СЕРТИФИКАТЫ: ЖИЗНЬ БЕЗ СЛАВЫ, АГОНИЯ БЕЗ КОНЦА

04 июля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 27, 4 июля-11 июля 1997г.
Отправить
Отправить

С первым июля вас, дорогие сограждане, с первым днем второго (по календарю и.о. председателя Фонда госимущества В.Ланового) этапа приватизации!..

С первым июля вас, дорогие сограждане, с первым днем второго (по календарю и.о. председателя Фонда госимущества В.Ланового) этапа приватизации! Написала столь оптимистичные строки - и в душе порадовалась. Звучит-то как... Словно 1 апреля! Ведь сколько ни вглядывайся в первый июльский день, а за ним и во второй, третий, а приметы нового этапа как-то не просматриваются. Думаю, все из-за погоды - тают в знойной дымке и «предварительное погашение кредиторской задолженности, в том числе и по заработной плате», обещанное в качестве нового слова в приватизации, и «внедрение механизмов корпоративного управления», и «переход к банковским методам контроля за выполнением приватизационно-имущественных обязательств»...

Но это цветочки. Ягода же одна на всех, большая и кислая (а для бюджета даже горькая): ну не становится нынешняя приватизация менее сертификатной и более денежной, чем, к примеру, в январе-феврале. Агонизируя, приватизационные имущественные сертификаты продолжают свой скорбный путь длиной вот уже четыре с половиной года. Впрочем, эта претензия скорее не к Владимиру Лановому, который хоть и объявил новую, денежно-приватизационную жизнь с 1 июля, но от идеи продления выдачи сертификатов не отказался, а к многоуважаемому депутатскому корпусу Верховной Рады, так до сих пор и не определившемуся - а чего ему, собственно, хочется...

Помнится, 27 декабря минувшего года парламент дружно пожелал, чтобы получение приватизационных сертификатов продолжалось в течение еще полугода, т.е. аккурат до 1 июля. Хотя уже тогда было ясно, что это вряд ли обеспечит больше одного, от силы двух процентов дополнительного «охвата» и ни с экономической, ни с политической точки зрения не оправданно. В законе о государственной программе приватизации, наконец-то подписанном Президентом и после опубликования готовящемся вступить в жизнь, акценты несколько сместились, причем не в пользу ваучеров - бюджетный молох настоятельно требовал от приватизации денег. Если уж точно - 500 миллионов гривен. Однако в основополагающем приватизационном документе, где имеется много интересного и потенциально полезного не только на год 1997-й, но и на перспективу, так и не нашлось места одному ма-аленькому вопросу - а как же быть с сертификатами после 1 июля. В качестве оправдания разработчиков замечу, что и само второе полугодие представлялось тогда настолько эфемерным и отдаленным... Ну почти как полное погашение в нашей стране задолженности по заработной плате.

Однако день настал. Большинство депутатов, по роду службы разбирающихся в вопросах приватизации, сошлись во мнении, что тянуть ваучеры в будущий год - мягко говоря, нелепо. Но не использовать, попросту уничтожить 6-7 млн. невостребованных сертификатов - нелепо вдвойне. Потому что речь идет более чем о 10 процентах имущества, выданного государством под «народную» приватизацию, и их можно под тем или иным соусом, в пользу тех или иных структур переделить. Так и возникли три позиции по поводу будущего закона и постановления ВР под кодовым названием «Прощай, сертификат!» Официально заявленные 1 июля (надо же, какое совпадение!), они фигурировали в сессионном заседании в минувший четверг.

Наиболее гуманистичным, отражающим интересы рядового гражданина, но и наименее рыночным выглядел, безусловно, проект группы депутатов во главе с Павлом Кузнецовым. Вкратце он сводился к тому, что парламент не имеет права распорядиться невостребованными ваучерами иначе, чем, записав - после прекращения выдачи - общую сумму «остатка» на государственный внутренний долг, после 1 июля 1998 года выплатить номинальную стоимость ваучера каждому несостоявшемуся владельцу. Естественно, из госбюджета, по специально разработанному графику... Видимо, не остыв еще от бюджетных баталий, парламентарии даже обсуждать подобную утопию не согласились.

