Вот уже со вторника в Фонде госимущества на различных собраниях-заседаниях подводят итоги уходящего года. Что ж, неделя - это немного, если учесть, что реформаторское влияние ФГИ на реальный сектор экономики сильнее, нежели всех наших отраслевых министерств вместе взятых и вполне сопоставимо с влиянием Национального банка Украины в финансовой сфере. Невзирая на хулу и периодические заторы на пути, приватизация по-прежнему движется. И это уже результат, так как в целом на фронте экономических преобразований в Украине результативного движения практически не наблюдается...
О завершении малой приватизации работники Фонда отрапортовали еще летом, и теперь общий показатель выполнения намеченного в президентском указе годового задания зашкаливает где-то за 120 процентов. По большой, преимущественно сертификатной приватизации такого итога не предвидится. По предварительным данным, план 11 месяцев выполнен примерно на 85 процентов. В числовом выражении это значит, что с начала года приватизированы или находятся «в процессе» 2843 крупных и средних предприятия.
Будем, однако, откровенны: в 1996-м продолжал довлеть вал, который если когда-нибудь и раскупится, то лишь по бросовым ценам. Интересных, инвестиционно привлекательных предприятий на аукционах оказалось намного меньше, чем было обещано в начале года. Взять тот же лакомый для инвесторов Николаевский глиноземный завод - уже почти 20 месяцев находится он в процессе приватизации, но пакет акций до сертификатного аукциона еще не дошел. Возможно, дойдет в феврале-марте, намечают новый срок специалисты. Примерно такая же ситуация и с приватизацией крупнейших металлургических комбинатов Украины. А ведь продажа за сертификаты, условно говоря, 10% акций «Запорожстали» дала бы возможность отоварить столько же ваучеров, сколько продажа акций 100 предприятий классом пониже.
В этом смысле те граждане и финансовые посредники, которые, несмотря на массированную психологическую «артподготовку», не поспешили вложить свои и доверенные им приватизационные сертификаты, возможно, не проиграли, а совсем наоборот. Сертификатная приватизация продолжается - как минимум, по 31 декабря 1997 года. И при желании все неотоваренные приватизационные имущественные сертификаты - а их в Украине еще порядка 17 млн. штук -отоварить можно (другой вопрос, по какой цене). И с получением самих ваучеров в Сбербанке по-прежнему не спешить. В припадке большой любви к приватизации и заботе о ее «социальной защищенности» наш парламент вчера проголосовал за продление срока их выдачи еще на полгода - до 1 июля 1997-го.
Напрасно работники Фонда госимущества доказывали, что этого делать не стоит: если к 1 июля с.г. было выдано 75% ваучеров, то к декабрю к этой цифре прибавилось лишь 7%, стало быть, все, кто хотел, ценные бумаги уже получили. А для тех, кто не успел этого сделать по уважительной причине - в связи с прохождением службы в армии, к примеру, - срок выдачи предполагалось продлить, разработав для этого специальный порядок. Так что даже на младенца, родившегося в Украине в последние часы 1996-го, родители смогли бы получить полагающийся сертификат. И для этого вовсе не требовалось особого вмешательства Верховной Рады.
Иное дело - сертификаты компенсационные и чеки жилищные. Срок их обращения также продлевается до 31 декабря будущего года. Но что касается механизмов, полной ясности по-прежнему нет. А также с программой приватизации на 1997 год, в которой должна быть наконец определена генеральная линия приватизационного процесса.
Пока Фонд госимущества как бы меж двух огней. С одной стороны, в откорректированном по решению Кабмина проекте программы-97 значатся небывалые доселе объемы поступлений от приватизации в бюджет - 500 млн. грн. Хотя всем специалистам понятно, что выколачивание денег и осмысленный поиск эффективного собственника - вещи не очень совместимые, да правительству не до жиру... С другой - приняв в третьем чтении закон о большой приватизации, парламент практически «зарубил» идею проведения конкурсов под инвестиционные обязательства, этот важнейший источник добывания денег от продажи пакетов акций приватизируемых предприятий.
По идее, спасительной соломинкой должен бы стать разумный компромисс между нашими многоуважаемыми «ветвями» - законодательной и исполнительной, но во всем, что касается украинской приватизации, он бывает лишь в самую последнюю очередь. Вот и встречает она новый 1997-й в состоянии некоей растерянности...