С НОВЫМ ГОДОМ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ ГРУЗООТПРАВИТЕЛИ

28 марта, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 13, 28 марта-4 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

Железнодорожные тарифы меняются до десятка раз на год. Не по злой воле железнодорожного начальств...

Железнодорожные тарифы меняются до десятка раз на год. Не по злой воле железнодорожного начальства - оно четко понимает, что доходы ведомства зависят от количества перевезенных грузов и, в отсутствие директивных органов, само боится, чтоб грузы по Украине или на экспорт не ушли другими видами транспорта или вообще не стали бы объезжать негостеприимные магистрали страны. Повышать тарифы заставляет повышение цен на энергоносители, материалы и запасные части, необходимые для того, чтобы поезда были в состоянии передвигаться.

Длинная и нудная процедура согласования новых тарифов стабильно сводит на нет их положительный эффект. Пока бумаги ходят по инстанциям, либо смежные дороги стран ближнего зарубежья уже работают по новым тарифам (в России больше доверия к МПС, эту процедуру оно проводит самостоятельно), либо то, что необходимо железным дорогам, уже подорожало.

Но есть день, когда изменение тарифов столь же неизбежно, как победа мировой революции. Это первое апреля. Для многих это день Смеха. Для других - новый год. Новый тарифный год, фрахтовый год. Что нового принесет грузоотправителям, а значит, и всем нам?

Об этом наш разговор с заместителем генерального директора «Укрзалiзниці» по экономике Михаилом МАКАРЕНКО.

- Опять очередное повышение грузовых тарифов и, как результат, рост транспортной составляющей, рост цен?..

- Отнюдь. Вводимая в действие с 1 апреля тарифная политика - не очередная, а принципиально новая. Мы отходим от устаревших принципов тарифной политики Российской империи - СССР с их громадными расстояниями, государственным заказом на перевозки в особо отдаленные районы, а значит, и от соответствующих социальным заказам тарифов. Реалии нынешней экономики Украины и зарубежных стран, использующих нашу, до сих пор уникальную железнодорожную сеть, диктуют другие подходы. Наша задача - сохранить традиционную клиентуру, вернуть «ушедших» на другие виды транспорта или на другие маршруты, привлечь новых грузоотправителей.

Повышение тарифов будет, но только на дорогие товары: машины, оборудование, отделочные материалы, стекло, автомобили, продукты питания, подакцизные товары и т.д. На перевозку таких грузов тариф возрастет в среднем на 45 процентов (если транспортная составляющая в конечной цене не превышает пяти процентов). При этом за счет применения принципиально новых запорно-пломбировочных устройств, разработанных в Виннице и не имеющих аналогов в СНГ и дальнем зарубежье, непрерывного отслеживания продвижения грузов, их охраны и сопровождения спецподразделениями ВОХР, повысится сохранность перевозок ценных грузов. Таким образом, транспортная составляющая в конечной цене этих товаров увеличится не более чем на 0,2 - 2 процента.

Грузоотправителям наши тарифы выгодны, мы планируем по примеру россиян ввести контейнерные грузовые поезда-экспрессы по главным маршрутам. Ценные грузы будут доходить быстро, гарантированно и в строго определенные сроки.

На грузы с транспортной составляющей в цене до десяти процентов тариф будет повышен в среднем на семь процентов. В этот класс грузов входят пшеница, сахарная свекла, пиломатериалы, овощи, фрукты... И здесь рост транспортной составляющей в конечной цене не превысит те же два процента. При тех же принципах обеспечения качества и сохранности.

Но на грузы, составляющие львиную долю всего, что отправляется, действующий тариф будет снижен на 25 процентов. Это - уголь, кокс, железная руда и железорудные концентраты, щебень, цемент, кирпич, удобрения. Надеемся, что существенное удешевление перевозки сырья стимулирует другие отрасли экономики.

- Грузоотправители постоянно жалуются не столько на железнодорожный тариф, но на многочисленные дополнительные сборы, количество которых доходит до трех десятков... Немало жалоб из «глубинки» на произвол начальников станций, насчитывающих сборы, как им заблагорассудится.

- Вдвое уменьшается количество услуг, оказываемых грузовладельцам по договорному тарифу. При этом сами услуги будут оказываться по-прежнему, но они будут включены в тариф за перевозки грузов, так что дополнительная плата не потребуется.

- Еще больше жалоб за оплату внеплановой подачи вагонов. Грузоотправители удивлены: объемы перевозимых грузов год от года падают, а транспортники словно соревнуются в отпугивании клиентов. Зачем брать с клиента за «дополнительный план» подачи вагонов?

- Расходы на внеплановую подачу вагонов реальны. Их надо в нужное место и в нужное время доставить нуждающемуся в них грузоотправителю в соответствии с достаточно громоздким «планом регулировки». Это - работа локомотивов и локомотивных бригад, персонала станций, диспетчерских и вагонных служб, расход топлива. При нынешних проблемах такие расходы особенно чувствительны. Однако не потерять грузовую базу и грузоотправителей - еще важнее. Отдельной платы за внеплановую подачу вагонов в новой тарифной политике не будет.

- Это уже приятные новости. Есть еще такие?

- На перевозки местных, в пределах одной дороги, грузов начальники железных дорог могут сами предоставлять скидки до 20 процентов. Нижний предел скидки тарифа определяется экономической целесообразностью - нельзя же возить себе в убыток.

Начальники дорог отлично ориентируются в особенностях своего региона и в состоянии сами оперативно принимать оптимальные решения, не тратя время на согласования. Хотя из-за изменений в руководстве отрасли планомерная реструктуризация железнодорожного транспорта запаздывает, реформы в возможных рамках начинаются. Предоставление права начальникам дорог устанавливать скидки на перевозки местных строительных грузов, определять, по согласованию с местными администрациями, пригородные и местные пассажирские тарифы - один из таких шагов.

Рыночные отношения, а не чья-то прихоть, будут определять и положение на рынке транспортно-экспедиторских услуг. Мы анализируем работу транспортно-экспедиторских фирм по основным параметрам: объемы предъявляемых грузов, дисциплина платежей, инвестиции в развитие инфраструктуры транспорта. Рейтинги ТЭК будут регулярно публиковаться. Полная гласность приведет к тому, что грузоотправители пойдут к надежным экспедиторам. Активно обсуждается вопрос о сокращении количества экспедиторов, об официальном утверждении института фрахтовых агентов, о предоставлении преимуществ зарекомендовавшим себя на международном рынке транспортно-экспедиторских услуг отечественным фирмам.

В 1997-м фрахтовом году предусматривается установление согласованной сквозной ставки, введение специального тарифа за перевозки экспортно-импортных и транзитных грузов, предусматривающих обширную шкалу дополнительных скидок, зависящих от объема предъявляемого экспедитором груза, утверждение постоянных тарифных расстояний.

«Укрзалізниця» готова, для загрузки украинских морских портов, объявлять специальные ставки на уровне себестоимости перевозки грузов.

- Это пожелания или конкретные решения?

- Это решение комиссии по тарифной политике «Укрзалізниці». Новая тарифная политика и тарифы на внутригосударственные перевозки полностью проработаны, прошли анализ и согласованы со всеми причастными министерствами и ведомствами. Ожидается, что в ближайшие две недели они будут утверждены, как и положено, решением Кабинета министров.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК