Наказание следует?
Парламентская дискуссия по бюджетным вопросам имела к экономике отношение примерно такое же, как приветствие американо-украинско-японскому космическому экипажу, прозвучавшее в сессионном зале Верховной Рады также в пятницу, но несколькими часами ранее. А уж отношение к реальной жизни - еще меньшее. Ну что с того, что председатель бюджетного комитета Юлия Тимошенко еще раз со вкусом пометала громы и молнии в адрес Президента, который 8 августа подписал указ о сокращении бюджетных расходов на нынешний год? Что проку в попытках признать Леонида Кучму превысившим свои полномочия и рекомендовать ему 259 депутатскими голосами отменить собственный указ? Даже если соответствуют действительности утверждения, будто именно «злонамеренный» президентский росчерк пера привел к тому, что социальные расходы сократились в среднем на 40 процентов, а на здравоохранение - на 25, что толку теперь, во второй половине сентября, это констатировать? Да, возможно, указ плох, очень плох, ужасен...- и так далее по нарастающей, но денег-то от таких констатаций в казне упорно не прибавляется.
У Верховной Рады был шанс - не пойти в конце июля в отпуск и выполнить свой конституционный долг, самостоятельно внеся корректировки в бюджет в соответствии со сложившимися реалиями. Однако право вносить изменения в расходные статьи она делегировала Президенту - на основании ст.33 закона о бюджетной системе. И это правильно: ну да кто ж пожертвует собственным отпуском ради общественного бюджета - в условиях падающей экономики и массовых неплатежей при любом авторстве нереального?
Увы, похожая судьба уготована и госбюджету-99, проект которого на этой неделе был представлен парламенту, и вновь на волне острейшей политизации. Казалось бы, какой такой глубинный экономический смысл настаивать на подаче бюджета в положенный срок, именно к 15 сентября, когда за текущую неделю гривня девальвировалась более чем на 10 процентов и никто в стране не может спрогнозировать ее курс на ближайшие месяц-два, не то что объем валового внутреннего продукта на будущий год. И зачем стране заведомо плохой бюджетный закон - а то, что он выйдет именно таким, ясно уже сегодня, ведь парламент до сих пор не удосужился внести коррективы в существующие отношения между бюджетами центральным и местными. Что, внести такие изменения снова Президент помешал?
Доходы госбюджета-99 прогнозируются в сумме 22,2 млрд. гривен, расходы - на уровне 22,9 млрд., дефицит бюджета - в 0,7 млрд., сообщило на этой неделе со ссылкой на пресс-службу Минфина агентство «Интерфакс-Украина». Увы, все это пока больше из курса занимательной арифметики, ведь, как мы помним, в июле при обсуждении бюджетной резолюции-99 парламентские фракции настаивали на дефиците и в 5, и в 8 процентов ВВП. Совместить же несовместимое у Юлии Тимошенко и ее коллег по бюджетному комитету вряд ли получится. Впрочем, как уже очевидно, не особо и хочется. К чему молодой, пламенной «громадовке» все эти скучные цифры, тяжкая работа по согласованию позиций, когда через год - президентские выборы?..
Не знаю, как кто, а я начинаю слегка грустить по тем недавним временам, когда парламентский комитет по вопросам бюджета возглавляли господа Азаров, Пустовойтовский. Тогда этот комитет, несмотря на имевшиеся «нюансы» в его работе, все-таки можно было причислить к экономическим. В нынешнем созыве Верховной Рады мы такой «роскоши», похоже, лишены...