Проектом председателя подкомиссии по вопросам приватизации Геннадия Угарова предлагалось невостребованные сертификаты продать. С аукциона. Кому? Тем, кто в состоянии их купить, а затем распорядиться ими, т.е. инвестиционным компаниям. Данный, чего греха таить, во многом лоббистский по отношению к субъектам фондового рынка механизм обещал не только ускоренную приватизацию по существующим схемам, не только «уравнивание» в правах невостребованных приватизационных и компенсационных сертификатов, но и некоторые деньги для госбюджета. Они, по замыслу автора, должны распределяться по законодательно утвержденному соотношению: 60 процентов - на погашение задолженности по обесценившимся вкладам населения и 30 - на погашение задолженности по зарплатам и социальным выплатам.

А что если бюджет обойти? А заодно потеснить приватизационное законодательство? Такую не очень оригинальную по нынешним меркам мысль попытался воплотить в своем законопроекте председатель подкомиссии по небанковским финансовым институтам Игорь Квятковский. И, знаете ли, преуспел. Законопроект получился настолько политически выверенный и популистски привлекательный, что заслужил даже поддержку председателя Верховной Рады Александра Мороза. Судите сами - никаких там инвестиционных компаний и прочих трастов, этих кровопийц на теле народном. Создается внебюджетный Фонд социальной защиты, финансирующий только лишь социальные программы, утвержденные Верховной Радой. Все невостребованные приватсертификаты зачисляются на его специальный депозитный счет, а потом обмениваются на соответствующее количество акций по их номинальной(!) стоимости. Почему по номинальной, если большинство владельцев сертификатов, кроме членов очень трудовых коллективов, покупало акции по сложившейся цене - это, конечно, загадка. Может быть, потому, что широким парламентским массам все равно, а инициаторы очень даже заинтересованы: при таком подходе активы Фонда, по подсчетам Игоря Васильевича, достигнут 1 млрд. долларов (цифра даже для украинских банков запредельная).

Акции (естественно, самых-самых лучших, потенциально привлекательных предприятий, и это предлагалось утвердить законом - дело-то святое!) будут постепенно перепродаваться, но уже по ценам вторичного рынка разным инвесторам - портфельным, стратегическим, заграничным... В итоге гарантировано порядка 240-250 млн. долларов, или 400 млн. гривен в год в качестве прибыли Фонда, о чем открыто заявляет автор проекта. Или, скажем, на несколько порядков меньшей прибыли для первых руководителей Фонда, о чем поговаривают скептики в кулуарах ВР.

Понимаю, подозрение неприятнейшее, но все мы научены горьким опытом и знаем, что деньги имеют свойство перетекать в направлении, диаметрально противоположном социальным нуждам стариков, многодетных и прочих незащищенных категорий. А когда создается структура с неясным статусом (инвестиционный банк? Так ведь не банк; альтернативный Фонд госимущества? Судя по некоторым функциям, очень похоже. - Н.Я.); когда контролировать ее предлагается с помощью наблюдательного совета из семи человек, который на период парламентских каникул наделяется даже полномочиями утвердить временное положение о ней; когда в законопроекте больше внимания уделено руководящим лицам нового Фонда, нежели описанию его места в существующей системе приватизации и механизмов продажи акций - тогда что прикажете предположить? Ну ясное дело - социальный заказ на ускоренную распродажу самого-самого, на растягивание единой вертикали органов приватизации. Но, как мы знаем, от социально незащищенных и обездоленных такие заказы не поступали.

К чести депутатов: несмотря на приближающиеся выборы, они все-таки не «клюнули» на заманчивую соцзащиту с туманными последствиями. Не собрав больше 207 голосов, проект

И.Квятковского так и остался проектом. Зато обращение приватсертификатов, а заодно и сертификатов компенсационных, в очередной раз пришлось продлить - по 30 сентября с.г. включительно. Надо же успеть договориться, что делать с приватизационными бумагами в октябре.

А пока «Чапай думает», у меня есть одно весьма радикальное предложение - собрать невостребованные сертификаты и сжечь. Экономически не обоснованно? Пусть, зато от соблазна подальше, да и ущерба от неминуемых разборок будет поменьше. Если семь миллионов граждан от своей доли госсобственности отказались, то не с руки теперь нашим парламентариям оспаривать сей осознанный выбор. Тем более, что они палец о палец не ударили, чтобы загодя пойти своим избирателям навстречу, разрешив куплю-продажу приватсертификатов. А ведь всего-то делов и было...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК