мощности были рассчитаны только на приемку топлива ЗАЭС.

Конечно, было бы нелепо утверждать, что энергодарское хранилище — совершенно заурядный промышленный объект, который даже теоретически не способен оказать влияние на экологию. Не случайно же лицензирование проекта длилось пять лет, и сам он дотошно оценивался 13 экспертизами. В итоге требования по эксплуатации хранилища были предъявлены сверхжесткие — аналогичные тем, что распространяются на ядерные блоки несмотря на то, что СХОЯТ является пассивной системой.

И все же истоки противостояния, пожалуй, следует искать в извечной проблеме издержек, которые неизбежно присущи развитию цивилизации. Поскольку прогресс, сулящий определенные блага, неизбежно влечет за собой обусловленную плату. Но, как водится, зачастую склонные к идеализации поборники экологии не желали учитывать сложившиеся реалии. Упорно настаивая на отрицании, они не предлагали приемлемой альтернативы. Может, отчасти именно поэтому с вводом СХОЯТ в опытно-промышленную эксплуатацию 4 сентября прошлого года дискуссии о целесообразности хранилища с их стороны практически сошли на нет. Хотя сама по себе проблема уже второй десяток лет продолжает оставаться актуальной.

По прогнозам специалистов, блокам Запорожской АЭС грозила остановка еще в 1998 году, поскольку к тому времени бассейны выдержки отработавшего топлива должны были быть заполненными. Со всей очевидностью это нашло подтверждение в 1993—1995 годах, когда в России был введен мораторий на ввоз отработавшего ядерного топлива, и запорожской станции попросту некуда было его девать. В качестве временного выхода пришлось прибегнуть к межблочным перевозкам для обеспечения необходимого количества свободных ячеек в бассейнах выдержки, чтобы уложиться в требования безопасной эксплуатации. Однако это была лишь временная мера, требующая больших затрат и существенно снижающая выработку электроэнергии.

Было бы несправедливо утверждать, что решением проблемы атомщики оказались озадачены лишь после ее возникновения. Еще в 1987 году было принято постановление Минэнерго СССР о создании хранилища отработавшего ядерного топлива на Запорожской АЭС и даже начата реализация проекта, предусматривающего использование транспортных контейнеров. Но после распада СССР 10 закупленных контейнеров так и не были задействованы, поскольку проект был признан бесперспективным.

Госкоматом Украины принял решение о строительстве более надежного и безопасного хранилища, тип которого был утвержден в 1995 году. Выбор сделали в пользу сухого контейнерного хранения, которое уже получило широкое распространение на атомных электростанциях США, Канады, Японии, Германии, Франции, Великобритании. Этот способ временного хранения рассчитан на 40—50-летнюю эксплуатацию. Столь продолжительный промежуток времени позволяет не только принципиально решить проблему, но и создать постоянные хранилища.

По итогам тендера наиболее предпочтительным был признан проект СХОЯТ, предложенный американской компанией Duke Engineering & Services. Прежде всего потому, что он уже был внедрен на шести атомных станциях и на практике доказал свою надежность и безопасность эксплуатации. Технические характеристики топливных сборок украинских реакторов ВВЭР-1000 соответствуют американским PWR, а возможность выполнения всех операций по загрузке и герметизации контейнеров в реакторных отделениях энергоблоков сводит к минимуму опасность радиоактивного загрязнения.

К тому же были учтены простота технологических операций, возможности использования существующего оборудования энергоблоков, изготовление контейнеров на предприятиях Украины, относительно низкая их стоимость. Немаловажную роль сыграло и согласие американской стороны предоставить технологию практически бесплатно — в счет помощи. А о масштабах затрат по реализации проекта можно судить хотя бы по тому, что только специально разработанный и изготовленный транспортер, предназначенный для перемещения контейнеров, который американцы предоставили бесплатно, оценивается в миллион долларов.

Проект сухого хранилища на территории Запорожской АЭС в перспективе предполагает содержание 380 контейнеров с 9 тыс. сборок отработанного ядерного топлива. Его первая очередь рассчитана на хранение 100 контейнеров. Каждый из них весом в 144 тонны состоит из двух основных компонентов — внутреннего (многоместной герметичной корзины) и внешнего (вентилируемого бетонного контейнера). Корзина, выполненная из углеродистой стали повышенной прочности, представляет собой герметично закрытую емкость для размещения 24 отработавших тепловыделяющих сборок в инертной газовой среде. Контейнер из высокопрочного бетона является конструктивной опорой для корзины, защищает ее от воздействия внешних факторов, обеспечивает естественное охлаждение и биологическую защиту обслуживающего персонала. В принципе, контейнер относится к рядовым технологическим изделиям. Определенная сложность заключается лишь в изготовлении его внутрикорпусного устройства, представляющего собой блок шестигранных труб. Но и эта задача была решена при помощи института электросварки имени Патона и харьковского «Укрэнерго».

Согласно условиям опытно-промышленной эксплуатации СХОЯТ, в эксплуатации находится три загруженных контейнера. На станции пока не склонны к конкретным оценкам полученного экономического эффекта, однако, по предварительным данным, сумма сэкономленных средств составляет порядка 10 млн. долларов. В целом же хранение отработавшего топлива на станции, по сравнению с его вывозом в Россию, позволит сократить расходы в 10—12 раз.

— Последний эшелон с отработавшим топливом мы отправили в прошлом году, — говорит генеральный директор ЗАЭС Владимир Пышный, — и в нынешнем году вывозить его не планируем. В мае намерены приступить к сборке 11 комплектов герметичных корзин, которые, согласно контракту, получены из США, а в сентябре будем устанавливать новые контейнеры. Взятые на себя обязательства по достройке города станцией выполняются, поэтому на полноценное введение хранилища в эксплуатацию эта проблема влиять не должна.

Согласно контракту, еще 11 герметичных корзин будут изготовлены совместно с американцами, а все последующие — заводом нестандартного оборудования и трубопроводов, являющегося структурным подразделением Запорожской АЭС. На подготовку производства заводом затрачено порядка 7 млн. грн., однако самостоятельное производство первых двух-трех контейнеров уже позволит достичь рентабельности. Для предприятия это выгодный заказ, составляющий треть общего объема производства абсолютно ликвидных изделий. Поэтому к реализации данной программы на заводе относятся весьма тщательно, планируя уже к июлю полностью справиться с подготовкой производства. В качестве смежников задействован ряд украинских предприятий, которые уже поставляют необходимые материалы и элементы.

К окончанию срока действия лицензии на опытно-промышленную эксплуатацию СХОЯТ, которое наступит 30 ноября, эксперты должны дать заключение относительно ввода его в промышленную эксплуатацию.

По итогам работы хранилища есть все основания полагать, что вывод окажется положительным. По крайней мере, результаты мониторингов свидетельствуют о его надежном и безопасном функционировании. Это подтверждается и результатами научных исследований российского института по ядерным реакциям в Димитровграде, куда еще в 1994 году были оправлены тепловыделяющие сборки с Запорожской АЭС. Несмотря на то, что сборки хранятся в более неблагоприятных условиях, чем в СХОЯТ, их состояние не вызывает опасений.

Еще одним аргументом в пользу сухого хранилища является тот факт, что в перспективе оно позволит повторно использовать отработавшее топливо после соответствующей доработки. Однако эта задача уже более отдаленной перспективы, которая станет реальной с созданием постоянного централизованного хранилища отработавшего топлива. По планам НАЭК «Энергоатом», его намерены построить после 2015 года в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Пока этот процесс в стадии рассмотрения проектов. А тем временем в России уже активно осуществляется график строительства завода по переработке ядерных отходов в Красноярске.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме